Слайд 1Презентация
Третья волна эмиграции
1966–1990 гг.
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4Массовый отъезд советской научной и творческой интеллигенции за рубеж в 1966–1990
гг., названный третьей волной (потоком) эмиграции, был обусловлен социально-историческими и эстетическими причинами.
Слайд 6Третья волна эмиграции связана с началом диссидентского движения в конце 1960-х
годов и с собственно эстетическими причинами.
Слайд 7Эмиграция явилась результатом разочарования в кратковременности «оттепели», реакцией на идеологическое и
политическое давление тоталитарной власти, контроль над писательским сообществом и жесткий цензурным режим.
Слайд 8 Эмиграция - следствие вытеснения из советской литературы писателей, которые создавали
новаторские в тематическом и стилистическом отношении произведения.
Слайд 9Большинство эмигрантов третьей волны формировались как писатели в период хрущевской «оттепели»
с ее осуждением культа личности Сталина, с провозглашаемым возвращением к «ленинским нормам жизни».
Слайд 11Писатели вдохнули воздух творческой свободы: можно было обратиться к прежде закрытым
темам ГУЛАГа, тоталитаризма, истинной цены военных побед.
Слайд 13Стало возможным выйти за рамки норм социалистического реализма и развивать экспериментальные,
условные формы.
Слайд 14Но уже в середине 1960-х годов свободы начали свертываться, усилилась идеологическая
цензура, подверглись критике эстетические эксперименты.
Слайд 15Идейными течениями, предшествовавшими третьей волне эмиграции, были «шестидесятничество» и диссидентство.
Слайд 17«Шестидесятники» -
А. Твардовский, Е. Евтушенко,
А. Вознесенский, Р. Рождественский,
Б.
Окуджава, В. Высоцкий -
отстаивали идею социализма «с человеческим лицом», осуждали антидемократические акции властей, не отказываясь вместе с тем от сотрудничества с ними.
Слайд 19В годы брежневского правления, особенно после ввода войск в Чехословакию в
1968 г., диссидентство превратилось в общественное движение, целью которого было разрушение социализма как общественной формации, а главным легальным методом – правозащитная деятельность.
Слайд 21Его духовными вождями были
А. Сахаров и А. Солженицын.
Из писателей
- диссидентов можно назвать
В. Максимова, А. Гладилина, Г. Владимова,
А. Синявского, А. Зиновьева и др.
Слайд 23 В 1960–1980-е гг у диссидентов было три основных пути:
-
за решетку
- в психиатрическую лечебницу
- в эмиграцию.
Слайд 24Часто третий путь оказывался единственным спасительным, однако открывался он преимущественно для
представителей гуманитарной интеллигенции, не располагавших секретными (по мнению властей) сведениями.
Слайд 26Середина 60-х годов – период новых гонений на творческую интеллигенцию и
в первую очередь на писателей.
Произведения А. Солженицына запрещены к публикации.
Слайд 27Начались преследования
Виктора Некрасова
Слайд 30Возбуждено уголовное дело против
Юлия Даниэля
И
Андрея Синявского, был арестован.
Слайд 32Иосиф Бродский осужден за тунеядство и сослан в станицу Норенская.
Саша Соколов лишен
возможности
печататься.
Слайд 33КГБ запугивал
Василия Аксенова
Сергея Довлатова
Владимира Войновича
Слайд 34Поэт и журналистка Наталья Горбаневская за участие в демонстрации протеста
против
вторжения
советских войск в
Чехословакию была
помещена в
психиатрическую лечебницу.
Слайд 37Первым писателем, депортированным на запад, становится в 1966 г.
Валерий Тарсис
Слайд 38СССР начинает покидать интеллигенция, деятели культуры и науки, в том числе
писатели
Слайд 39Из них многие лишены советского гражданства –
Александр Солженицын
Слайд 40В 1974 г. во Франции под редакцией
А. Солженицына
выходит сборник «Из-под
глыб», который способствовал объединению почвеннического крыла русской эмиграции. В нем были подробно изложены идеи религиозного и национального возрождения.
Слайд 43лишен советского гражданства
Василий Аксенов
Слайд 44Развивает фантастический реализм, приведший к созданию антиутопии «Остров Крым».
«Москва 2042»
Войновича, «Французская ССР» Гладилина.
лишен советского гражданства
Владимир Максимов
В 1974 г. В. Максимов
начинает издавать
журнал «Континент».
Это издание
леволиберального
направления.
Слайд 45лишен советского гражданства
Владимир Войнович
Развивает
фантастический реализм, приведший к созданию антиутопии
«Москва 2042».
Слайд 46
В. Войнович в «Москве 2042» использует машину времени и посылает
главного героя, писателя Карцева, в Советский Союз будущего.
Карцев находит общество на грани экономической агонии, политического и морального упадка.
Столкнувшись с разными проявлениями тоталитарной действительности, неожиданно для себя Карцев оказывается организатором новой революции, неизбежность которой предсказывает автор.
Слайд 48 Большинство русских писателей эмигрирует в США, где формируется мощная русская
диаспора
эмигрировал в США
Юз Алешковский
Слайд 50эмигрировал в США
Георгий Владимов
Г. Владимов в 1984 г. стал главным редактором
журнала второй эмигрантской волны «Грани»,
хотя это скорее исключение.
Слайд 51Интересны искания
Георгия Николаевича Владимова
(Волосевича)
(1931, Харьков – 2003, Нидерхаузен,
похоронен в Переделкино) –
прозаика, публициста,
литературного
критика.
Слайд 52Наиболее известна его «Повесть о караульной собаке». «Верный Руслан» – первоначально
небольшое произведение, в основу которой лег реальный случай из лагерной жизни. После амнистии на месте исправительного лагеря построили пионерский. И когда первая партия ребят шла лесной тропой к лагерю, из кустов вдруг выскочили одичавшие караульные собаки и беззвучно выстроились по обе стороны колонны, привычно охраняя ее. Условный рефлекс. Чувство служебного долга. Этот жуткий эпизод и стал основой авторского замысла, из которого выросла история собаки, чья верность Хозяину и служебное рвение потрясли впоследствии весь мир. Повесть пошла гулять в самиздате без фамилии автора. В 1975 г. Владимов дает согласие на публикацию «Верного Руслана» в журнале «Грани» (ФРГ).
