Слайд 1Презентация
Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники)
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 3
Товарищество передвижных художественных выставок
(кратко Передви́жники) — объединение российских художников, возникшее в последней трети
XIX века и просуществовавшее до 1923 г.
Слайд 6В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники,
до 1890-х гг.
целенаправленно противопоставляли
себя
представителям официального академизма.
Слайд 8В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества.
Слайд 10 Организуя передвижные выставки, передвижники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали
сбыт своих произведений; экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
начале 60-х годов XIX века Российская империя вступила в эпоху Великих реформ Александра II.
Слайд 15Крестьянской реформой было отменено крепостное право, проведены Земская и Судебная реформы,
Реформа городского самоуправления, Военная реформа.
Слайд 18Осуществлялась модернизация всех сфер жизни государства и общества; строилась новая Россия
—
успешнее той,
что потерпела
поражение в Крымской войне.
частью реформ в области образования было и реформирование Императорской Академии художеств.
Слайд 23 В 1859 году был принят новый устав Академии, которым вводился
целый ряд прогрессивных изменений в её работу.
Слайд 24Консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую золотую медаль привели
к конфликту: 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему.
Слайд 26На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло
в историю как « Бунт четырнадцати».
Слайд 27Именно они организовали « Санкт - Петербургскую артель художников» позже, в
1870 году некоторые ее члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок».
Слайд 29Артель была первой попыткой образования в России независимого объединения художников. Опыт
Артели учитывался при создании Товарищества.
Слайд 31Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.).
Слайд 116Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки
была изложена в письме группы московских художников к своим коллегам в Санкт - Петербургскую Артель художников.
Слайд 118Артель, кроме И. Крамского и К. Лемоха, идею создания Товарищества не
восприняла, но иные художники - петербуржцы, приходившие на «четверги» в Артель, горячо её поддержали.
Слайд 120В сентябре 1870 г. учредители Товарищества (14 человек) подали прошение министру внутренних
дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества.
Слайд 121
Второго ноября
1870 г. устав
был утверждён.
Слайд 123В § 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах
империи передвижных художественных выставок в видах:
Слайд 124- доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…
- развития
любви к искусству в обществе;
- облегчения для художников сбыта их произведений».
Слайд 126Уставом определялось, что делами Товарищества заведуют общее собрание его членов и правление,
где все вопросы решаются
голосованием
(решения принимаются
большинством голосов);
Слайд 127приём в члены Товарищества проводится голосованием на общем собрании.
Слайд 128Устав оставался в неизменном виде 18 лет, до апреля 1890 года,
когда был принят новый устав, по которому демократические принципы принятия решений в Товариществе значительно сужались.
Слайд 129Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября ( 11 декабря) 1871 г.
в здании Академии художеств.
Слайд 133На выставке были показаны работы
16 - ти художников.
Слайд 135После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве Харьклве.
Всего
было показано
82 произведения
20 - ти художников.
Слайд 139 Особый успех на выставке имели
«Грачи прилетели»
Слайд 140Особый успех на выставке имели картина Н. Н. Ге « Пётр I допрашивает
царевича Алексея Петровича в Петергофе».
Слайд 141Особый успех на выставке имела скульптура
М. М. Антокольского «Иван Грозный».
Слайд 142Выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России.
Слайд 144Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе.
Слайд 146Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный общественный деятель, исследователь
искусства и критик В. В. Стасов;
Слайд 149Большую роль в развитии искусства передвижников играл коллекционер и меценат
П.
М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку.
Слайд 152Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.
Слайд 153За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок.
Слайд 155Помимо ежегодных выставок Товарищество устраивало и параллельные выставки для городов, куда
основные выставки не попадали.
Эти выставки
составлялись из
произведений
передвижников,
не проданных на основных выставках.
Слайд 156
По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. География показа параллельных
выставок была обширней чем у основных выставок. Так, первая параллельная выставка была показана в 12 - ти городах России.
Слайд 158Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся
на 1870 – 1880 – е
годы.
Слайд 160В состав передвижников в разное время входили
Илья Ефимович Репин
Слайд 166Григорий Григорьевич
Мясоедов
«Сам с собою, или Игра в шахматы»
Слайд 234Витольд каэтанович
Бялыницкий - Бируля
Слайд 247Николай Петрович
Богданов - Бельский
Слайд 257Помимо членов Товарищества участником передвижных выставок был художник - экспонент
Марк
Матвеевич Антокольский
Слайд 260Помимо членов Товарищества участником передвижных выставок был художник -- экспонент
Василий
Васильевич Верещагин
Слайд 262Помимо членов Товарищества участником передвижных выставок был художник -- экспонент
Андрей
Петрович Рябушкин
Слайд 264Помимо членов Товарищества участником передвижных выставок был художник -- экспонент
Иван
Петрович Трутнев
Слайд 267Помимо членов Товарищества участником передвижных выставок был художник -- экспонент
Филипп
Антонович Чирко
Слайд 269Число участников - экспонентов на выставках всегда было больше числа участников
членов Товарищества.
Слайд 272 Из экспонентов выдвигались кандидаты в члены Товарищества (до приёма кандидата
в члены Товарищества дело доходило редко).
Слайд 274 Правом голоса в Товариществе экспоненты не обладали. Это порождало противостояние
в среде передвижников по линии старые —
новые поколения, что,
в условиях появления
в начале века новых
объединений художников
различной направленности,
вело к оттоку талантливой молодёжи.
Слайд 275В 1901 г. из Товарищества вышли сразу
11 художников.
Слайд 276 На ослабление Товарищества работала и появившееся тенденция к местничеству между
Петербургским и Московским отделениями.
Слайд 277Организация утрачивала свою былую привлекательность и востребованность, и, в изменившихся условиях,
оказалась неспособной к обновлению.
Слайд 278Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов.
Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными.
Слайд 280В 1922 г. состоялась последняя выставка передвижников.
В
1923 г.
Товарищество прекратило
своё существование.
Слайд 282Художественные принципы
Для картин
передвижников были характерны
- Обострённый психологизм,
- социальная направленность,
- высокое мастерство типизации,
- реализм, граничащий с гатурализмом,
- трагический в целом взгляд на действительность.
Слайд 283Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм.