Слайд 1Фазиль Абдулович Искандер
(1929-2016)
Слайд 2Фазиль Абдулович Искандер
(1929-2016)
Родился 6 марта 1929года в Сухуми (Абхазия), в
семье иранца - владельца кирпичного завода. В 1938 отец Фазиля был выслан из СССР. С тех пор Искандер больше никогда его не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.
Слайд 3Биография
По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая
личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето. Он был главным воспитателем Фазиля, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.
Слайд 4Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Поступил в Библиотечный
институт в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А.М.Горького, который окончил в 1954 году.
Слайд 5В 1954-1956 годах работал журналистом в Брянске (газета "Брянский комсомолец") и
Курске (газета "Курская правда"). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х.
Слайд 6Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах "Литературная Абхазия",
"Юность", "Новый мир", "Неделя".
Фазиль Искандер - лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии "Триумф" (1999).
Слайд 7Искандер — академик РАЕН (1995), Академии российского искусства (1995), Независимой академии эстетики
и свободных искусств (1995), почетный доктор Норвичского университета (США), член и лауреат Баварской академии изящных искусств (Германия).
Фазиль Искандер награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1999), II (2004) и IV (2009) степеней, орденом "Честь и слава" I степени Абхазии (2002).
Слайд 9Вопросы
Каким вы представляете главного героя?
Как он относится к своим товарищам?
Расскажите о
Шурике Авдеенко, отличнике Сахарове, Адольфе Комарове.
Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
Слайд 10Даже во время
смеха не переставал быть отличником.
Его редко ругали, но
ещё реже
Слайд 11Образ учителя
Случайно ли автор дал ему такое отчество?
Почему на
уроке математики всегда была тишина?
Какое чувство оставил у вас образ учителя?
Слайд 12Вопросы
Чего боялся главный герой рассказа?
На что он был готов?
Догадался ли учитель,
что «бесстрашный малярик» не готов к уроку?
Слайд 13Вопросы
С какой целью учитель рассказывает о подвигах Геракла?
Почему Харлампий Диогенович сравнил
героя рассказа с Гераклом?
Кто такой Геракл? Во имя чего он совершал подвиги?
Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла.
Слайд 14удушение
Немейского льва
убийство
Лернейской гидры
истребление Стимфалийских птиц
поимка
Керинейской лани
укрощение
Эриманфского вепря
очистка Авгиевых конюшен
укрощение
Критского быка
похищение коней
Диомеда
похищение пояса Ипполиты
похищение
коров Гериона
похищение золотых
яблок Гесперид
укрощение
пса Кербера
Слайд 15Вопросы
Что испытывает герой? Каково его состояние?
В воздухе запахло какой-то опасностью. Захлопнулся
маленький капканчик. Сердце моё с размаху влепилось в спину. Голос мой подымается прямо из живота. Казнь. От ужаса и отвращения.
Какова реакция класса?
Смотрел на меня и ждал. Ждал, что я буду проваливаться. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее. Сдерживал хихиканья. Смеялся. Хохотал.
Слайд 17Выводы
Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не
из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное - у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».
Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».
Слайд 18Выводы
В чем состоит главная идея этого рассказа?
Какой смысл вкладывал автор в
название своего рассказа?
Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?
Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним заданиям» . Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора» . Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого» .
Слайд 19Практическое задание
Каким, по вашему мнению, должен быть учитель?
Слайд 20«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял
наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.»
Слайд 21Домашнее задание
Сочинение «Еще один случай на уроке у Харлампия Диогеновича».
Сочинение «
Каким вы представляете рассказчика». Стр.157 (план)