Презентация, доклад темы Разноуровневое и разновозрастное обучение на примере урока литературы Образ Петербурга в произведениях русских писателей 19 века

Содержание

Реализация ключевых идей ФГОС Умение работать с большими объёмами информации Коммуникативные компетенции Креативность Способность к самообразованию

Слайд 1 Разновозрастное обучение как фактор

осуществления преемственности в учебной деятельности





Учителя русского языка и литературы
Елена Ивановна Красноборова
Вера Анатольевна Максимова

Преемственность – необходимая
связь между старым и новым.

Разновозрастное обучение как фактор осуществления преемственности в учебной деятельности

Слайд 2Реализация ключевых идей ФГОС
Умение работать с большими объёмами

информации
Коммуникативные компетенции
Креативность
Способность к самообразованию

Реализация ключевых идей ФГОС   Умение работать с большими объёмами  информации   Коммуникативные компетенции

Слайд 3Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении:



Дискуссии, семинары
Научно-практические
конференции
Имитационные игры,
моделирование
Ролевые учебно-деятельностные игры
Работа над исследовательскими
проектами
Метод проектов,
учебные экскурсии

Учебная
деятельность

Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении:

Слайд 4 Конференции
Ученическое научно – исследовательское общество

Театральная студия
Танцевальная студия

Воспитательная
деятельность

Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении:

Конференции   Ученическое научно – исследовательское общество   Театральная студия

Слайд 5Образовательный процесс в школе призван способствовать развитию ребёнка
Разновозрастная учебная группа –

это объединение детей и подростков разного возраста
на основе общих целей или интересов

Разновозрастное обучение - совместная деятельность детей разного возраста, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач

Образовательный процесс в школе призван способствовать развитию ребёнкаРазновозрастная учебная группа –

Слайд 6актуальность и практическая значимость выбранной темы
развитие мотивации учения;
усвоение ЗУН;
создание атмосферы сотрудничества

и взаимопомощи;
формирование организаторских умений и навыков;
развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации и др.

актуальность и практическая значимость выбранной темыразвитие мотивации учения;усвоение ЗУН;создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;формирование организаторских умений и навыков;развитие

Слайд 7
Принцип индивидуализации

Принцип сотрудничества

Принцип самоуправления
Принципы организации образовательного процесса в разновозрастном коллективе

Принцип индивидуализацииПринцип сотрудничестваПринцип самоуправленияПринципы организации образовательного процесса  в разновозрастном коллективе

Слайд 8
ведущее место занимают:
индивидуальная работа учащихся
в парах с учителями и другими учениками
работа

в микрогруппах
фрагменты фронтального взаимодействия не исключаются, но переводятся в разряд вспомогательных

На занятиях разворачиваются одновременно несколько учебных ситуаций

ведущее место занимают:индивидуальная работа учащихсяв парах с учителями и другими ученикамиработа в микрогруппахфрагменты фронтального взаимодействия не исключаются,

Слайд 9вместо классов
Специфика образовательного процесса в разновозрастном коллективе

вместо классовСпецифика образовательного процесса  в разновозрастном коллективе

Слайд 10Управление учебным процессом осуществляют не только учителя, управленческие функции выполняются учителями

и учениками совместно

Управление учебным процессом осуществляют не только учителя, управленческие функции выполняются учителями и учениками совместно

Слайд 11
Схема межвозрастного взаимодействия

Этапы подготовки к занятиям в РВГ:
I - Обоснование

совместной деятельности учащихся разного возраста,
определение темы.
II - Определение задач разновозрастного занятия.
III - Отбор содержания учебного материала.
IV - Планирование разновозрастного занятия.
V - Подготовка консультантов, учащихся к занятию.



Схема межвозрастного взаимодействияЭтапы подготовки к занятиям в РВГ:I  - Обоснование совместной деятельности учащихся разного возраста,

Слайд 12Преимущества интегрированных занятий
способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной

научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Преимущества интегрированных занятийспособствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления

Слайд 13 Учитель выступает в роли Технолога учебного процесса

Учитель выступает в роли Технолога учебного процесса

Слайд 14 Примерная схема методической разработки учебного занятия в разновозрастной группе
Тема учебного занятия.
Задачи

образовательные, общие для всех классов и для каждого класса, развивающие, воспитательные, коррекционные задачи.
Место занятия в тематическом планировании (после каких тем изучается материал на данном занятии, какая связь с другими занятиями).
Обоснование объединения изучаемого материала двух или нескольких классов.
Тип занятия. Место проведения занятия, приглашенные специалисты или представители социума.
Формы и методы обучения учащихся на занятии.
Оборудование.
Литература.
Подготовка к занятию.
План (ход) занятия.
Примерная схема методической разработки учебного занятия в разновозрастной группе Тема учебного