Слайд 54Реакция властей последовала незамедлительно: «запретить» и «исключить».
Книги Г. Владимова перестали
печатать, они изымались из библиотек, спектакли по его сценариям сняли с просмотра.
Тучи над писателем начали сгущаться еще раньше, после публикации романа
«Трех минут…», который стал
суровым приговором
административной
системе.
Слайд 56Г. Владимов в мае 1967 г. обратился к IV съезду Союза
писателей с требованием свободы творчества и открытого обсуждения письма
А. Солженицына о цензуре.
Слайд 57Вскоре после издания повести «Верный Руслан» за рубежом Г. Владимов через
Союз писателей был приглашен на Франкфуртскую книжную ярмарку. От него скрыли приглашение известного шведского издателя, у решив, что Владимов «невыездной».
Слайд 58Перед открытием ярмарки 10 октября 1977 г. он отправил в Правление
Союза писателей СССР свой членский билет № 1471 с письмом о выходе из него.
Это еще больше осложнило положение писателя.
Его буквально преследовали: поджигали почтовый ящик и двери, звонили незнакомые люди с угрозами.
Слайд 59Георгий Николаевич вынужден был обить дверь своей квартиры железом в защиту
от незваных визитеров.
Его жена Наталья Кузнецова лишилась работы в Агентстве Печати Новости, и семья осталась без всяких средств к существованию.
Слайд 60В 1982 г. появилась реальная угроза ареста Владимова, 5 февраля на
квартиру к нему пришли с обыском. 26 мая 1983 г. по приглашению Кельнского университета
Г. Владимов уехал в Германию читать лекции о русской советской прозе.
Слайд 61 Эмиграция не входила в его планы, но вышел указ о
лишении его советского гражданства.
Дороги назад не было.
Нужно было как - то устраивать свою жизнь на Западе.
Слайд 62С 1984 по 1986 гг. Г. Владимов редактировал журнал
«Грани»,
который
принадлежал
Народно - трудовому
союзу.
С 1986 г. занимался только творчеством.
Слайд 63Г. Владимов жил и работал в небольшом западногерманском городке Нидернхаузене. Здесь
он правдиво воспроизвел трагический период своей московской жизни, написав рассказ «Не обращайте внимания, маэстро».
Слайд 64Написал романы - «Мой дом – моя крепость», «Генерал и его
армия»,
«Долог путь до Типперэри».
С конца 1980-х гг. активно выступает в советской (а потом и российской) печати как публицист.
Слайд 65 В 1990 г. Г. Владимову вернули советское гражданство.
Ему предоставили
в аренду дом в Переделкино.
Слайд 66Он не побоялся вернуться в 1995 г., работал в Комиссии по
помилованию при приезде.
Он и умер по дороге на Родину: будучи уже тяжело больным, он один отправился на автомобиле через всю Германию в Россию.
Сердце 72-летнего писателя не выдержало такой нагрузки.
Он умер 22 октября 2003 г. и был похоронен на кладбище подмосковного писательского поселка Переделкино.
Слайд 68В 1994 г. журнал «Знамя» опубликовал роман «Генерал и его армия»,
вызвавший огромный резонанс в печати.
В нем писатель снова затрагивает болезненную тему русской истории – Великую Отечественную войну, приоткрывает завесу над одной из самых запретных ее фигур – генералом Власовым.
Слайд 70За это произведение Г. Владимов в 1995 г. был удостоен Букеровской
премии, оно же получило московскую литературную премию «Триумф» и в 2001 г. было названо лучшим произведением десятилетия.
Слайд 72
Есть у Г. Владимова и другие награды.
Он лауреат премии
«За честь и достоинство таланта» (1999)
и
премии А. Д. Сахарова
«За гражданское мужество писателя» (2000).
Слайд 73эмигрировал в США
Александр Зиновьев
Слайд 76Творчество Ю. В. Мамлеева – весьма заметное явление в современной русской
литературе, это один из ярких представителей русской литературной эмиграции третьей волны, значимая фигура в творческих кругах Западной Европы и США.
Слайд 77Его перу принадлежат как прозаические, так и поэтические, драматургические произведения, однако
внимание читателей и исследователей они привлекают не только своим жанровым разнообразием, но прежде всего мировоззренческой глубиной, многотемностью и сложностью философских поисков.
Слайд 79
Ю. В. Мамлеев – это писатель философского толка, известный как автор
и основатель такого художественного метода, как метафизический реализм.
Весьма интересные суждения Ю. В. Мамлеева, касающиеся его философских взглядов на искусство, литературу, человека как феномена, объединенные в общий трактат «Судьба бытия» (2006), нашли наиболее полное и последовательное воплощение в прозе писателя.
Слайд 81 Ю. В. Мамлеев – автор романов «Московский гамбит», «Шатуны», «Блуждающее
время», «Мир и хохот», «Другой», повести «Вечный дом», многочисленных сборников рассказов, философских работ («Судьба бытия», «Невидимый град Китеж», «Россия вечная»), эссе («Метафизика искусства»), работ по истории русской литературы («Философия русской патриотической лирики»).
Слайд 84
Философские установки Ю. В. Мамлеева на поиски первоначала в человеке, личностного
ядра, «самости», имеющие весьма отчетливый теологический характер (хотя о каком-то религиозном и тем более христианском абрисе мировоззренческих исканий писателя говорить, конечно, не приходится) во многом обусловливают художественные особенности его произведений на мотивном, образном, языковом уровнях, задавая определенную систему пространственно-временных координат повествования.
Слайд 87Автор подходит к конструированию особого двоемирия – явления, достаточно широко распространенного
в литературе различных эпох, переосмысливая его в соответствии с собственной этико - философской позицией и интерпретируя в общем русле поэтических завоеваний русского постмодернизма.
Слайд 89
Категория двоемирия, воплощенная в системе пространственно - временных координат произведений Ю.
В. Мамлеева, является отражением не только его философской концепции, но и особенностей его художественного мастерства, художественного новаторства в целом.
В качестве материала для исследования нами выбрана так называемая «малая» проза, прежде всего рассказы автора.
