Слайд 1Презентация
Сюрреализм— направление в литературе и искусстве
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 7
Сюрреализм (от фр. surréalisme, буквально «сверх - реализм», «над - реализм») — направление в
литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах.
Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Слайд 11
Сюрреализм - это течение в искусстве и литературе 20 века.
Развивалось
преимущественно во Франции, но отдельные группы существовали во многих странах мира (Бельгия, Великобритания, Чехословакия, Югославия, Румыния, Дания, Нидерланды, Португалия, Египет, Канада, США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Куба, Чили).
Слайд 15
Исторический сюрреализм в отличие от сюрреалистического духа, примеры которого можно найти
и в средневековой литературе с ее приматом иррационального, является бесспорным «долгожителем» в культуре столетия: датой его рождения считается 1924, когда появляется «Манифест сюрреализма» — основателя и бессменного лидера движения Андре Бретона (1896-1966).
Слайд 20 Сюрреализм заканчивает свое существование вскоре
после смерти Бретона
(объявление «конца
сюрреализма»
в статье сподвижника
Бретона Жана Шюстера
«Четвертая песнь», 1969).
Слайд 22Сюрреализм является непосредственным развитием дадаизма — помимо общей идеологической основы, большинство
первых сюрреалистов
имели за плечами
опыт парижской
дадаистской группировки под руководством Бретона и Т.Тцара.
Слайд 25
Среди основных причин отделения верных Бретону поэтов и художников можно назвать
недовольство Бретона чересчур нигилистическим и «несерьезным» настроем Тцара,
а также его интерес к проблемам подсознательного и сновидений, не разделявшийся дадаистами.
Слайд 28В «Манифесте» Бретон очерчивает круг интересов нового движения: автоматическое письмо,
случай,
сновидения,
подсознательное и чудесное
(так называемое повседневное чудо — необычные совпадения, доказывающие существование иной, магической сверхреальности).
Слайд 31Определение важности случая, сна и бессознательного для процесса творчества, а также
открытие чудесного в повседневной жизни вписываются в более широкую линию сюрреалистической идеологии:
отказ от господства разума и власти рационального в произведениях искусства,
поиск иных источников вдохновения, способных изменить наше восприятие окружающего мира, а затем и преобразовать сам мир, создать новый вселенский порядок, свободный от «оков рациональности».
Слайд 33Реальность и связанный с ней реализм в искусстве были для Бретона
и его соратников поистине бранными словами:
«Вслед за судебным процессом над материалистической точкой зрения следует устроить суд над точкой зрения реалистической...
представляющейся мне
глубоко враждебной любому
интеллектуальному и
нравственному порыву»
(«Манифест сюрреализма»).
Слайд 34Само понятие литературы поначалу трактовалось сюрреалистами как принципиально враждебное:
«Писанина есть
сплошное
свинство», —
говорил Антонен Арто
в книге
«Нервометр»
(1925).
Слайд 36
Сюрреалисты утверждали, что занимаются не литературой или, по крайней мере, принципиально
новой литературой, а сюрреализм — не очередная литературная или художественная школа, но образ жизни, который нужно принять раз и навсегда.
Слайд 39Призванием литературы и искусства, с их точки зрения, не может быть
рабское описание обыденности; критикуя традиционные методы психологии, с которыми Бретон как врач - психиатр по образованию был знаком, сюрреалисты обличали и психологизм традиционного романа, мотивированность поступков героев и распространенное в литературе правило правдоподобия.
Слайд 41Приоритет, с точки зрения Бретона, должен отдаваться непосредственному переживанию («Я хочу,
чтобы человек молчал, если он перестает чувствовать». «Манифест...»), но не задавленному разумом, а свободному, мгновенному.
Слайд 43Поиск такого вдохновения приводит Бретона к открытию приемов автоматического письма —
внутреннего монолога, «о котором критическое сознание субъекта не успевает вынести никакого суждения» и который, «насколько возможно, является произнесенной мыслью».
Слайд 45В этой технике создан сборник текстов Бретона и Филиппа Супо (1897-1990)
«Магнитные поля» (1919),
внешне алогичных,
но заряженных
мощной поэтической энергией.
Слайд 47Автоматизм стал ведущим методом сюрреализма, перифразом всех его творческих практик, и
в «Манифесте» Бретон определяет весь сюрреализм как «чистый психический автоматизм».
Слайд 48Другими способами достижения свободы от власти рассудка для сюрреалистов стали рассказы
в действительности виденных ими снов и сеансы группового гипнотического транса
(первая половина 1920-х),
когда субъект
бессознательно
наговаривал приходившие
в голову фразы; особенно отличались
в этом поэты Робер Деснос (1900-45)
Слайд 50С начала 1930-х набирает силу интерес сюрреалистов к таким аспектам иррационального,
как магия, проблемы оккультизма и алхимии.
Слайд 51Заряженность сюрреалистов против традиционного образа литературы и искусства проявляется также и
в отказе от четко выраженного авторства, переосмыслении самой фигуры автора.
Слайд 53Это не означало, что члены группы переставали подписывать произведения собственными именами,
однако такие практики группы, как коллективно написанные листовки и манифесты, игры (в частности, «изысканный труп», когда участник продолжает фразу, начатую предыдущим игроком, не видя ее целиком) и совместные произведения нескольких авторов:
«Непорочное зачатие» (1930) Бретона и Поля Элюара (1895-1952);
«Отставить работы» (1930) Бретона, Элюара и Рене Шара (1907-88);
«152 пословицы на потребу дня» (1925) Элюара и Бенжамена Пере (1899-1959) —
стали выражением попыток сюрреалистов десубъективировать процесс творчества, вывести его за рамки личности автора, расширить границы произведения.
Слайд 55Антитрадиционализм стал питательной средой для многих практик и устремлений сюрреалистов с
их подчеркнутым вниманием к маргинальным, низовым и даже китчевым формам искусства и стремлением разрушить саму традиционную систему ценностных предпочтений и общепринятых истин, основанную на картезианском разуме.
Слайд 57Революционный настрой вообще был крайне силен в движении, носило ли это
характер призывов к перевороту лишь обыденного разумения, выражением которых стал журнал «Сюрреалистическая революция» (12 номеров, 1924-29), или действительной политической ангажированности — вступления Бретона, Арагона, Элюара и Пьера Юника (1910—45) в компартию в 1926, манифеста Бретона и Л.Троцкого «За независимое революционное искусство» (1939) и журнала «Сюрреализм на службе революции» (шесть номеров, 1930-33).
Слайд 61Сюрреализм мыслился его организаторами как тотальный бунт.
Слайд 62Одержимость, лихорадка, безумная любовь — все эти иррациональные состояния приветствовались сюрреалистами
в непосредственном проявлении (интерес группы к творчеству душевнобольных, сознательная симуляция отдельными авторами бреда сумасшедших или превознесение истерии и паранойи как состояний, близких пылу творчества (Бретон, Арагон. Пятидесятилетие истерии, 1928), а также служили метафорами всего творчества и главными темами конкретных произведений (Деснос. Свобода или любовь!, 1927; Элюар. Любовь поэзия, 1929; Бретон. Безумная любовь, 1937). Этот дух одержимости передается выражением «Сюрреализм есть некое состояние яростной страсти»
(«Декларация 2 апреля 1925 г.»).
Слайд 65Сюрреализм, в особенности его основная, парижская группа, всегда находился в подчинении
у сильной личности Бретона.
Слайд 67 Внутренние скандалы, исключения, примирения и прием новых членов стали для
сюрреализма неотъемлемой частью повседневности; через группу прошло или оказалось затронуто идеями сюрреализма немало деятелей культуры:
Пабло
Пикассо,
Слайд 69
Анри Мишо,
Мишель Лейрис,
Жюльен Грак,
Превер.
Выражением устремлений сюрреалистов стала поэзия как непосредственное выражение внутренних переживаний.
Слайд 71ЧАРЛЬЗ ГЕНРИ ФОРД
УХОД
Даже у океана есть дно
но никому не измерить гору
моей
тоски по тебе
Твой уход вырвал ломоть
из персика моего сердца.
Мне ль совладать с торпедами!
Мои скипидарные слезы затопили б аптеку.
Если ты хочешь покинуть сушу,
можно, я завяжу глаза, пока мы опять не встретились;
я принял тебя за амброзийную птичку,
не смыслившую в акустике.
А может, мне уже поздно завязывать глаза:
ведь я промокашка в брызгах чернил -
слов, напоминающих мне о тебе.
Простоволосый воздушный замок,
ты была прекрасна, словно метла из волос и плоти.
Когда ты ушла,
я был не в силах угнаться за своей безумной тоской,
и теперь-то я знаю, что скорбь может сбежать только вместе с рассудком
из безутешного, словно лестница, тела.
Слайд 72 Сюрреалистическая поэзия значительно отличается от традиционной: сюрреалисты почти не писали
метром и не стремились следовать рифме; основой стихосложения становится «ошеломляющий образ», близкое к барочной метафоре необычное «сближение удаленных друг от друга объектов».
Слайд 74В сюрреалистической поэзии сильна традиция любовной лирики, однако переосмысленная в духе
психоанализа и образов подсознания.
Слайд 75Основные поэтические произведения:
«Огонь радости» (1920) Арагона;
«Свет земли» (1923), «Седовласый револьвер»
(1932) и «Дух воды» (1934) Бретона;
«Траур за траур» (1924), «Со всем имуществом» (1930) Десноса;
«Смерть от бессмертия» (1924), «Столица боли» (1926), «Сама жизнь» (1932) Элюара;
«Небесный триктрак» (1922), «Пуповина лимба» (1925) Арто.
Слайд 78 В прозе сюрреалистов основное – это неприятие традиционного романа с
его четкой фабулой и структурой поначалу оставляло поле лишь для пересказов снов.
Слайд 80«Раскольниками» здесь стали Арагон, продолжавший писать романы, пусть и весьма вольно
переосмыслявшие каноны жанра и скорее представляющие фантастические лирические рассказы, подобие стихотворений в прозе:
«Анисе, или Панорама», 1921; «Приключения Телемаха», 1922; «Парижский крестьянин», 1926,
Слайд 84и Кревель, создавший произведения исповедальной и экзистенциальной прозы: «Извилины», 1924;
«Мое
тело и я», 1925,
«Трудная смерть», 1926.
Слайд 86Позднее и Бретон создает в жанре лирической прозы романы «Надя» (1928)
и «Безумная любовь» (1937).
Слайд 87Сюрреалистические новеллы во многом наследуют традиции сказочной и таинственной фантастики:
Жорж
Лимбур (1900-70) «Знаменитая Белая Лошадка» (1930);
Леонора Карринггон «Дом страха» (1938) и «Овальная дама» (1939);
Жан Ферри (Леви, 1906-74) «Механик и другие истории» (1950).
Слайд 89Сильна в краткой сюрреалистической прозе и линия исследования психики в ее
крайних проявлениях:
Жизель Прассинос «Артритический кузнечик» (1935) и «Безумное пламя» (1935);
жестокости и раздвоения личности:
Жан Пьер Дюпре (1930-59) «За спиной у отражения» (1949);
саркастического описания реальности:
Бенжамен Пере «Смерть подлецам и долой поля сражений» (1922-23), «Галантная овца» (1925).
Слайд 91В романе близкого сюрреалистам Жюльена Грака (Луи Пуарье) «В замке Арголь»
(1938) прослеживаются элементы «черного», или готического романа.
Слайд 92Попытки создания сюрреалистической драматургии, помимо антитеатральных по своей сути дадаистских пьес
Жоржа Рибмон-Дессеня (1884-1974), а также совместных скетчей Бретона и Супо, ограничиваются драмами («Тайны любви», 1923) Роже Витрака (1899-1952).
Слайд 93Сюрреализм в значительно большей степени, нежели дадаизм, был течением литературным —
на протяжении 1920-х.
Члены группы даже высказывали сомнения в возможности существования сюрреалистической живописи, поскольку она не может отказаться от традиционного формализма и общепринятых технических приемов.
