Слайд 1
Презентация
Тема
художественного произведения
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 2
Тема (от греч. thema) – то,
- что кладется в основу,
основная проблема
и
основной
круг жизненных событий, изображенных писателем.
Слайд 4
Тема произведения – это то,
что лежит в основе
того или
иного текста.
Слайд 6
Тема произведения – это многоаспектная составляющая, и ученые относительно нее выдвигают
то одну, то другую гипотезу.
Если говорить о чем-то универсальном, то тема литературного произведения – это «фундамент» текста.
Вот как сказал Борис Томашевский:
«Тема – это обобщение основных, значимых элементов».
Слайд 7Б. В. Томашевский писал, что
«тема является единством
значений
отдельных
элементов произведения».
Слайд 10
Тема имеет два отличия.
Во-первых, она определяет смысл (основное содержание) текста.
Во-вторых, тему можно раскрыть как в больших произведениях, так и в маленьких новеллах.
Слайд 12
Темой может выступать словесная основа.
Конечно, редко можно встретить произведения о
словах, но речь здесь не об этом.
Существуют тексты, в которых
игра слов выходит на передний план.
Слайд 14Вот работа
В. Хлебникова «Перевертень»:
Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен
он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Слайд 16Его стих имеет одну особенность – слова в строке читаются одинаково
в обоих направлениях. Но если спросить читателя о чем, собственно был стих, он вряд ли ответит что-то вразумительное. Основная изюминка этой работы это строки, которые можно читать как слева направо, так и справа налево.
Слайд 20 Тема – это своеобразная опора всего текста (событийная, проблемная, языковая
и т.п.).
Слайд 22
Когда мы говорим, например, о теме человеческого одиночества в «Герое нашего
времени» М. Ю. Лермонтова, мы уже имеем в виду
- и событийный ряд,
- и проблематику,
- и построение произведения,
- и языковые особенности романа.
Слайд 27
Г. Л. Абрамович тему понимает
почти исключительно
как проблему.
Слайд 30
Тема произведения неразрывно связана с его идеей.
Отбор жизненного материала, постановка
проблем, т. е. выбор темы, диктуются теми идеями, которые хотел бы выразить в произведении автор.
Слайд 32В. Даль в "Толковом словаре" определил тему как "положение, задачу, о
коей рассуждается или которую разъясняют".
Этим определением подчеркивается то, что тема произведения – это прежде всего постановка проблемы, "задачи", а не просто те или другие события.
Слайд 33События могут быть предметом изображения и определяться также в качестве сюжета
произведения.
Слайд 35Тема произведения - это проблемы, которые там описаны, так называемый жизненный
материал. Например, тема любовных отношений, войны или смерти.
Слайд 37Также темой можно назвать проблемы человеческого естества. То есть, проблема становления
личности, моральных принципов или конфликт хороших и плохих поступков.
Слайд 38
Понимание "темы" главным образом как "проблемы" предполагает ее близость к понятию
"идея произведения".
Эта связь была отмечена Горьким, писавшим, что "тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления".
Слайд 41Проблемная направленность темы часто выражается в самом названии произведения, как это
имеет место в романах "Что делать?" или "Кто виноват?".
Слайд 42
Можно говорить чуть ли не о закономерности, заключающейся в том, что
почти все литературные шедевры имеют подчеркнуто нейтральные названия, чаще всего повторяя имя героя:
«Фауст», «Одиссея», «Гамлет», «Братья Карамазовы», «Дон Кихот» …
Слайд 44
Подчеркивая тесную связь идеи и темы произведения, нередко говорят об "идейно
- тематической целостности" или о его идейно - тематических особенностях.
Подобное объединение двух различных, но тесно связанных меж собой понятий представляется вполне оправданным.
Слайд 46
Наряду с термином "тема" нередко употребляется и близкий к нему по
смыслу – "тематика", что подразумевает наличие в произведении не только главной темы, но и различных побочных тематических линий.
Слайд 49Чем масштабнее произведение, чем шире в нем охват жизненного материала и
сложнее идейная основа, тем больше таких тематических линий.
Слайд 50Основная тема в романе И. Гончарова "Обрыв" – повествование о драматизме
поиска своего пути в современном обществе
(линия Веры) и
"обрыв",
которым заканчиваются подобные попытки.
Слайд 53Вторая тема романа И. Гончарова "Обрыв" –
дворянский дилетантизм
и его
губительное
воздействие на творчество
(линия Райского).
Слайд 55Тема произведения может быть как общественно значимой – именно такова была
тема "Обрыва" для 1860-х годов, – так и незначительной, в связи с чем иной раз говорится о "мелкотемье" того или иного автора.
Слайд 57
Следует иметь в виду, что некоторые жанры по самой своей природе
предполагают "мелкотемье", т. е. отсутствие общественно значимых тем.
Такова, в частности, интимная лирика, к которой понятие "мелкотемье" неприменимо в качестве оценочного.
Слайд 59
Для крупных произведений удачный выбор темы является одним из главных
условий успеха.
Это хорошо видно на примере романа
А. Рыбакова "Дети Арбата", небывалый читательский успех которого обеспечила прежде всего острая для второй половины 1980-х годов тема разоблачения сталинизма.