Слайд 92Категория двоемирия в рассказах
Ю. В. Мамлеева имеет этико - философские
основания, берущие начало в философских взглядах писателя как основателя метода метафизического реализма. Внимание автора привлекает момент выхода внутреннего «Я» человека (как правило, обывателя) за различные «рамки» (телесные, разумные, социальные), сковывающие Божественное в нем
(Бездну, Абсолют).
Такой «выход» (момент осознания в себе Божественного начала, Бездны) предполагает наличие двоемирия – привычной реальности, в которой существует человек, и Вечного, «новоосознанного» «инобытия».
Слайд 95
К языковым средствам создания двоемирия у
Ю. В. Мамлеева относятся
прежде всего оксюморонные сочетания, метафоры и метонимии, посредством которых автор обозначает «выход» за грань привычного, развернутые эпитеты, подчеркивающие странность происходящего, а также лексема «вдруг» и лексика, принадлежащая к семантической области необычного, непознанного, потустороннего, ирреального.
Слайд 98
Новое осознанное бытие у Ю. В. Мамлеева – это прежде всего
внезапное понимание окружающей пустоты, которая помогает
почувствовать онтологическое
одиночество человека в мире,
одиночество его духа
и посредством этого –
приблизиться к
собственному трансцендентному «Я».
Слайд 100 Мировоззрение Ю. В. Мамлеева представляет собой что-то среднее между философской
системой и религией.
Для обозначения такого рода мировоззрений в работе «Судьба бытия» писатель предложил термин «утризм».
Слайд 102 Другая грань учения представляет концепция метафизического «Я», «Бога в себе»,
изложенная Ю. В. Мамлеевым и в философских работах («Судьба бытия», «Россия вечная»), и в большинстве художественных произведений.
Слайд 104В основе этой концепции – восточная метафизика, суть которой заключается в
обретении человеком Бога внутри себя, причем не искры Божией, не осознания Бога, а Бога целиком, полностью совпадающего с Абсолютом, открытие так называемой «бездны» (о чем говорится и в заглавиях многих его рассказов).
Слайд 106эмигрировал в США
Алексей Цветков
Алексей Петрович Цветков (род. в 1947 г.) —
поэт, прозаик, сотрудник Радио “Свобода”.
Слайд 107Лидер «Московского времени» Алексей Цветков, человек со сложной бурной биографией и
разносторонними способностями, успел за свою жизнь до эмиграции поучиться и в Одесском, и в Московском университетах, поработать журналистом в Сибири и Казахстане, послужить рабочим сцены.
Слайд 108Он не считал себя диссидентом, однако постарался, чтобы о существовании группы
«Московское время» стало известно за рубежом. Покинув Советский Союз в 1975 г., поэт поселился в США.
Слайд 109
Через год стал редактором ежедневной газеты «Русская жизнь» (Сан-Франциско), а в
1983 г. – доктором славянских языков и литератур Мичиганского университета, защитив диссертацию по творчеству А. Платонова.
Преподавал русскую литературу, работал на радиостанции «Голос Америки».
С 1989 г. начал сотрудничество с радиостанцией «Свобода».
Слайд 111
В США у Цветкова вышли книги «Сборник пьес для соло» (1978),
«Состояние сна» (1981), «Эдем» (1985).
Название последнего из перечисленных сборников является для автора метафорой утраченной безмятежности.
От стихотворения к стихотворению складывается образ уютной провинциальной России, которая осталась в далеком и невозвратном прошлом.
Слайд 113Ностальгия выражена у Цветкова странно: не напрямую, а через неадекватные ситуации,
раздраженность, косвенные намеки, мимолетные оговорки.
Он отвергает эмоциональность как исходный пункт творчества.
Слайд 114Для А. Цветкова литературными авторитетами являются В. Хлебников и О. Мандельштам.
Слайд 115эмигрировал в США
Лев Лосев
(псевдоним Алексея Лившица)
Постмодернистское направление в поэзии третьей волны эмиграции представлено творчеством
Льва Лосева
(псевдоним Алексея Лившица).
Слайд 117В 1974 г. уехал в США. Он начинает писать стихи.
В
литературу он вошел поначалу как ученый, став профессором славистики Дартмутского университета, написал книгу «Эзопов язык в новейшей русской литературе», а также ряд солидных исследований, посвященных поэзии Серебряного века.
Слайд 118Первые стихи опубликовал в 1979 г., а поэтические книги начали у
него выходить позже:
«Чудесный десант» (1985) и «Тайный советник» (1987). Обе изданы в США.
Слайд 119Л. Лосев выступал составителем и комментатором сборников поэзии И. Бродского,
автором его жизнеописания.
Слайд 120
«Постмодернистичность» Л. Лосева выражается в выборе главной темы поэтического творчества, в
качестве которой выступает русская литература, ее авторы, персонажи, образы.
Уже сами названия лосевских стихотворений отчетливо свидетельствуют о его тематических предпочтениях:
«Пушкин в Михайловском», «Стихи о романе», «Моя книга», «Бахтин в Саранске»,
«Один день Льва Владимировича»…
Слайд 122
Стихи Лосева – иронические рассуждения. Литература для него имеет «домашний», с
детства знакомый облик, и восприятие ее «на полном серьезе» – давно пройденный этап.
Кроме того, в силу, видимо, неромантического склада натуры, поэт не склонен доверять непосредственному впечатлению, которое он всегда подвергает испытанию иронией.
Слайд 125
Мнение эмигрантов третьей волны о России, русском быте, русской истории
и культуре в концентрированном виде представлено в стихотворении Л. Лосева «Понимаю – ярмо, голодуха…».
Показательно, что автору почти ничего не пришлось придумывать: он лишь придал поэтическую форму репликам своего друга Иосифа Бродского.
Слайд 127
Многие поэты создавали стихи с названием «Памятник» или аналогичным, есть подобное
творение и у Л. Лосева.
В его постмодернистском стихотворении ирония минимальна, зато в избытке интертекстуальность, помещенная в необходимый для автора контекст
(цитаты из Брюсова, Набокова, Некрасова и др., образующие новые смыслы, новое содержание).
Слайд 129Это своеобразная благодарность автора русской литературе за то, что она помогла
ему состояться как поэту.
Слайд 134 эмигрировали в США
Юрий
Кублановский
Иосиф
Бродский
Слайд 137Светлый полюс представляет творчество
С. Довлатова (1941–1990).