Слайд 15
Образ Петербурга в

произведениях
писателей XIX века
(Урок в 8, 10 классах)
Образ Петербурга в      произведениях  писателей

Слайд 16Характеристика классов.
Урок проводился в 8Б и в

10 Б классах.
С 8Б классом Елена Ивановна работает с пятого класса и является классным руководителем. По своему составу класс сложный и неординарный. Трудно назвать его гуманитарным и читающим. Детей, которые любят читать и систематически готовятся к урокам литературы не более 5-7, но в то же время многие ребята увлекающиеся, активные, творческие.
10Б класс, в котором я работала и была классным руководителем, можно считать средним по успеваемости: «5» имели только два человека, «4» - восемь человек. Но большинства учащихся – творческие личности, и для них этот урок был возможностью проявить свои способности.
Ребята обоих классов не раз работали в группах, поэтому правила работы им хорошо известны.
Исходя из особенностей класса, разной степени подготовленности ребят, а также в целях систематизации и расширения знаний и был проведён этот урок.
Характеристика классов.     Урок проводился в 8Б и в 10 Б классах.

Слайд 17 Мыслительная задача

урока:

Что общего и что различного в изображении Петербурга в произведениях писателей XIX века?



Мыслительная задача        урока:Что общего и что различного в

Слайд 18 Город пышный, город бедный, Дух неволи,

стройный вид, Свод небес зелёно-бледный, Сказка, холод и гранит… А.С. Пушкин
Город пышный, город бедный,

Слайд 19Цели:
Дидактическая – сопоставить произведения писателей; найти общее и различие в восприятии

темы: «Образ Петербурга в произведениях русских писателей 19 века».
Развивающая – развивать навыки анализа текста, умение сопоставлять, делать выводы; развивать навыки самостоятельной работы (заполнение таблицы); развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная – воспитывать чувство гордости; интерес к истории Отечества.
Цели:Дидактическая – сопоставить произведения писателей; найти общее и различие в восприятии темы: «Образ Петербурга в произведениях русских

Слайд 20Тип урока – урок исследование.

Форма урока – сотрудничество в разновозрастных разноуровневых

группах

Формы работы – индивидуальная, групповая, коллективная.
Тип урока – урок исследование.Форма урока – сотрудничество в разновозрастных разноуровневых группахФормы работы – индивидуальная, групповая, коллективная.

Слайд 21Методы и приёмы:
беседа,
работа с текстом,
выполнение творческих заданий,
инсценирование,
выразительное чтение,
работа с литературоведческими терминами,
анализ

эпизодов,
составление таблицы.

Методы и приёмы: беседа,работа с текстом,выполнение творческих заданий,инсценирование,выразительное чтение,работа с литературоведческими терминами,анализ эпизодов,составление таблицы.

Слайд 22
Виды работ:
сообщение ученика об истории возникновения Петербурга;
составление таблицы;
работа в

группах;
выразительное чтение отрывка из поэмы «Медный всадник»;
Инсценирование эпизодов «На Невском проспекте», «Башмачкин просит Петровича починить шинель»;
анализ текстов.

Виды работ: сообщение ученика об истории возникновения Петербурга;составление таблицы;работа в группах;выразительное чтение отрывка из поэмы

Слайд 23 Музыка:
отрывок из балета Глиэра «Медный всадник»,

гимн;
А. Розенбаум «Налетела грусть»;
Штраус «Полька».

Наглядность:
изображение памятника Петру I (автор Фальконе);
портреты писателей (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский);
иллюстрации Петербурга;
выставка книг писателей, изображавших в своих произведениях Петербург (например, Н.А. Некрасов, А.Блок …);
словарь терминов.
Музыка:  отрывок из балета Глиэра «Медный  всадник», гимн; А. Розенбаум «Налетела грусть»; Штраус

Слайд 24Место в системе уроков
Урок посвящён сопоставлению образа Петербурга

в произведениях русских писателей XIX века. Эта тема «сквозная» в литературе. К этому моменту все учащиеся знакомы с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», а десятиклассники с повестями Н.В. Гоголя «Шинель», «Невский проспект».
Данный урок проводился перед изучением романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе, а 8-классники в это время изучали комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Нам бы хотелось, чтобы ребята поняли, что Петербург – это не только фон, на котором происходят события, но и своеобразное «действующее лицо», город, влияющий на судьбы людей, и каждый писатель по-разному раскрывает эту тему.
Урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по данной проблеме.

Место в системе уроков   Урок посвящён сопоставлению образа Петербурга в произведениях русских писателей XIX века.

