Слайд 1
Презентация методической разработки
разделов программы по литературе
УРОКИ-МАСТЕРСКИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 41 г. Нижнего Новгорода
Фищенко Ольга Валерьевна
Раздел программы: Русская литература 19 века, творчество А.С.Пушкина,6 класс. Русская литература 20 века, творчество А.П.Чехова,И.А.Бунина,А.И.Куприна,М.А.Булгакова,11 класс.
Программа : УМК под редакцией В.Я.Коровиной, Литература 6 класс, 2ч.М.:Просвещение,2011
УМК под редакцией Ю.И.Лыссого, Литература 11 класс, 2 ч .(базовый уровень)М.:Мнемозина,2011 год
Слайд 2 Всматривайтесь в привычное - и увидите
неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое.
Всматривайтесь в малое – и увидите великое.
Всматривайтесь в простое - и увидите сложное.
Слайд 3 Целью данной работы
является
представление методики уроков-мастерских,
которая позволяет решать следующие задачи:
во-первых, школьный анализ художественного произведения сделать интересным, значимым для ученика;
во-вторых, активизировать мысль ребят, привлечь внимание собственно к себе как личности;
в-третьих, работать над развитием творческих способностей учащихся, в том числе развитием как письменной, так и устной речи (написание сочинения, создание собственного высказывания);
влиять на формирование нравственных качеств личности.
Слайд 4Задачи раздела
Познавательные:
усвоение способов прочтения текста,
осознание учащимися
содержательно-композиционной структуры текста,
формирование навыков практической работы с текстом.
Развивающие:
формирование у школьников умений и навыков учебно-познавательной, исследовательской деятельности,
развитие логического мышления,
Развитие умений самостоятельной работы с авторским текстом.
развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
Воспитательные:
воспитание любви к литературе,
воспитание сознательного отношения к художественному тексту как духовно-нравственной ценности, средству общения и основному орудию получения знаний в разных сферах человеческой деятельности
Слайд 5Критерии отбора учебного материала
учет возрастных психолого-педагогических особенностей,
учет познавательных потребностей обучающихся,
идейно – научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой,
проблемный и эмоциональный характер изложения,
вооружение подростков рациональными приёмами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха,
возможность переживать радость самостоятельных открытий.
Слайд 6Ожидаемые результаты освоения разделов программы
Формирование у обучающихся компетенций следующих типов:
Литературоведческой:
знать
основы анализа текста,
знать основные культорологические и литературоведческие понятия.
Языковой:
расширить словарный запас; развивать внимание к слову и его лексическому значению,
сформировать умение пользоваться разнообразными выразительными средствами в устной и письменной речи.
Слайд 7Коммуникативной:
развивать речевую деятельность: чтение, слушание, говорение, письмо,
Культуроведческой:
осознание литературного произведения как
формы выражения национальной культуры.
Слайд 8Личностные результаты
формировать общечеловеческие нравственные ценности,
развивать операции логического мышления (сравнение,
сопоставление, классификация, абстрагирование, обобщение, анализ, синтез),
овладение основными приемами мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, конкретизация, определение и объяснение понятий, доказательство и опровержение, моделирование, проектирование),
использовать опыт, полученный при изучении разделов, для целей самообразования и повышения личностных результатов.
Слайд 9Использование педагогических технологий
Технология
«Французская Мастерская»
Слайд 10Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая
создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.
Слайд 11Главные достоинства работы педагогических мастерских.
Ученик способен достаточно быстро освоить новую
для него тему, потому что самостоятельно добывает знания или обнаруживает в себе сокрытые творческие ресурсы.
Ведущий занятие создает рабочую обстановку, чтобы участники мастерской сами в условиях коллективного труда смогли найти свой путь решения поставленной задачи.
Слайд 12Основные положения теории уроков-мастерских.
1. Ребенок выучивается не благодаря школе, а
вопреки ей.
2. Школьные упражнения не дают знаний, они только дисциплинируют и рождают послушных солдатиков.
3. Традиционное образование есть, по существу, обучение пассивности… Дети обходятся без собственного опыта, без собственного пути к знаниям и потому лишены наслаждения и радости собственных побед и открытий. Но последствия еще более суровы. При таком образовании человек становится послушным и пассивным.