Это реализм, смягченный юмором.
Слайд 141
Довлатов прославился первоначально как автор рассказов о жизни эмигрантов, наполненных всякими
комедийными перипетиями.
Эти рассказы собраны автором в цикле «Чемодан» и других, посвященных жизни эмигрантов.
Сам себя Довлатов называет идейным американцем.
Он не случайно оказался в этой стране и подчеркивает, что еще с молодости полюбил американскую культуру.
Слайд 143В США С. Довлатов опубликовал свою повесть «Зона».
Он работал над
ней с 1965 по 1982 гг.
Эту книгу составляют рассказы о советском лагере 1970-х гг., связанные между собой непосредственными авторскими комментариями, имеющими обобщающий характер.
Слайд 144Необычность повести «Зона» заключается в том, что
в ней много смеха.
Наряду с жутким и ужасным, многое настолько смешит повествователя, что в полной мере проявляет себя его комический талант.
Это отражено и в постмодернистской вставке, в которой речь идет о культурной работе среди заключенных.
Слайд 145
«Зона» начала создаваться в момент, когда только что были опубликованы
«Колымские рассказы» В. Т. Шаламова
и «Один день Ивана Денисовича»
А. И. Солженицына, однако акцент у Довлатова сделан не на воспроизведении чудовищных подробностей армейского и зэковского быта,
а на выявлении обычных жизненных пропорций добра и зла, горя и радости.
Слайд 147В основе всех произведений С. Довлатова лежат факты из биографии писателя.
Слайд 148«Зона» – записки лагерного надзирателя, с которым С. Довлатов служил в
армии.
Слайд 149
«Компромисс» – история эстонского периода жизни
С. Довлатова,
его впечатления
от работы
журналистом.
Слайд 150«Заповедник» – ироничное повествование, основанное на его опыте работы экскурсоводом в
Пушкинских Горах.
Слайд 151«Наши» – семейный эпос Довлатовых.
«Чемодан» – воспоминания о ленинградской юности.
Слайд 153«Ремесло» – заметки
«литературного неудачника».
Слайд 154Сборник «Компромисс» (1981) содержит истории эстонского периода жизни писателя, его впечатления
от работы журналистом.
Автор показывает
изнанку журналистской
работы, то, что скрывается
за внешним благополучием
и оптимизмом газетных
репортажей.
Слайд 156Ироничное изображение эмигрантской жизни стало основой сборника рассказов «Иностранка» (1986).
Слайд 158В своей, по признанию критиков, лучшей книге «Заповедник» (1983) писатель воссоздает
почти сказочный сюжет: поиски настоящего Пушкина, обретает которого писатель, переживающий тяжелый творческий и жизненный кризис.
Постепенно накапливаются совпадения: свою жизнь в заповеднике писатель выстраивает по образцу Болдинской осени.
В этом контексте «Заповедник» воспринимается как роман испытания. В финале писатель оказывается способным видеть мир как единое целое, где «все происходило одновременно» и все совершалось на его глазах.
Слайд 160
С. Довлатов называл свой метод псевдодокументализмом.
Создавая свои чисто художественные произведения,
он всегда имитировал документальную основу, но на 90 % они всегда были сочиненными, результатом вымысла.
Тенденция эта новая в реализме, и в дальнейшем она тоже получила своих приверженцев.
Слайд 164Выявляя сущность довлатовской прозы, критик и друг писателя А. Арьев назвал
реализм Довлатова «театрализованным реализмом». Реализм Довлатова условен: созданный им мир скорее контрастирует с внехудожественной реальностью, нежели копирует ее.
Слайд 168Проза Довлатова, по словам А. Арьева, – это «театр одного рассказчика»,
причем последний выступает еще и в качестве режиссера:
«Жизнь здесь подвластна авторской режиссуре, она глядит вереницей мизансцен».
Лев Лосев
Алексей Цветков
Слайд 177эмигрировал во Францию
Андрей Синявский
(псевдоним – Абрам Терц)
(8.10.1925, Москва
– 25.02.1997, Фонтэне-о-Роз, под Парижем) – прозаик, литературовед, критик.
Слайд 178А.Синявский и его жена Розанова в Париже – журнал «Синтаксис».
Это
издание леволиберального направления.
Слайд 179Заявил о себе как талантливый, активно выступающий в печати литературовед и
критик (статьи и рецензии печатались в руководимом
А. Твардовским журнале «Новый мир») со статьями о И. Бабеле, Э. Багрицком,
А. Ахматовой, Б. Пастернаке и др. В 1957 г. им написана статья «Что такое социалистический реализм»
(опубл. во Франции в 1959 г.)
Слайд 181С 1955 г. А. Синявский работает в области художественной прозы:
рассказ
«В цирке» (1955), повесть «Суд идет» (1956) и др. Напечатать их он не пытался: художественному методу писатель противопоставлял фантасмагорию, тяготение к которой возникло в результате осознания им окружающей его советской действительности как «фантастической реальности».
Слайд 182А. Синявский отчетливо осознавал свою преемственность по отношению к русской литературной
классике, только вел свою родословную не от «правдоподобно реалистической прозы»
(А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого), а от той, что названа им «утрированной»
(Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского).
Слайд 183Нелегально переданные на Запад, эти сочинения начали публиковаться с 1959 г.
во Франции. Абрам Терц, под именем которого они появились
(а потом и все
художественные
произведения
Синявского),
стал для писателя
не псевдонимом, а литературной маской.
Слайд 1858 сентября 1965 г. Синявский был арестован и предан суду (вместе
с Ю. Даниэлем, также печатавшимся за рубежом под псевдонимом Николай Аржак) по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде, в распространении антисоветской литературы.
Синявский был приговорен к 7 годам заключения в лагере строгого режима.
Отбывал наказание в лагере под Потьмой, где был занят на тяжелых физических работах.
Слайд 188
А. Терц создал свои главные историко-критические сочинения – «Прогулки с Пушкиным»,
ставшие его самой читаемой книгой, «Голос из хора», первую главу «В тени Гоголя» и кусками «Ивана-дурака».
При этом в Москве он числился старшим научным сотрудником академического института, имел доступ к библиотекам, в сообщество коллег и т. д., а в лагере был всего этого лишен. работы.
