Слайд 1 Разновозрастное обучение как фактор
осуществления преемственности в учебной деятельности
Учителя русского языка и литературы
Елена Ивановна Красноборова
Вера Анатольевна Максимова
Преемственность – необходимая
связь между старым и новым.
Слайд 2Реализация ключевых идей ФГОС
Умение работать с большими объёмами
информации
Коммуникативные компетенции
Креативность
Способность к самообразованию
Слайд 3Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении:
Дискуссии, семинары
Научно-практические
конференции
Имитационные игры,
моделирование
Ролевые учебно-деятельностные игры
Работа над исследовательскими
проектами
Метод проектов,
учебные экскурсии
Учебная
деятельность
Слайд 4 Конференции
Ученическое научно – исследовательское общество
Театральная студия
Танцевальная студия
Воспитательная
деятельность
Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении:
Слайд 5Образовательный процесс в школе призван способствовать развитию ребёнка
Разновозрастная учебная группа –
это объединение детей и подростков разного возраста
на основе общих целей или интересов
Разновозрастное обучение - совместная деятельность детей разного возраста, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач
Слайд 6актуальность и практическая значимость выбранной темы
развитие мотивации учения;
усвоение ЗУН;
создание атмосферы сотрудничества
и взаимопомощи;
формирование организаторских умений и навыков;
развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации и др.
Слайд 7
Принцип индивидуализации
Принцип сотрудничества
Принцип самоуправления
Принципы организации
образовательного процесса
в разновозрастном коллективе
Слайд 8
ведущее место занимают:
индивидуальная работа учащихся
в парах с учителями и другими учениками
работа
в микрогруппах
фрагменты фронтального взаимодействия не исключаются, но переводятся в разряд вспомогательных
На занятиях разворачиваются одновременно несколько учебных ситуаций
Слайд 9вместо классов
Специфика образовательного процесса
в разновозрастном коллективе
Слайд 10Управление учебным процессом осуществляют не только учителя, управленческие функции выполняются учителями
и учениками совместно
Слайд 11
Схема межвозрастного взаимодействия
Этапы подготовки к занятиям в РВГ:
I - Обоснование
совместной деятельности учащихся разного возраста,
определение темы.
II - Определение задач разновозрастного занятия.
III - Отбор содержания учебного материала.
IV - Планирование разновозрастного занятия.
V - Подготовка консультантов, учащихся к занятию.
Слайд 12Преимущества интегрированных занятий
способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной
научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Слайд 13
Учитель выступает в роли Технолога учебного процесса
Слайд 14
Примерная схема методической разработки учебного занятия в разновозрастной группе
Тема учебного занятия.
Задачи
образовательные, общие для всех классов и для каждого класса, развивающие, воспитательные, коррекционные задачи.
Место занятия в тематическом планировании (после каких тем изучается материал на данном занятии, какая связь с другими занятиями).
Обоснование объединения изучаемого материала двух или нескольких классов.
Тип занятия. Место проведения занятия, приглашенные специалисты или представители социума.
Формы и методы обучения учащихся на занятии.
Оборудование.
Литература.
Подготовка к занятию.
План (ход) занятия.
Слайд 15
Образ Петербурга в
произведениях
писателей XIX века
(Урок в 8, 10 классах)
Слайд 16Характеристика классов.
Урок проводился в 8Б и в
10 Б классах.
С 8Б классом Елена Ивановна работает с пятого класса и является классным руководителем. По своему составу класс сложный и неординарный. Трудно назвать его гуманитарным и читающим. Детей, которые любят читать и систематически готовятся к урокам литературы не более 5-7, но в то же время многие ребята увлекающиеся, активные, творческие.
10Б класс, в котором я работала и была классным руководителем, можно считать средним по успеваемости: «5» имели только два человека, «4» - восемь человек. Но большинства учащихся – творческие личности, и для них этот урок был возможностью проявить свои способности.
Ребята обоих классов не раз работали в группах, поэтому правила работы им хорошо известны.
Исходя из особенностей класса, разной степени подготовленности ребят, а также в целях систематизации и расширения знаний и был проведён этот урок.
Слайд 17 Мыслительная задача
урока:
Что общего и что различного в изображении Петербурга в произведениях писателей XIX века?
Слайд 18
Город пышный, город бедный,
Дух неволи,
стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин
Слайд 19Цели:
Дидактическая – сопоставить произведения писателей; найти общее и различие в восприятии
темы: «Образ Петербурга в произведениях русских писателей 19 века».
Развивающая – развивать навыки анализа текста, умение сопоставлять, делать выводы; развивать навыки самостоятельной работы (заполнение таблицы); развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная – воспитывать чувство гордости; интерес к истории Отечества.
Слайд 20Тип урока – урок исследование.
Форма урока – сотрудничество в разновозрастных разноуровневых
группах
Формы работы – индивидуальная, групповая, коллективная.
Слайд 21Методы и приёмы:
беседа,
работа с текстом,
выполнение творческих заданий,
инсценирование,
выразительное чтение,
работа с литературоведческими терминами,
анализ
эпизодов,
составление таблицы.
Слайд 22
Виды работ:
сообщение ученика об истории возникновения Петербурга;
составление таблицы;
работа в
группах;
выразительное чтение отрывка из поэмы «Медный всадник»;
Инсценирование эпизодов «На Невском проспекте», «Башмачкин просит Петровича починить шинель»;
анализ текстов.
Слайд 23 Музыка:
отрывок из балета Глиэра «Медный всадник»,
гимн;
А. Розенбаум «Налетела грусть»;
Штраус «Полька».
Наглядность:
изображение памятника Петру I (автор Фальконе);
портреты писателей (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский);
иллюстрации Петербурга;
выставка книг писателей, изображавших в своих произведениях Петербург (например, Н.А. Некрасов, А.Блок …);
словарь терминов.
Слайд 24Место в системе уроков
Урок посвящён сопоставлению образа Петербурга
в произведениях русских писателей XIX века. Эта тема «сквозная» в литературе. К этому моменту все учащиеся знакомы с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», а десятиклассники с повестями Н.В. Гоголя «Шинель», «Невский проспект».
Данный урок проводился перед изучением романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе, а 8-классники в это время изучали комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Нам бы хотелось, чтобы ребята поняли, что Петербург – это не только фон, на котором происходят события, но и своеобразное «действующее лицо», город, влияющий на судьбы людей, и каждый писатель по-разному раскрывает эту тему.
Урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по данной проблеме.
Слайд 25
Структура урока.
I. Слово учителя.
II. Тема
урока.
III. Мыслительная задача урока
IV. Сообщение ученика об истории возникновения Петербурга.
V. Дифференцированная работа в группах.
VI. Вывод. Обращение к мыслительной задаче урока.
VII. Домашнее задание.
Слайд 26Этапы подготовки к уроку
Отбор произведений для чтения и фрагментов для анализа
эпизодов.
Подбор критической литературы для выполнения заданий в группах с целью самостоятельного отбора материала по теме.
Подбор средств наглядности и музыки.
Отбор фрагментов для инсценирования и выразительного чтения.
Создание разновозрастных и разноуровневых групп и предъявление заданий каждой группе.
Индивидуальные задания учащимся:
1. История возникновения Петербурга.
2. Пребывание Ф.И. Достоевского в Тобольске.
Слайд 27Задания группам
1 группа: А.С. Пушкин «Медный всадник».
Каким показан Петербург Пушкиным в этом произведении?
1. Сюжет и композиция поэмы.
2. Выразительное чтение наизусть отрывка из «Вступления» к поэме.
3. Выход на основной вопрос группы.
Слайд 282 группа: литературоведы-исследователи. Анализ отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
1.
Какие художественные средства использует А.С. Пушкин в поэме для создания образа Петербурга и какова цель их использования?
а) лексика;
б) символы;
в) эпитеты, метафоры, анафоры; г)олицетворения.
2. Как автор относится к Петербургу? Какие события и особенности он выбирает для его характеристики? Любит ли автор Петербург?
Слайд 293 группа: Н.В. Гоголь «Невский проспект»
Каким показан Петербург Гоголем
в этом произведении?
Сценка «На Невском проспекте».
Краткий сюжет.
Характеристика героев. Рассказ об их судьбах.
Выход на основной вопрос.
Слайд 304 группа. Литературоведы-исследователи. Анализ эпизода «Описание Невского проспекта» из повести Н.
В. Гоголя «Невский проспект».
1. Как в этом отрывке выражается позиция автора? В чём её специфика?
2. В чём особенность гоголевской художественной манеры и какими языковыми средствами это выражается?
3. Любит ли Гоголь Петербург?
Слайд 315 группа. Н.В. Гоголь «Шинель»
Каким показан Петербург в повести «Шинель»?
1.
Сценка «Башмачкин просит Петровича починить шинель».
2. Выход на вопрос группы
Слайд 326 группа. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Каким показан Петербург в
первой главе романа? Обратите внимание на
Интерьер,
городской пейзаж,
портрет Раскольникова,
сцены уличной жизни.
Слайд 33Справочный материал.
Анафора – это повторение отдельных слов в начале смежных предложений.
Ирония – скрытая насмешка, замаскированное осмеяние.
Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности (Фарфор и бронза на столе – название материалов использованы для обозначения сделанных из них предметов.) возможны самые различные ассоциации по смежности: название места употребляется для обозначения людей, которые там находятся (Ликует буйный Рим…- Л.); название сосудов используется в значении содержимого (…Шипение пенистых бокалов…- П.); имя автора заменяет название произведения (Траурный Шопен громыхал у заката.- Св.) и т.д.
Слайд 36Домашнее задание.
10-классники продолжают работу над образом Петербурга в романе Достоевского «Преступление
и наказание».
8-классники подбирают материал по теме «Образ Петербурга в комедии Гоголя «Ревизор»
(По желанию) В каких ещё произведениях раскрывается тема Петербурга? Как автор решает её?