Слайд 95Помимо революционных открытий, изменивших само представление о творчестве — внимание к
миру снов, чудесному и подсознательному, снижение роли автора, коллективное творчество, — сюрреализм определил развитие, а иногда и непосредственно зарождение ряда художественных и литературных течений, открывая дорогу, в частности, живописному лирическому абстракционизму в послевоенной Америке, попарту, новому роману, магическому реализму в литературах Латинской Америки и Восточной Европы, техникам романа - коллажа или словесным экспериментам Реймона Кено и Жоржа Перека.
Слайд 97Сюрреализм в русской литературе — не облеченная в организационные формы (не
представленная определенной группой) тенденция обращения русских прозаиков и поэтов 20 века к принципам творчества, совпадающим с теми, что утверждались в теории и практике европейских сюрреалистов или близких им писателей.
Слайд 99Л.А.Фостер выделяет в понятии сюрреализма два значения:
1. исторического явления, обозначаемого
«принадлежностью автора к группе, связанной с А.Бретоном» (и к соответствующим группам в ряде других стран), и наличия в произведениях «определенных поэтических принципов и мировоззрения»;
Слайд 1002. общей тенденции в искусстве и литературе («сюрреализм с маленькой буквы»),
проявляющейся в возникновении отдельных признаков поэтики сюрреализма в произведениях писателей, не
принадлежавших ни к
какой сюрреалистической
группе, — что характерно
для русской литературы
(Фостер Л .А.
К вопросу о сюрреализме в русской литературе.).
Слайд 101Русский сюрреализм ведет свою родословную от Н.В.Гоголя, в чьих произведениях («Нос»,
1836; «Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка», 1832) впервые в русской литературе возникли образы, во многом предвосхитившие художественные открытия сюрреализма в 20 веке.
Слайд 102
Создавая фантастические картины, родившиеся в стихии грезы, сновидения, Гоголь открыл для
русской литературы сферу подсознания, обратился к творческим принципам, родственным сюрреалистическим рецептам «ошеломляющего образа», сводящего в своих пределах вещи несводимые, ставящие под сомнение внутреннюю целостность образа (сочетания «жена — рулон шерстяной материи» в «Иване Фёдоровиче Шпоньке...» — и «ноги — связка ключей» у Бретона).
Слайд 104
В повести «Нос» возникает фантасмагорическая картина, своей смысловой структурой предвосхитившая один
из характерных приемов литературы сюрреализма, когда часть чего-то целого (человеческого тела, личности) начинает жить самостоятельной, отдельной от этого целого, жизнью.
Слайд 106В русской литературе 20 века элементы поэтики сюрреализма возникают в прозе
символистов («Петербург», 1913 - 14, Белого;
«Мелкий бес», 1905, Ф.Сологуба),
в постсимволистской поэзии
(«Заблудившийся трамвай», 1921, Н.Гумилева;
«Берлинское», 1922, В.Ходасевича).
Слайд 109
Одним из ближайших предшественников литературы и искусства сюрреализма был русский футуризм,
теория и практика которого в некоторых своих моментах близка тому направлению художественного поиска, который позднее избрали сюрреалисты.
Слайд 111Уже в манифесте футуристов «Садок Судей» (1913) среди выдвигаемых здесь новых
принципов творчества есть слова о «помарках и виньетках творческого ожидания» как неотъемлемой части произведения (Русский футуризм, 1999), сближающие эту позицию русских футуристов с одним из важнейших тезисов «Манифеста сюрреализма» (1924) о «психическом автоматизме, посредством которого можно выразить... действительное функционирование мысли» (Breton A. Les manifestes du surrealisme, 1946) — и, как следствие, с важным в эстетике сюрреализма принципом «автоматического письма».
Слайд 114Опыт русского футуризма нередко сближается с эстетикой и практикой сюрреализма и
в самих принципах построения художественного образа, соединяющего в своих пределах несочетаемые предметы.
Слайд 115Во многом именно на таких образах воздвигнуто поэтическое здание трагедии В.В.Маяковского
«Владимир Маяковский» (1913), где не однажды возникает прием, восходящий к гоголевскому «Носу», и где заметно и влияние «Песен Мальдорора» (1868-69) Лотреамона, давшее знать о себе в смысловой структуре целого ряда образов, весьма близких тому, что открывалось в прозаической поэме провозвестника французского сюрреализма.
Слайд 117На почве русского футуризма возникла поэзия Т.Чурилина, последовательно связавшего свое творчество
с принципами
Сюрреалистической
«поэтики сна».
Слайд 120Подобно тому, как во французской литературе дадаизм был прологом к возникновению
сюрреализма, в русской литературе в конце 1910-х и в 1920-е появление черт сюрреализма в творчестве ряда поэтов явилось результатом эволюции зауми (совпадающей многими своими параметрами с литературой дадаизма).
Слайд 123Осенью 1917 года в Тифлисе , футуристами —
А. Кручёных, братьями К.
и И.Зданевичами, Н.Чернявским, В.Гудиашвили, К. Дарвиш,
С. Валишевским была создана группа
« Синдикат футуристов».
Она организовала широкую пропагандистскую деятельность, публичные лекции и диспуты, энергичную издательскую работу, но просуществовала всего несколько месяцев.
Слайд 125В начале 1918 года из «Синдиката футуристов» выделилась группа «41°», ядром
которой стали Кручёных, И. Зданевич и присоединившийся к ним позже Игорь Терентьев.
Группа просуществовала с 1918 до начала 1920-х.
Слайд 127Эстетическая позиция группы формировалась под влиянием А.Кручёных, одного из родоначальников заумного
творчества, и унаследовала, т.о., утверждаемые им принципы фонетической поэзии.
Слайд 130Однако дальнейшее развитие принципов поэтической зауми осуществлялось у тифлисцев и на
ином уровне, когда заумь, покидая пределы фонетики и словотворчества, выходила в сферу смысла.
В поэтической речи, построенной грамматически и фонетически правильно, соединялись обычные слова, несовместимые по смыслу.
Слайд 133Отсюда родственные нити тянутся и к эстетическому принципу, провозглашенному несколько позднее
европейскими дадаистами:
«Наугад вынимать слова из шляпы»
(Тцара Т. Семь дадаистских манифестов. ),
и к развивающим этот тезис призывам Бретона к сближению любых слов без исключения.
Слайд 137Закономерность движения от поэтики зауми к чертам сюрреализма в поэзии обнаруживается
и в творчестве обэриутов (см. ОБЭРИУ) — прежде всего, А.Введенского и Д.Хармса.
Слайд 142 Если в теоретическом арсенале тифлисцев ключевыми понятиями были «наобумное», «нелепость»,
творческая сила случайности, то и у молодых лениградских поэтов довольно скоро центральным словом в поэтике становится «бессмыслица».
Слайд 145
Их произведения 1920-х дают характерные образцы поэтической речи, построенной
на принципе
«столкновения словесных смыслов».
Слайд 148
На те же цели были ориентированы многие произведения ничевоков:
Р.Рок, А.Ранов,
С.Садиков,
Л.Сухаребский .
Слайд 149
Нашумевшие в 1920-е в Ленинграде театральные постановки И.Терентьева (бывшего прежде одним
из активнейших участников тифлисской группы), где «случайность» как эстетический принцип была перенесена на сцену, оказали влияние и на драматургию обэриутов, — в частности, на пьесу Хармса «Елизавета Бам» (1927) — став одним из факторов, способствовавших возникновению в России уже в конце 1920-х театра абсурда как явления и сценического искусства, и литературы.
Слайд 152Сюрреалистическая вера во «всемогущество грезы» лежала в основе поэзии наименее радикального
из обэриутов — Н.Заболоцкого, определяя природу образов во многих его стихотворениях 1920-х, где утверждалась «поэтика сна», где реальность и надреальное существовали на равных («Офорт», «Часовой», «Движение» все 1927).
Слайд 155Во многом родственные сюрреалистические картины возникают в те же годы в
русском зарубежье
в поэзии Б. Поплавского.
О сюрреализме Поплавского писали эмигрантские критики
М. Слоним, Ю. Иваск, С. Карлинский.
Слайд 156Черты поэтики сюрреализма обнаруживаются и в творчестве В.Набокова, — прежде всего,
в романе «Приглашение на казнь» (1935-36).
Слайд 158Слово сюрреализм произошло от французского sur — над и realisme, что
переводится как — реализм; сверхреализм.