Слайд 192 Освобожден 6 июня 1971 г. и в 1973 г. эмигрировал
во Францию. Там Синявский в качестве профессора Парижского университета преподает русскую литературу, активно работает как литературовед и критик, публикует новые художественные произведения.
Слайд 193Фрагментарность характерна для книг Синявского: «Голос из хора» (1973),
«В тени
Гоголя» (1975), построенной на автобиографическом материале книги «Спокойной ночи» (1984), составленных из объединяемых лишь прихотливым движением авторской мысли заметок, отрывков из писем, размышлений, живо написанных зарисовок лагерного быта.
Слайд 194Фрагментарность книг А. Терца объясняется не только условиями, в которых они
создавались, но и стремлением
писателя к
созданию текста
в ключе сюрреализма
(сверхреализма).
Слайд 195Такие произведения воспринимаются как сатирические, направленные против тотального страха, чувства недоверия
к человеку, атмосферы всеобщей слежки.
Слайд 196 В повести «Любимов» Синявский вводит элементы антиутопии, утверждая право человека
на свободную, т. е. счастливую, жизнь.
Слайд 197В повести «Крошка Цорес» (1980) А.Синявский усваивает традиции Гофмана, ставя проблему
греховности человека.
Обращение к ней продиктовано лежащими в основании творчества писателя этическими принципами, обусловленными христианским вероучением.
Слайд 199эмигрировала во Францию
Мария Розанова
Слайд 200эмигрировал во Францию
Виктор Некрасов
Слайд 201эмигрировал во Францию
Эдуард Лимонов
Слайд 202эмигрировал во Францию
Владимир Максимов
Слайд 203эмигрировала во Францию
Наталья Горбаневская
Слайд 207 эмигрировал во Францию
Георгий Владимов
эмигрировал в Германию
В. Войнович
Слайд 208эмигрировал в Германию
Фридрих Горенштейн
Слайд 209 Ф. Горенштейна часто называют самым мрачным из писателей - эмигрантов.
Он в 1964 г. опубликовал в «Юности» первый рассказ, но его произведения впоследствии были отвергнуты цензурой
(как автора сценария «Соляриса»).
Слайд 212Ф. Горенштейн начинается как представитель реализма, однако он часто прибегает к
принципам жестокого реализма, что отражает его повесть «Зима 1953-го».
Он пишет обо всем известном и привычном так, что возникает чувство нарастающего ужаса.
Слайд 214В 1967 г. выходит автобиографический роман «Место» о людях, которые не
находили себе места в обществе.
Данное произведение тоже не могло быть опубликовано по соображениям цензуры.
Слайд 216Долгие годы не печатаемый Ф. Горенштейн покидает в 1980 г СССР.
Слайд 218Своим главным произведением Ф. Горенштейн считает роман «Псалом», относящийся к мифологическому
реализму.
В нем представлен взгляд на Россию, Украину, Германию сквозь призму Библии, причем не Нового, а Ветхого завета.
Слайд 222 Роман состоит из 5 притч об Украине, которую Господь покарал
голодом, мечом, похотью и болезнью. Каждой из притч предшествуют религиозно - философские размышления
Ф. Горенштейна о нарушении людьми божественных законов.
Слайд 223Притчи даются в общем ритме библейского повествования, как своего рода продолжение
разговора о мировой истории, начатого в Библии.
Реалистическое, натуралистическое сочетается в романе «Псалом» со странным, фантастическим описанием чудес религиозного характера.
Слайд 226
Огромное внимание автор уделяет проблеме антисемитизма.
Осуждаются геноцид и преследования по
национальному признаку.
Народ, ставший источником трагедии для другого народа, доказывает Ф. Горенштейн, сам одновременно переживает трагедию нравственного падения, как это произошло с немецким народом, и рано или поздно его ждет возмездие.
Слайд 230эмигрировал в Германию
Александр Зиновьев
Слайд 232Саша Соколов воспринимается как самая значительная фигура русской прозы третьей волны
эмиграции.
Слайд 233В 1979 г. он завершает роман «Между собакой и волком».
Автор использует «поток сознания».
Тексту свойственно смещение времен, субъективно - метафорическая манера повествования.
В роман вторгаются принципы цитатности.
Слайд 235 Повествование демонстративно насыщено анахронизмами, нарушением механического течения времени, разрушением границы
между жизнью и смертью.
Таков художественный адекват послевоенной советской действительности, когда, кажется, само время остановилось, застряло между собакой и волком.
Слайд 237В произведении очень много калек.
С одной стороны, это примета послевоенной
действительности, но в то же время имеется в виду искалеченность и духовная.
Люди эти стремятся проявить себя, призыв свободы витает над ними, и они, не зная, как на него ответить, реализуют себя в фольклоре.
Слайд 239
Для послевоенного времени были характерны люди, которые ходили по вагонам поездов,
по вокзалам, пели и просили милостыню, а по вечерам просто пели.
Это был единственный канал, в котором народное жизнетворчество могло выявить себя.
С. Соколов изображает это примитивное творчество с мягким, доброжелательным юмором.
Произведение дышит болью за родной народ, искалеченные судьбы.
Слайд 243 В 1981 г. ленинградский журнал «Часы» присудил Соколову премию имени
А. Белого.
Соколов понимает, что на Западе экспериментальную прозу можно печатать, но своего истинного читателя она обретет только в России.
Слайд 244 В последующем творчестве он переходит к постмодернизму, для которого характерно
обязательное соприсутствие двух уровней – понятного массовому читателю и предназначенного для элиты.
Слайд 245Постмодернистские принципы были отражены в романе «Палисандрия» (1986), где отражается концепция
конца истории, понимаемая как конец взгляда на историю, развивающуюся линейно и непременно будто бы от худшего к лучшему: историческое развитие может вообще привести к уничтожению жизни на земле.
Слайд 246Соколов, как и другие постмодернисты, – противник революционных методов преобразования действительности.
Для постмодернизма в его версии характерна переориентация на деидеологизацию, социальную эволюцию.
Слайд 247эмигрировал Великобританию
Зиновий Зиник
Слайд 248Cтаршее поколение –
В. Максимов, А. Галич, Вик. Некрасов,
Н. Коржавин,
А. Зиновьев, В. Войнович –
во главу угла ставило общественную значимость текста, его идейную составляющую.
Слайд 249Младшие –
Саша Соколов, А. Хвостенко, А. Волохонский,
А. Цветков, И.
Бурихин, Ю. Милославский
были заняты по преимуществу вопросами формы, стиля и языка.
Слайд 250Растет количество эмигрантских газет и журналов: газета «Новый американец», журналы «Калейдоскоп».
«Встречи» (США), журнал «Страна и мир» (ФРГ), «Трибуна» (Франция).
Слайд 251П о э т ы
Поэты зарубежья пользуются как бы застывшими
словесными конструкциями, им приходится изобретать непривычные для коренных носителей русского языка словосочетания ,активно использовать стилистически сниженную лексику.
Слайд 252Иосиф Бродский
(24.05.1940, Ленинград – 28.01.1996, Нью-Йорк)
– всемирно известный русский поэт, лауреат
Нобелевской премии.
Слайд 255 Философские мотивы по-своему развиваются в начале 60-х годов
в одном из первых рождественских, новогодних стихотворений
И. Бродского «Рождественский романс» (1961) с его необъяснимым ощущением тотальной, вселенской – на земле и в мирозданьи – экзистенциальной тоски.
Слайд 259В проникновенном стихотворении И. Бродского это соотношение, сопоставление, переплетение в едином
поэтическом восприятии происходящего на земле, на улицах ночной столицы и выше – над головой, в темно-синем небе, в вечерней, ветреной, морозной выси – создает единую в своей противоречивой цельности картину или точнее – образ-переживание:
Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной кораблик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих.
Слайд 261Для лирики Бродского начала 1960-х гг., широко включающей описательные и изобразительные
элементы, характерен элегический мотив одиночества.
Слайд 262 В первой половине 1960-х гг. стихи Бродского не находят выхода
к читателю, если не считать «Баллады о маленьком буксире», опубликованной в 1962 г. в детском журнале «Костер».
Приходилось зарабатывать на жизнь переводами с английского, польского и других языков.
Слайд 264В феврале 1964 г. И. Бродский был арестован, в марте состоялся
суд и был вынесен приговор, по которому поэт был осужден «за тунеядство» на пять лет административной высылки с привлечением к принудительному труду.
Слайд 265Местом ссылки стала деревня Норенская Архангельской области.
Однако в результате активных
действий в его защиту в нашей стране
(А. Ахматова, К. Чуковский, С. Маршак и др.)
и за рубежом уже через полтора года он был досрочно освобожден и вернулся в родной город.
Слайд 267 После возвращения Бродский писал стихи, занимался переводами, но по -
прежнему его творчество в нашей стране не имело доступа к читателю.
Слайд 268Период с 1965 по 1972 гг. был временем активного лирического творчества
И. Бродского, интенсивной разработки его главных тем и мотивов, обогащения, углубления его художнического мировосприятия,
совершенствования
в области поэтической формы.
Одно из характерных в
этом плане стихотворений –
«Сонет» (1967).
Слайд 270Столкновение бытовых предметных деталей («медный грош», «щербатый телефонный диск», «зуммер») с
безбрежностью времени и пространства (космос, мир, ночь) усиливает чувство безнадежного отчуждения, тоски и ужаса, трагического одиночества человека во вселенском мраке.
Слайд 271Во второй половине 1960-х – начале 1970-х гг. Бродский пишет ряд
стихотворений.
Слайд 273«Anno Domini»
(«Провинция справляет Рождество…»),
раскрывающее сложные взаимоотношения личности и государства.
Слайд 274 «Письмо генералу Z» (1968), представляющее гуманистический протест, реакцию совести на
вторжение советских войск в Чехословакию.
Слайд 276В июне 1972 г. И. Бродский был вынужден уехать из страны,
по сути, оказался в изгнании и поселился в США, где стал преподавать в университетах и колледжах, выступать с лекциями и, добившись материальной независимости, смог более интенсивно заниматься поэтическим и шире – литературным творчеством.
Слайд 278На Западе, прежде всего в Соединенных Штатах, выходят его книги:
«Часть
речи» и «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Мрамор: пьеса» (1984), «Урания» (1987), «Примечания папоротника» (Швеция, 1990) и др.
Слайд 280 Во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. появляется ряд
публикаций в периодике, а затем и отдельные издания на родине: «Назидание», «Осенний крик ястреба», «Часть речи» (1990), «Письма римскому другу», «Стихотворения», «Холмы» (1991), «Форма времени: стихотворения, эссе, пьесы» в 2-х томах (1992), «Сочинения» в 4-х т. (1992–1995), «Пересеченная местность. Путешествия с комментариями» (1995) …
Слайд 282В поэзии И. Бродского следует подчеркнуть широту ее проблемно-тематического диапазона, естественность
и органичность включения в нее жизненных, культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму.
Слайд 284 Очевидно тяготение в произведениях
И. Бродского к темам, сюжетам, героям,
атрибутам античности, появление стихов, персонажами и адресатами которых становятся реальные или вымышленные фигуры древнейшей греко-римской истории, мифологии, философии и литературы –
«Орфей и Артемида», 1964;
«По дороге на Скирос»
(«Я покинул город, как Тезей…»), 1967;
«Дидона и Эней», 1969; «Одиссей Телемаку», 1972;
«Развивая Платона», 1976 .
Слайд 286Заметное место у Бродского занимают произведения на библейско-евангельские сюжеты и мотивы
из Ветхого и Нового Завета («Исаак и Авраам», 1963; «Сретенье», 1972; «Бегство в Египет» 1988 и др.), особенно «рождественские» стихотворения, которых с 1961 по 1991 гг. он написал более десяти.
Слайд 288Заметная часть стихов Бродского посвящена теме поэта и поэзии. Это написанные
в 1961 г.
«Памяти Е. А. Баратынского»,
«Витезслав Незвал», уже упоминавшиеся
«На смерть Роберта Фроста»,
«Большая элегия Джону Донну»,
«На смерть Т. С. Элиота» и др.
Слайд 292Среди них особое место занимают двенадцать стихотворений с посвящениями
А. А.
Ахматовой и эпиграфами из ее стихов.
Большая часть посвященного ей написана еще при ее жизни, в 1962–1965 гг., когда
И. Бродский в непосредственном общении впитывал жизненные, нравственные и поэтические уроки своей великой современницы.
А завершается этот ряд уже в 1980-е гг. проникновенным и редкостным по своей художественной емкости и совершенству поэтическим обращением или даже одой
«На столетие Анны Ахматовой» (1989).
Слайд 295В 1987 г. Шведская Королевская Академия
.
Он стал пятым и
самым молодым среди русских писателей Нобелевским лауреатом. В 1991 г. он стал вторым русским поэтом после А. Ахматовой, получившим мантию и диплом доктора «гонорис кауза» в Оксфорде.
В том же году Библиотека конгресса США объявила его первым из неанглоязычных авторов поэтом-лауреатом, звание которого у американцев ценится значительно выше, чем Нобелевская премия.
Слайд 298Талант Бродского проявился и в сфере лиро - эпоса, начиная с
больших поэм «Шествие» (1961), «Горбунов и Горчаков» (1968).
Слайд 299
В 80-е годы он пишет прозаические пьесы и прежде всего своеобразную
антиутопию «Мрамор», действие которой происходит на исходе второго тысячелетия нашей эры в идеально организованной тюрьме и герои которой, Публий и Туллий, оказавшиеся здесь без вины, а просто в силу установленного законодательством «твердого процента» от общей численности населения, ведут философские и житейские разговоры, пересыпанные изрядной дозой ненормативной лексики.
Слайд 301И. Бродский - автор мемуарно - автобиографических и литературно - критических
эссе, значительная часть которых написана им на английском языке.
Слайд 303
Помимо автобиографических
(«Меньше чем единица», «В полутора комнатах») и путевых
очерков («Путешествие в Стамбул»), важное место в эссеистике Бродского занимают статьи о поэтах:
М. Цветаевой («Об одном стихотворении»),
О. Мандельштаме, А. Ахматовой
(«Плачущая муза»), английском поэте У. Одене, греческом – К. Кавафисе и др.
Слайд 311Эмиграция отразилась лишь на тематике и отдельных эмоциональных аспектах его поэзии.
Образная структура, ритмический рисунок, лексический состав, риторическая и реже назидательная интонация его стихотворений вызывают ассоциацию с советской гражданской поэзией 1960–1970-х гг.
Слайд 313 При брежневском режиме Н. Коржавина публикуют редко, он считается опальным
поэтом, а к началу 1970-х гг. приобретает стойкую репутацию антисоветчика.
Слайд 315 В 1973 г. власти вынуждают эмигрировать
Н. Коржавина, и поэт
переселяется в Бостон (США).
Слайд 318 Эмигрантское издательство «Посев» выпустило сборники Н. Коржавина «Времена» (1977 г.)
и «Сплетения» (книга выходила двумя изданиями: первое – 1981 г., второе – 1988 г.).
Слайд 319Художественный мир Н. Коржавина составляют литературно отрефлектированные размышления и переживания по
поводу перипетий собственной судьбы, советской истории и власти, русского духа.
Слайд 321Лейтмотивом эмигрантских произведений
Н. Коржавина выступает любовь к родине и тоска
по ней.
Эмиграция, с точки зрения лирического героя его поэзии, какой бы ни была ее исходная причина, – тяжкий грех, сопоставимый с предательством.
Слайд 323В 1982 г. Коржавин написал
«Поэму причастности»,
в которой отражено его
представление об афганской войне.
Военная тема в исполнении человека сугубо штатского звучит как тема вины и покаяния перед молодым поколением, отправленным проливать кровь на чужой земле.
Слайд 325Гражданская по своему духу «шестидесятническая» поэзия Н. Коржавина наполнена публицистичностью.
В
том, что правдивость – коренное качество его поэзии, убеждает совпадение неподвластной конъюнктурным колебаниям гражданской позиции поэта с содержанием его стихотворений.
Слайд 327Обращает на себя внимание и почти полное отсутствие у Коржавина зрительных
эпитетов (человек крайне близорукий, он лишен важнейшей стороны восприятия бытия, и это отражается на его поэтике).
Слайд 329Юрий Кублановский
Обращается к лексическим пластам, находящимся на периферии словарного запаса бывших
соотечественников
Слайд 330 Вторым по значимости после Иосифа Бродского поэтом русской эмиграции третьей
волны западная и отчасти российская критика признает Юрия Кублановского.
Слайд 331Под псевдонимом Ю. Исполатов он публиковал переводы англоязычных поэтов
(привычный путь:
в трудные для себя времена даже такие величины, как Б. Пастернак,
Н. Заболоцкий и А. Тарковский, переключались преимущественно на переводы).
Слайд 332 В 1976 г. в зарубежной печати появилось письмо Кублановского «Ко
всем нам», посвященное двухлетию высылки А. Солженицына, после чего, потеряв работу по специальности (суровость властей), поэт устраивается дворником, а также сторожем и истопником при московских храмах.
Слайд 333В 1979 г. он принимает участие в «крамольном» альманахе «Метрополь».
Но
даже редакторы этого издания, вышедшего в США, не отважились напечатать стихотворение Кублановского с опасной строчкой:
«Где партийцы воруют у всех понемногу».
Слайд 334В 1979 г. Кублановский, находясь на грани срыва, переправляет свои стихи
в США И. Бродскому.
В результате в 1981 г. в издательстве «Ардис» вышло «Избранное» Ю. Кублановского.
Слайд 335 После обыска в январе 1982 г. и вызовов в КГБ
поэт предстал перед выбором: или арест, или немедленная эмиграция.
Осенью 1982 г. Кублановский оказывается в Вене, с 1983 г. – в Париже, с 1989 г. – в Мюнхене.
Слайд 336Устраивается корреспондентом
«Радио «Свобода», издает в Париже три сборника:
«С последним
солнцем» (1983), «Оттиск» (1985), «Затмения» (1989).
Слайд 337В годы «перестройки» поэт часто приезжал в Москву, активно публиковался в
российских толстых журналах, пока, наконец, не вернулся в новую Россию.
Слайд 338Основной пафос стихотворений Кублановского – боль за гибнущее Отечество – реализуется
через обращение к библейским образам и символам.
О политической ситуации в Советском Союзе начала 90-х он пишет языком, бесконечно далеким от политкорректности.
Слайд 340 Традиционный по форме стих Кублановского благодаря индивидуальной ритмико-интонационной структуре приобретает
самобытное звучание.
Слайд 346Бахыт Кенжеев
Поэт «Московского времени», почти исключительно «акмеистичен»
Слайд 347 Б. Кенжеев родился в Казахстане, но в младенчестве был перевезен
в Москву.
С золотой медалью окончил школу и с отличием – химический факультет Московского университета.
Эмигрировал из Советского Союза в 1982 г.
Сотрудничал с «Радио Канады», а с конца 1980-х гг. часто и подолгу бывал в Москве.
Слайд 348Б. Кенжеева заботит будущее русской поэзии.
Он открыл несколько новых поэтических
дарований (среди них – блистательная саратовская поэтесса С. Кекова), для которых выступает не в качестве учителя, что почетно и не слишком обременительно, а в качестве популяризатора их творчества.
Слайд 349Эмиграция как духовная смерть и невозможность возвращения на родину – ключевые
мотивы поэзии Кенжеева 1980-х гг.
Слайд 350
Всего два сборника вышли у этого
чрезвычайно одаренного поэта за границей:
«Младший брат»
(1984)
и
«Осень в Америке»
(1988).
Слайд 352Характерной чертой литературы третьей волны было соединение стилевых тенденций советской литературы
с достижениями западных писателей, особое внимание к авангардным течениям.
Слайд 353Представительный состав писательской эмиграции вызвал к жизни и новые издательские инициативы:
«Континент», «Время и мы», «Эхо»,
«Третья волна», «Ковчег», «Синтаксис», «Стрелец».
Слайд 354Главной темой в творчестве писателей и поэтов третьей волны оставалась жизнь
на родине: в советских городах, деревнях, лагерях, на фронтах войны – тема русской истории и современности, русской судьбы.
Слайд 355Исторической, духовной, культурной миссиейстановится возможность сказать свое свободное слово правды о
времени, стране, народе, современнике.
Слайд 356
Предпринимается попытка переосмысления официальной концепции истории, проникновения в суть «комедии»
и «трагедии»
тоталитарного общества,
демонстрируется
подмена прогресса
прогрессирующей энтропией.
Слайд 357Литературе третьей волны эмиграции принадлежит открытие темы и своеобразного жанра –
«романов отъезда» -
«Ниоткуда с любовью» Д. Савицкого
Слайд 358Литературе третьей волны эмиграции принадлежит открытие темы и своеобразного жанра –
«романов отъезда» -
«Нарушитель границы»
«Вольный стрелок» Сергея Юрьенена
Слайд 359Литературе третьей волны эмиграции принадлежит открытие темы и своеобразного жанра –
«романов отъезда» -
«Укрепленные города»
Юрия Милославского
Слайд 360Литературе третьей волны эмиграции принадлежит открытие темы и своеобразного жанра –
«романов отъезда» -
«Младший брат» и «Плато»
Бахыта Кенжеева
Слайд 361В основе проблематики произведений лежит особое осознание мира и своего места
в нем, которое можно определить как ощущение себя «нигде» / «между», «по ту сторону жизни».
Его естественным завершением становится смерть.
Слайд 363 Сюжет строится на сочетании мотивов «свершения» (мучительного преодоления границ) и
разочарования (все то, от чего герой убегал, оказывается по-прежнему вокруг и в нем самом).
Слайд 364В эмиграции приходит новое понимание соотношения литературы и памяти:
задача памяти
– не столько реконструкция, сколько творчество или даже сочинение прошлого.
Слайд 365 Центральное место в творчестве писателей русского зарубежья занимает тема России.
Большинство из них уехали за рубеж в зрелом возрасте и самые яркие смысложизнеобразующие впечатления пережили на первой родине.
Слайд 366 Художественные системы, представленные в эмигрантской литературе конца ХХ в., разнообразны
и находятся в согласии с эстетическими установками русской литературы в целом.
Слайд 367Нередко в творчестве ряда авторов наличествуют сразу несколько художественных систем.
Видится
паритетное сосуществование реализма, модернизма и постмодернизма.
Слайд 370Крупнейшим писателем реалистического направления был
Александр Солженицын
Слайд 371Александр Солженицын за время эмиграции написал многотомную эпопею
«Красное колесо»,
воспроизводящую
важнейшие «узлы» истории России.
Слайд 373К реалистическому направлению можно отнести и творчество
Георгия Владимова –
«Верный
Руслан», «Генерал и его армия»
Слайд 375К реалистическому направлению можно отнести и творчество
Владимира Максимова –
«Семь
дней творенья», «Заглянуть в бездну», автобиографические романы
«Прощание из ниоткуда» и «Кочевье до смерти»
Слайд 377К реалистическому направлению можно отнести и творчество
Сергея Довлатова –
рассказы
циклов «Чемодан», «Наши»
Слайд 379Экзистенциальные романы
Фридриха Горенштейна
«Псалом», «Искупление»
вписываются в религиозно - философское
русло русской литературы с ее идеями страдания и искупления.
Слайд 380Сатирические, гротескные формы характерны для творчества
Василия Аксенова –
«Остров Крым», «Ожог»,
«В поисках грустного бэби»),
хотя трилогия «Московская сага» о жизни поколения 1930-40-х годов являет собой чисто реалистическое произведение.
Слайд 382Модернистская и постмодернистская поэтика ярко проявляется в романах
Саши Соколова
«Школа для дураков»,
«Между собакой и
волком»,
«Палисандрия».
Слайд 383
В русле метафизического реализма, как определяет свой стиль писатель, а по
сути в русле сюрреализма пишет
Юрий Мамлеев,
передающий ужас и абсурд жизни в рассказах цикла
«Утопи мою голову», «Русские сказки»,
в романах «Шатуны», «Блуждающее время».
Слайд 385Третья волна русской эмиграции дала многочисленные и разнообразные в жанрово -
стилевом отношении произведения.
Слайд 387 Итоги русской прозы второй половины века весьма значительны.
Она противостояла
фальсификации прошлого и настоящего, несла гуманистические идеалы.
Слайд 388
Проза переживает проблемное, тематическое и эстетическое обновление.
Произведения писателей третьей эмигрантской
волны завоевывают популярность в мире, дает представление о сопротивлении тоталитаризму.