4. Похвала и порицание рождают рабство. ( То есть оценку должны заменить самооценка, самокоррекция и самовоспитание.)
5. Таблицу умножения зубрить не нужно. Лучше ее «открыть». Забудет ли автор свое изобретение?
6. Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.
Слайд 13Типы мастерских:
мастерская построения знаний,
мастерская творческого письма
мастерская построения отношений,
мастерская ценностных ориентаций,
мастерская по самопознанию,
проектная мастерская
Слайд 14
Этапы мастерской
Индуктор.
Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников
Слайд 15Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на
деконструкции и реконструкции.
Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов.
Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.
Слайд 16Социализация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение
текстов, выставка рисунков и т.д.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.
Слайд 17Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).
Слайд 18Новая информация, и ее обработка.
Слайд 19Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы… Групповая или
индивидуальная работа.
и
выход на новую систему проблем.
Слайд 22Рефлексия
Оцените свою работу на уроке:
я доволен своей работой на
уроке
я не очень доволен своей работой на уроке
я не доволен своей работой на уроке
Слайд 23Законы мастерской:
Ценностно-смысловое равенство всех участников. (Учитель может участвовать в работе
наравне с учениками.)
Право каждого на ошибку:
Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. самооценка и самокоррекция.
Предоставление свободы в рамках принятых правил.
Значительный элемент неопределённости, даже загадочности в заданиях. Только при этом условии возникает творчество.
Диалог — главный принцип сотрудничества.
Организация и перестройка реального пространства, в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
Слайд 24 Решительное ограничение практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. В идеале мастер
формулирует задание и не отвечает на вопросы.
Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества.
Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.
Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому.
Тенденция к интегрированной деятельности и интегрированному знанию
Слайд 25Почему мастерские оказались нужны
современному словеснику?
Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далёким от искусства предметам.
Работа со словом в мастерской становится первостепенной.
Мастерские — отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению.
Мастерские "запускают" ассоциативное мышление.
Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.
Эти уроки развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству
Слайд 26Результативность деятельности на уроках – мастерских.
1. Мастерские акцентируют внимание на состоянии,
мыслях, общении учащихся, поэтому делают школьный анализ личностным, приемлемым для каждого ученика. В работу включаются все, всем интересно.
2. Работа с художественным текстом во время уроков-мастерских позволяет школьный анализ представить и как общественно значимое дело, т.к. он (анализ) становится средством понимания важных проблем нашей жизни, общества, самопознания.
3. Работа над развитием письменной речи - тоже одна из постоянных задач учителя. А на этих уроках дети и обучаются и творчески мыслить, воображать, фантазировать , и одновременно четко выражать свои мысли.
4. Эти уроки помогают создать достойную атмосферу для учебного общения в классе.
Уроки-мастерские делают ребят активными участниками процесса обучения. Это не только решение образовательных задач, но и возможность формировать духовные ценности наших учеников.
Виды уроков-мастерских.
1. Вводные уроки.
2. Уроки анализа текста.
3.Уроки-обобщения,
Слайд 28Разработки
уроков
В качестве
примера в своей работе хочу привести ряд разработок уроков по данной технологии.
Слайд 29 1.Урок- мастерская по роману Пушкина
« Дубровский» « Два разбойника».
Вид урока: урок- анализ текста в системе уроков по изучению романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Цель урока: сформировать понятие «литературный образ» на примере образов двух главных героев романа, показать сложность и знаковость этих образов в системе произведения.
Слайд 30Ход мастерской.
1.Индуктор:
- Напишите 5-6 слов- ассоциаций к слову
«Пожар».
Зачитайте их, понравившиеся допишите.
- Составьте из букв этого слова все возможные слова, 1-2 буквы можно добавить. Зачитайте их.
Напишите небольшой текст, сделав заголовком одно из этих слов и используя все остальные.
Зачитайте получившееся.
Слайд 313. В романе Пушкина слова «разбой» и «пожар» тесно связаны между
собой.
В связи с чем или с кем впервые появляются эти слова на страницах романа?
Работа с текстом 1 главы со слов «Слух о сем происшествии…»
Запись на доске:
Пожар—разбой—несправедливость—разрушение—нарушение порядка.
Как назвать человека, который вступил на этот путь?
--Разбойник.
Напишите свои ассоциации к слову «Разбойник». Зачитайте их, понравившиеся допишите.
4. Добавьте к этому слову эпитет «Благородный».
Напишите 5-6 слов к этому словосочетанию.
Владимир Дубровский – благородный разбойник. Почему?
-Устные высказывания учеников, ответы на вопрос.
Слайд 32 5. Кто в романе является главным врагом Дубровского? Кто равен
ему по силе характера?
Кирилла Петрович Троекуров.
6. Работа в группах.
Запишите в таблицу:
1 группа: дела Дубровского (злые, добрые)
2 группа: дела Троекурова ( злые, добрые).
Пейзаж, который окружает Дубровского( гл.5,12,15).
Пейзаж, который окружает Троекурова (1,13 гл.).
Каким вы себе представляете будущее того и другого.
Каждая группа зачитывает свой результат работы по пунктам таблицы.
Слайд 337. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Два разбойника» (по роману А.С. Пушкина
«Дубровский»).
8. Рефлексия.
Выскажите свое мнение о мастерской. Что показалось интересным, какой этап работы был наиболее сложным? Изменилось ли ваше отношение к героям романа?
Слайд 34 2.Урок-мастерская творческого письма
«Листопад»
(по лирике русских поэтов 19 века ) 6 класс.
Вид урока:
урок- анализ поэтических текстов в системе уроков по лирике русских поэтов.
Раздел программы : «Русские поэты 19 века о родной природе»
Цель урока: обучение анализу поэтического текста
Слайд 35Ход Мастерской:
1.Индуктор.
Учитель раздает каждому ученику настоящий осенний лист.
Задание: обвести листочек
и написать, какие ощущения он вызывает, описать.
Зачитать, что получилось.
2. Поэты по- разному описывали осенние листья. Наверное , это один из самых любимых поэтических образов. Вот перед нами два стихотворения на эту тему.
Попрошу вас разделиться на две группы и поработать с этими поэтическими текстами.
Слайд 363. Группы получают задания. Работа с текстом.
Выступления групп (1-2 ученика от
группы).
4. Задание (индивидуально):
Написать сочинение-миниатюру на тему
«Осеннее насттроение» (7-8 предложений) и зачитать его в группе.
5. Конкурс сочинений
Группа выбирает лучшее и зачитывает его перед классом.
6. Выскажите свои впечатления о мастерской:
-что понравилось?
-как вам работалось в группе?
-что получилось, что не получилось?
-что бы хотели добавить в ход мастерской?
Слайд 37Приложение:
Л. Мартынов.
Листья.
Они лежали и темнели
И вдруг
Они осатанели
И , изменив свою
окраску,
Пустились в пляску, колдовские.
Я закричал:
-Вы кто такие?
- Мы листья, листья, листья, листья!-
Они в ответ зашелестели.
- Мечтали мы о пейзажисте,
Но руки, что держали кисти,
Нас полюбить не захотели.
Мы улетели,
Улетели!
Задания:
Прочитать выразительно
Выпишите из текста все глаголы
Какое настроение создается с их помощью?
С чем или с кем можно сравнить листья в этом стихотворении?
Почему у поэта литья «Колдовские»?Подберите к этому слову 4-5 синонимов.
Какими красками вы бы нарисовали это стихотворение?
Передайте свои ощущении от этого стихотворения.
Слайд 38Ф.И. Тютчев.
Листья.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их
тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж легкое племя.
Цветем и блестим
И краткое время
на сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе—
Играли с лучами,
Купались в росе!
Но птички отпели,
Цветы отцвели
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Бледнеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь?
О, буйные ветры,
Скорее, скорей,
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим
Летите, летите!
Мы с вами летим!
Слайд 39Задания:
Выпишите все глаголы и эпитеты, относящиеся к листьям.
Почему стихотворение написано от
лица листьев?
Какое слово кажется вам непонятным, попробуйте его объяснить.
Какие цвета противопоставлены в этом тексте, почему?
Какой глагол повторяется наиболее часто, почему?
Какую музыку вы бы написали на слова этого стихотворения?
Ваши ощущения от этого стихотворения?
Слайд 40А.К Толстой
Осень. Обсыпается
Весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые
По ветру летят
Лишь вдали
красуются
Там , на дне долин,
Кисти ярко-красные
Вянущих рябин.
Задания:
От чьего лица написано стихотворение?
Какие цвета противопоставлены в этом тексте, почему?
Объясните, почему сад «бедный»?
Как бы вы назвали сад осенью?
Какое настроение рождает это стихотворение?
Почему легко написать картину, прочитав это стихотворение?
Слайд 413.Урок-мастерская творческого письма
«Музыка покоя»
(По роману М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита»)
11 класс.
Вид урока: урок- обобщение.
Раздел программы : М.А.Булгаков, система уроков по роману «Мастер и Маргарита».
Цель урока: изучение романа Булгакова в контексте традиционных тем русской литературы 19 века, подготовка к сочинению.
Задачи:
отработка умения сравнительного анализа художественных текстов(проза и поэзия)
создание собственного текста
Слайд 42Ход мастерской.
1.Индуктор
На
свете счастья нет, но есть покой и воля…
А.С.Пушкин
Записать 5-6 слов-ассоциаций к слову «Покой».
2. Зачитайте свои слова, допишите понравившиеся.
3. Зачитать определение слова покой в Словаре И.Даля:
Покой-состояние бездействия, употребляемое в вещественном и духовном значении, отсутствие возмущения, тревоги, состояние тишины.
Слайд 434. В романе Булгакова мы читаем:
« Он прочитал сочинении мастера и
просит тебя, чтобы ты взял его с собой и наградил покоем.
А что же вы не берете его к себе в свет?
Он не заслужил света, он заслужил покой».
5. Каким же покоем награждает его Воланд?
Учитель зачитывает текст (последняя глава романа) :
«Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет….
Далее звучит романс на стихи Лермонтова в исполнении А.Герман
« Выхожу один я на дорогу…» .
Слайд 446. Ученики, прослушав отрывок из текста романа и романс, получают задание:
Сравнить
тексты Булгакова и Лермонтова(тексты раздаются в распечатанном виде на парту каждому ученику) по следующим вопросам:
Что общего в этих текстах?( тема, интонация, образы, лексика)
Как пересекаются эти два текста?
Чем отличаются эти тексты?
7. Зачитать ответы
Слайд 458. После этого учитель добавляет еще один текст:
Пора, мой друг, пора!
покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег…
Это стихотворение написано Пушкиным раньше, чем стихотворение Лермонтова и роман Булгакова.
Соотнесите его с двумя предыдущими и попробуйте ответить на вопрос:
Что есть состояние покоя для ДУШИ: смерть или высшая точка ее существования?
Слайд 469. Напишите сочинение-миниатюру «Музыка покоя»,зачитайте его в классе ( по желанию)
10.
Выскажите свое мнение о мастерской
-что понравилось, что нет,
-какой момент показался интересным, какой сложным?,
-согласны ли вы, что «великие романы не сделали этот мир лучше, но одно несомненно, что без них он был бы гораздо хуже»?
Слайд 47Приложение:
М.Ю. Лермонтов
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь
тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Слайд 48 Мастерская творческого письма по
произведениям Бунина, Чехова, Куприна.
11 класс.
Вид урока: урок-обобщение
Цель урока:
подготовка к сочинению «Тема любви в русской прозе начала 20 века».
Занятие проводится как итоговое после изучения творчества вышеуказанных авторов.
Слайд 49Ход мастерской.
Любовь, любовь -гласит преданье
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье,
И
роковое их слиянье,
И поединок роковой.
Ф.И.Тютчев
1. Запшите 7-8 слов-ассоциций к слову «ЛЮБОВЬ».
Слово записано на доске.
Зачитайте свои записи вслух ( по желанию), важное для себя допишите.
Создается семантическое поле к слову «ЛЮБОВЬ».
Слайд 502. Разделитесь на 3 группы.
Каждая группа получает задание:продолжить ассоциативную цепочку
одним словом(главным на ваш взгляд), которое определяет тему любви у:
1группа-Чехова
2 группа- Бунина
3 группа- Куприна.
Можно пользоваться записями в тетрадях, текстами изученных произведений(10-15 мин.)
3. Выступление от каждой группы. Зачитывается СЛОВО и объясняется, почему выбрано именно это слово.
Результат: на доске получается схема
ЛЮБОВЬ
ЧЕХОВ БУНИН КУПРИН
БЛАГО ТАЙНА ТРАГЕДИЯ
Слайд 514. Выберите из эпиграфа к уроку ту строку, которая, по-вашему, походит
к определению
Любви «вашего» автора.
Мотивируйте свой выбор.
5. Завершающий этап: продолжить фразу «Любовь есть…», написать на эту тему сочинение-миниатюру(7-8 предложений).
6. Учащиеся зачитывают работы.
7. Рефлексия:
--Что нового вы сегодня открыли для себя?
--Выскажите свое мнение о мастерской.
Слайд 52Урок – мастерская построения знаний и
творческого письма
по пьесе А.П. Чехова « Вишневый сад».
Вид урока: урок-анализ драматического текста
Цель урока: определение круга основных проблем и путей их решения в пьесе Чехова.
«Вся Россия – наш сад»
А.П.Чехов
Слайд 53Ход мастерской:
Запишите 5-6 слов- ассоциаций к слову « САД».
Зачитайте
их друг другу в парах..
Добавим к этому слову «ВИШНЕВЫЙ».
Зачитайте, понравившиеся вам допишите.
Составьте с двумя из этих слов- ассоциаций по 1 предложению.
Слайд 546. Выпишите из текста пьесы фразы, которые произносят о вишневом саде
каждый из следующих героев пьесы:
Раневская
Гаев
Лопахин
Петя
Аня
Фирс
7. Сгруппируйте эти высказывания по принципу:
Люблю Сад Не люблю Сад
Почему одни любят , а другие не любят вишневый сад?
Попробуйте ответить на этот вопрос одним предложением.
Зачитайте свои мысли вслух в парах.
Слайд 558. Работа в группах :Найдите в тексте пьесы любые фразы, в
которых упоминается слово «время», кому из героев они принадлежат?
(каждая группа получает «своего героя»).
9. Свяжите образ Вишневого сада с темой времени, напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Вишневый сад-символ прошлого или будущего?»
Зачитайте свои работы в группах, выберите лучшую работу для зачитывания в классе.
Слайд 5610. Чтение работ.
11. Рефлексия.
Какие моменты в уроке вам были
особенно интересны?
Что было трудно?
Что удивило?
Хотелось ли оспорить мнение своих товарищей?
Когда, почему?
Слайд 57
Библиография
Выготский Л.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. – М., 1956.
Гальперин
И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий». Санкт-Петербург. Каро 2004.
Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста// В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. – Киев, 1979.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981.
1.Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. № 20, 2009.
2.Ерёмина Т.А. «Гений чистой красоты»: Урок-мастерская по литературе // Литература. № 10, 2007.
3.Ерёмина Т.А. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература. № 3, 2007.
4.Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.
5.Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004.
6.Ерёмина Т.А. «Недоросль» Д.И.Фонвизина. Мастерская построения знаний и творческого письма // Литература. № 3, 2004
7.Ерёмина Т.Я. От литературной «мастерской» к экзамену по русскому языку // Литература, № 20, 2010.
8.Ерёмина Т.Я. «Сверхъестественное отделение носа»: уроки с элементами мастерской по повести Н.В.Гоголя «Нос» // Литература, № 2, 2009.
8.Ерёмина Т.Я. Урок-мастерская по литературе: 7 – 9 классы. М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып 3 (15).)
9.Фёдорова Л.Д. Мастерская по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» // Литература, № 3, 2009.
10.Щукина С.Ф. «Жить, думать, чувствовать, любить…»: из опыта работы учителя литературы. М.: «Мнемозина», 2008.
11.Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? “Педагогические мастерские”, издательство “ Корифей”, 2000.
Окунев А.А.Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – ( Новое образование).
Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 .Сост. И.А.Мухина. –СПб.: СПбГУПМ, 1995.
Слайд 59Результаты написания сочинения - рассуждения
Слайд 60Вывод: благодаря инновационной работе, наметилась положительная динамика в творческом развитии учащихся:
больше учеников создали текст, допустили меньшее количество логических ошибок, чаще используются тропы и стилистические фигуры.