Слайд 25 Структура урока. I. Слово учителя. II. Тема

урока. III. Мыслительная задача урока IV. Сообщение ученика об истории возникновения Петербурга. V. Дифференцированная работа в группах. VI. Вывод. Обращение к мыслительной задаче урока. VII. Домашнее задание.
Структура урока.  I. Слово

Слайд 26Этапы подготовки к уроку
Отбор произведений для чтения и фрагментов для анализа

эпизодов.
Подбор критической литературы для выполнения заданий в группах с целью самостоятельного отбора материала по теме.
Подбор средств наглядности и музыки.
Отбор фрагментов для инсценирования и выразительного чтения.
Создание разновозрастных и разноуровневых групп и предъявление заданий каждой группе.
Индивидуальные задания учащимся:
1. История возникновения Петербурга.
2. Пребывание Ф.И. Достоевского в Тобольске.
Этапы подготовки к урокуОтбор произведений для чтения и фрагментов для анализа эпизодов.Подбор критической литературы для выполнения заданий

Слайд 27Задания группам
1 группа: А.С. Пушкин «Медный всадник».

Каким показан Петербург Пушкиным в этом произведении?

1. Сюжет и композиция поэмы.
2. Выразительное чтение наизусть отрывка из «Вступления» к поэме.
3. Выход на основной вопрос группы.
Задания группам 1 группа: А.С. Пушкин «Медный всадник».     Каким показан Петербург Пушкиным в

Слайд 282 группа: литературоведы-исследователи. Анализ отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

1.

Какие художественные средства использует А.С. Пушкин в поэме для создания образа Петербурга и какова цель их использования?
а) лексика;
б) символы;
в) эпитеты, метафоры, анафоры; г)олицетворения.
2. Как автор относится к Петербургу? Какие события и особенности он выбирает для его характеристики? Любит ли автор Петербург?
2 группа: литературоведы-исследователи. Анализ отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».1. Какие художественные средства использует А.С. Пушкин

Слайд 293 группа: Н.В. Гоголь «Невский проспект»
Каким показан Петербург Гоголем

в этом произведении?

Сценка «На Невском проспекте».
Краткий сюжет.
Характеристика героев. Рассказ об их судьбах.
Выход на основной вопрос.

3 группа: Н.В. Гоголь «Невский проспект»  Каким показан Петербург Гоголем в этом произведении?Сценка «На Невском проспекте».Краткий

Слайд 304 группа. Литературоведы-исследователи. Анализ эпизода «Описание Невского проспекта» из повести Н.

В. Гоголя «Невский проспект».

1. Как в этом отрывке выражается позиция автора? В чём её специфика?
2. В чём особенность гоголевской художественной манеры и какими языковыми средствами это выражается?
3. Любит ли Гоголь Петербург?

4 группа. Литературоведы-исследователи. Анализ эпизода «Описание Невского проспекта» из повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».  1.

Слайд 315 группа. Н.В. Гоголь «Шинель»
Каким показан Петербург в повести «Шинель»?

1.

Сценка «Башмачкин просит Петровича починить шинель».
2. Выход на вопрос группы
5 группа. Н.В. Гоголь «Шинель» Каким показан Петербург в повести «Шинель»?1. Сценка «Башмачкин просит Петровича починить шинель».2.

Слайд 326 группа. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Каким показан Петербург в

первой главе романа? Обратите внимание на
Интерьер,
городской пейзаж,
портрет Раскольникова,
сцены уличной жизни.
6 группа. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Каким показан Петербург в первой главе романа? Обратите внимание наИнтерьер,городской

Слайд 33Справочный материал.
Анафора – это повторение отдельных слов в начале смежных предложений.


Ирония – скрытая насмешка, замаскированное осмеяние.
Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности (Фарфор и бронза на столе – название материалов использованы для обозначения сделанных из них предметов.) возможны самые различные ассоциации по смежности: название места употребляется для обозначения людей, которые там находятся (Ликует буйный Рим…- Л.); название сосудов используется в значении содержимого (…Шипение пенистых бокалов…- П.); имя автора заменяет название произведения (Траурный Шопен громыхал у заката.- Св.) и т.д.


Справочный материал.Анафора – это повторение отдельных слов в начале смежных предложений. Ирония – скрытая насмешка, замаскированное осмеяние.Метонимия

Слайд 34Обобщающая таблица

Обобщающая таблица

Слайд 35Обобщающая таблица

Обобщающая таблица

Слайд 36Домашнее задание.
10-классники продолжают работу над образом Петербурга в романе Достоевского «Преступление

и наказание».
8-классники подбирают материал по теме «Образ Петербурга в комедии Гоголя «Ревизор»
(По желанию) В каких ещё произведениях раскрывается тема Петербурга? Как автор решает её?
Домашнее задание.10-классники продолжают работу над образом Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание».8-классники подбирают материал по теме

Слайд 37Отзывы коллег
об уроке.

Отзывы коллегоб уроке.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть