Слайд 1Стремление к счастью (по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»)
Слайд 2Рождение слепого ребёнка – это счастье или трагедия?
Рождение человека… Появление
на свет нового жизненного пути…
Рождение ребёнка – это счастье. Сколько ожиданий! Веры, надежды, любви…
Слайд 3Познание мира.
Мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения. Звуковые формы стали
главными формами его мысли
Новый мир вызывает чувства страха и любопытства
Слайд 4Рядом с ним любящие люди: мать, дядя Максим, Эвелина, Иохим.
Он
знает тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих.
Слайд 5Границы пространства расширяются
встреча с семьей Ставрученко
встреча со слепыми
нищими-бандуристами
встреча со слепым
звонарём
Слайд 6Петрусь узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал
себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье. Этот мир ему неизвестен, и захочет ли этот мир принять слепого?
Слайд 7Разговор с дядей
Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает,
что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями народа.
Этот эпизод имеет особое значение. Герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность. Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми.
Слайд 8Исцеление
В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному
опыту, излечили его, душа исцелилась: «как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.
Слайд 9Что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?
любовь близких,
человеческое участие,
милосердие окружающих,
собственная воля
Слайд 10Чему учит нас автор своим произведением?
Автор своим произведением учит нас
быть милосердными к окружающим, человечными, были терпимыми к человеческому страданию и прожили достойную и полноценную жизнь, нашли своё предназначение в жизни.
Слайд 11Счастлив ли Пётр?
Пётр нашёл своё предназначение в жизни. Он любит
и любим, он дарит свою музыку людям. Его жизненная дорога неразрывно связана с причастностью к жизни других, с духовными исканиями. Он счастлив.
Слайд 12В.Г.Короленко «Огоньки»
Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть
по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.
Мелькнул ярко, сильно, совсем близко...
- Ну, слава богу! - сказал я с радостью, - близко ночлег!
Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла.
- Далече!
Я не поверил: огонек так и стоял, выступая вперед из неопределенной тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.
Свойство этих ночных огней - приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот еще два-три удара веслом, - и путь кончен... А между тем - далеко!..
И долго мы еще плыли по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонек все стоял впереди, переливаясь и маня, - все так же близко, и все так же далеко...
Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла...
Но все-таки... все-таки впереди - огни!..
1900
Слайд 13«Всё-таки всеобщий закон жизни есть стремление к счастью и всё более
широкое его осуществление».
В.Г.Короленко
Слайд 14Домашнее задание
1) напишите сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете высказывание
В.Г.Короленко: «Всё-таки всеобщий закон жизни есть стремление к счастью и всё более широкое его осуществление».
2) напишите сочинение-рассуждение «Моё понимание счастья».