Слайд 1Тихая моя Родина
Стихотворения
о родной природе
Презентация к уроку литературы в
7
классе «Певцы родной земли»
Арзамасцева Т.Н.
Слайд 2Валерий Яковлевич Брюсов
Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов (1 [13] декабря (1 [13] декабря 1873 (1 [13] декабря 1873, Москва (1 [13] декабря 1873, Москва —
9 октября (1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924 (1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский (1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт (1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик (1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург (1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик (1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед (1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик (1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.
Валерий Яковлевич Брюсов в начале ХХ века стал вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком, помог многим молодым поэтам войти в литературу.
В начале своего творчества Брюсов издавал сборники стихов «Русские символисты». В сборниках «Шедевры», «Это – я», «Третья стража», «Городу и миру» он восхищался поэзией французских символистов. Брюсов интересовался культурами других народов, историей, античностью. Он мог создавать самые различные образы, силой воображения перемещаться во времени и пространстве, путешествовать по странам и эпохам. Критики-иностранцы удивлялись, что русский поэт так точно пишет об их странах и героях. Большую славу поэту принес его пятый сборник поэзии «Венок».
Слайд 3Валерий Яковлевич Брюсов
1873 - 1924
Первый снег
Серебро, огни и блестки –
Целый
мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это область чьей-то грезы,
Это призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Слайд 4Сологуб, Фёдор Кузьмич
Фёдор Сологу́б (настоящее имя Фёдор Кузьми́ч Тете́рников; 17 февраля
(1 марта; 17 февраля (1 марта) 1863; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград) — русский; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград) — русский поэт; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград) — русский поэт, писатель; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград) — русский поэт, писатель, драматург; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград) — русский поэт, писатель, драматург, публицист; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград) — русский поэт, писатель, драматург, публицист. Один из виднейших представителей символизма и охватившего всю Европу.
Слайд 5Сологуб, Фёдор Кузьмич
Творческая деятельность Федора Сологуба охватывает большой, насыщенный событиями период
общественной и литературной жизни России. Он опубликовал свое первое стихотворение в 1884 году и продолжал писать вплоть до 1927 года. Его литературное наследие очень велико по своему объему и чрезвычайно разнообразно по жанрам. Сологуб выступал как поэт и прозаик, драматург и теоретик символизма, публицист и переводчик.
Лирику Сологуба высоко ценили выдающиеся поэты начала XX века — Александр Блок, Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский.
Эстетические принципы Сологуба — предельная простота и точность — естественно определили его поэтику, прежде всего эпитет. Сологуб очень скупо пользуется эпитетами, число их крайне ограничено. «Эпитет наиточнейший, — писал Сологуб в одной из своих заметок, — поэтому наклонность повторять эпитеты. Ибо мир для субъекта необходимо однообразен». Пафос лирики Сологуба — обличение «зла» жизни, ее неприятие — это своего рода обвинение уродливой социальной действительности, которая извращает все человеческое, разобществляет человека и загоняет его в тупик безысходного одиночества.
Слайд 6«Забелелся туман за рекой» Федор Сологуб
Забелелся туман за рекой.
Этот берег совсем
невысок,
И деревья стоят над водой,
И теперь я совсем одинок.
Я в кустах поищу хворостин,
И в костёр их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один.
И потом, по теченью реки,
Потихоньку пойду босиком, —
А завижу вдали огоньки,
Буду знать я, что близок мой дом.
Слайд 7Сергей Александрович Есенин
Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин (21 сентября (3 октября (21 сентября (3 октября) 1895 (21 сентября
(3 октября) 1895, село Константиново (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря 1925 (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря 1925, Ленинград[1]) — русский поэт) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — и имажинизма
Слайд 8Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было
село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX века: Бережно, с любовью поэт относится к своей малой родине. В стихотворении «В хате» перечисляются родные предметы крестьянского быта, причем не так, как они видятся со стороны, а изнутри, глазами крестьянина:
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Слайд 9Лирический герой Есенина теперь отождествляет себя с родиной в стихотворении «За
темной прядью перелесиц…»:
И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.
Для Есенина родина стала храмом души, ради нее он готов отказаться даже от небесного рая:
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
……….
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Слайд 10Сергей Александрович Есенин
1895 - 1925
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной
позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
Слайд 11Николай Михаилович Рубцов
Никола́й Миха́йлович Рубцо́в (3 января (3 января 1936 (3
января 1936, село Емецк (3 января 1936, село Емецк, Северный край (3 января 1936, село Емецк, Северный край — 19 января (3 января 1936, село Емецк, Северный край — 19 января 1971 (3 января 1936, село Емецк, Северный край — 19 января 1971, Вологда) — русский лирический поэт. Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк, к северу от Архангельска. К началу войны его семья переезжает в Вологду. Мать умерла рано, отец ушёл на фронт. С 1942 г. начинается детдомовское сиротское детство в отдалённом селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний. Будучи сиротой, он мечтал о семье, теплоте родных сердец. А ещё Николай всегда мечтал о море, именно на флоте и началась его литературная жизнь. Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи . Выросший сиротою, он знал одну-единственную мать – Россию – и ей посвятил свои лучшие песни, лучшие минуты вдохновения.
В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: “Первая строка стихотворения всегда очень важна...”, задавая всю мелодию произведения.
Слайд 12Николай Михайлович Рубцов
1936 - 1971
Тихая моя родина!
Ива, река, соловьи…
Мать здесь моя
похоронена
В детские годы мои.
Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу,-
Тихо ответили жители:
-Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз,
Купол церковной обители
Яркой травою зарос
Слайд 13Да, в стихотворении Н.Рубцов делает акцент на своём восприятии родины –
“тихая”. Тихая – это значит какая? (негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная). Этот эпитет драгоценен для поэта, избегавшего пышности. В нём заключено многое: черты русского национального характера – степенность, размеренность труда; особенности образа жизни – всему своё время, всему своё время в соответствии со временем года. Есть в этом определении – “тихая” - ещё один смысловой оттенок: любовь к родному уголку – такое глубинное чувство, что проявляется оно тихо, молитвенно тихо.