Слайд 1Стратегии смыслового чтения
Еремеева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы
Слайд 2Чтение в составе универсальных учебных действий
Чтение – сложный и многогранный процесс,
предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как:
Понимание (общее, полное, критическое);
Поиск конкретной информации;
Самоконтроль;
Восстановление широкого контекста;
Интерпретация;
Комментирование текста
и др.
Слайд 3Виды чтения
Ознакомительное – извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
Изучающее
– извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания;
Поисковое/просмотровое – нахождение конкретной информации, факта;
Выразительное чтение – исполнение в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста
Слайд 4Типы чтения
Коммуникативное чтение (вслух и про себя);
Учебное;
Самостоятельное
Слайд 5Итак,
Чтение – вид речевой деятельности, представляющий собой интеллектуально-познавательный процесс, состоящий
из многих звеньев, заключающийся в овладении следующими умениями
Слайд 6Рефлексивные умения (по Крылову С.А., 2007)
Предвосхищать содержание предметного плана текста по
заголовку, опираясь на предыдущий опыт;
Понимать основную мысль текста;
Формировать систему аргументов;
Прогнозировать последовательность изложения идей текста
Слайд 7Рефлексивные умения
Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
Понимать
назначение разных видов текстов;
Сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста
Слайд 8Рефлексивные умения
Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
Выражать информацию текста
в виде кратких записей
Слайд 9 Рефлексивные умения
Понимать имплицитную (скрытую, подразумеваемую, невыраженную) информацию текста
Слайд 10 Рефлексивные умения
Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную
в данный момент информацию;
Различать темы и подтемы специального текста;
Выделять не только главную, но и избыточную информацию
Слайд 11Рефлексивные умения
Пользоваться разными техниками понимания прочитанного;
Анализировать изменение своего эмоционального состояния в
процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления;
Понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать
Слайд 12Объективные требования к уровню чтения
Весьма велики;
Это не сводится к овладению техникой
чтения;
Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, которые совершенствуются на протяжении всей жизни человека в разных ситуациях деятельности и общения
Слайд 13Грамотность чтения
Это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на
них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества
Рефлексия текста – размышление о содержании(или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения
Слайд 14Полнота понимания текста
Один из главных критериев уровня навыка чтения
О достаточно полном
понимании текста свидетельствуют следующие умения:
Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели; умение придумать /выбрать из текста заголовок; сформулировать главный тезис; объяснить назначение карты, рисунка и т.д.)
Слайд 15Полнота понимания текста
Нахождение информации (умение «пробежать» текст глазами, определить его основные
элементы и заняться поиском необходимой информации, которая в самом тексте может быть выраженной в синонимической форме (не как в вопросе)
Слайд 16Полнота понимания текста
Интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключённую в нём
информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста)
Слайд 17Полнота понимания текста
Рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте,
со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся)
Слайд 18Полнота понимания текста
Рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание,
но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений)
Слайд 19Условия понимания
Знания, мысленные ассоциации
Ранее усвоенные знания
Наблюдения, собственный опыт
Комментарии, указания
Анализ и сравнение
с чем-либо подобным
Догадка, интуиция
Логичность рассуждений
Предварительное представление о предмете
Выделение общей канвы, схемы рассуждений (алгоритм)
Описание деталей
Увлечённость
Слайд 20Условия понимания
Подробность изложения
Очевидность, наглядность
Эмоциональность
Компетентность
Физическое состояние
Положительная эмоциональная связь
Многократное повторение
Доступность изложения
Слайд 21Причины непонимания
Недостаток информации, бедность речи
Неумение выразить мысль
Отсутствие логики
Отсутствие знаний, словарного запаса
Отсутствие
общего языка
Отвлечённость мысли собеседника
Необычность ситуации
Многословие
Слайд 22Причины непонимания
Краткость изложения
Неправильная расстановка логических ударений
Непонимание деталей
Отсутствие желание понять
Бедность изложения
Полная уверенность
в своей точке зрения
Стереотипы мышления
Обилие новых терминов
Недоверие, отрицательная эмоциональная связь
Слайд 23Текст или не текст? Можно ли понять?
Сяпала калуша по напушке и
увазила бутявку.
-Калушата, калушаточки! Бутявка!-
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
-О-ё-ёй! О-ё-ёй! Бутявки некузявые и зюмо-зюмо непалявые.-
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезднулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А калуша волит:
-О-ё-ёй! О-ё-ёй! Бутявки некузявые и зюмо-зюмо непалявые.
А бутявка бренчит за напушкой: «Калушата подудодились! Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!»
Слайд 24 Умные мысли
Деятельность – единственный путь к знанию. (Б.Шоу)
Следует стремиться увидеть
в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. (Лихтенберг)
Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение – как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. (В.А.Сухомлинский)
Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. (Ф.Бэкон)
Великое искусство научиться многому – это браться сразу за немногое. (Дж.Локк)
Никогда не бывает больших дел без больших трудностей (Вольтер)
Слайд 25Пять уровней грамотности
Параметры:
«поиск и восстановление и информации»,
«интерпретация текста и
обоснованность выводов»,
«рефлексия и оценивание»
Слайд 261-й уровень
Найти один или более независимый отрывок явно выраженной в тексте
информации по простому критерию
Распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нём общеизвестна
Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями
Слайд 272-й уровень
Найти один или несколько отрывков информации, каждый из которых, возможно,
отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией
Определять главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы
Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями либо объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях
Слайд 283-й уровень
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации,
каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией
Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснить связи и истолковать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией
Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях
Слайд 294-й уровень
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой
информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.
Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте. Истолковывать разделы текста, беря в расчёт понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте
Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов
Слайд 305-й уровень
Найти и установить последовательность или комбинацию фрагментов текста глубоко скрытой
информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/или достаточно объёмной информацией.
Истолковать значения нюансов языка либо продемонстрировать полное понимание текста и всех его деталей
Критически оценивать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных тестов
Слайд 31Условия организации эффективного обучения чтению
Учёт двух основных компонентов:
Технику чтения (правильное
и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными – с другой)
Понимание текста (извлечение его смысла, содержания)
Слайд 32Комплекс упражнений (Е.И.Заика)
Формирование интереса к процессу чтения
Снятие связанного с ним эмоционального
напряжения и тревожности
Формирование, автоматизация, шлифовка таких компонентов чтения, как строгий побуквенный анализ, прогнозирование, быстрое различение похожих по написанию слов и букв, устойчивость внимания, зрительная и слуховая память и др.
Слайд 33Некоторые упражнения
Отделение слов от псевдослов (дорога, олубет, метро, вунка)
Поиск в тексте
заданных слов/ «эталонных» (фломенидия) (на карточке: фломанидия, фломенадия, флонемадия и др. (Амлинский: Анненский, Амелинский, Анлинский, Амплинский,Аминский, Алнимский, Алминский)
Восполнение пропуска букв в словах(«испуганная де_очка быст_о пошла по крут_ дорожке»)
Восполнение пропуска слова в предложении (Долго ли коротко ли шёл принц по тропинке, и вот наконец он ______________ маленькую________на курьих ножках)
Поиск смысловых несуразностей в связном тексте: Поздней осенью. Как обычно, буйно зацвели яблони; Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом)
Слайд 34Понимание
Осмысление идеи произведения, замысла автора, эмоционального настроя и красоты
языка художественного произведения
Очень личный, субъективный процесс.
Основывается на убеждениях и нравственных нормах личности
Сложно, но необходимо создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания и совершенствования чтения в целом
Слайд 35Навыки и приёмы понимания текста
Постановка вопросов к тексту и поиск ответов
на них (в самом тексте, путём воспоминания, рассуждения, умозаключения или путём обращения к учителю или сверстнику). Постановка вопроса-предположения.
Система В.Г. Маранцмана
Слайд 36Основные проблемные текстовые ситуации
Новизна текстового субъекта и сложность его предиката
Противоречивость содержания
текстовых субъектов
Неполнота содержания текстового субъекта
Неполнота содержания текстового предиката
Отсутствие выраженного текстового субъекта
Отсутствие выраженного текстового предиката
Слайд 37Текст
Это совокупность проблемных ситуаций со скрытыми вопросами
Эффективным приёмом понимания текста
является самостоятельная постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них
Слайд 38Типы вопросов (классификация Б.Блума)
Простые вопросы
Уточняющие вопросы
Объясняющие вопросы
Творческие вопросы
Оценочные вопросы
Практические вопросы
Слайд 39Стратегия «чтение с остановками»
Стимулирует постановку вопросов
Активизирует смысловую догадку
Применяется на стадии осмысления
содержания ( По технологии критического мышления есть три стадии: вызова /осн. функция мотивационная, осмысления содержания/ осн. функция систематизационная и рефлексии/ осн. функция коммуникационная
Слайд 40Условия стратегии
Текст не должен быть знаком учащимся
Текст заранее делится на части
(помечаются «остановки»), которых не должно быть слишком много (не больше 5-ти), они должны быть связаны с основной логикой построения произведения
Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности
Слайд 41И.А.Бунин. Роман горбуна
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
«Будьте в
субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, свободна и – к чему скрывать! – давно знаю, люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество…Я хочу надеяться, что и Вы найдёте, быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шёлковый лиловый зонтик, в правой – букет фиалок…»
Слайд 42Первая остановка
В чём необычность ситуации?
Попробуйте описать героя. Почему у него нет
имени?
Как вы думаете, кто написал письмо?
Автор письма пишет: «Вы найдёте во мне душу, родную Вас…» В чём может обнаружиться родство?
Когда и где должна состояться встреча? Почему там?
Чем настораживает письмо?
Предположите: как отреагирует горбун?
Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете?
Слайд 43 Как он был потрясён, как ждал субботы: первое любовное письмо за
всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках под его тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели…
Слайд 44 Потом, напряжённый, он сел в кресло, - как гость, как чужой
в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошёл в сквер возле собора, вдруг…
Слайд 45Вторая остановка
Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?
Попробуйте передать чувства
героя через определения, или музыкальный аккорд, или буке цветов, или цветовую палитру. Какие цвета будут доминировать? Почему?
Случаен ли выбор горбуна? Что нового вы узнали о герое?
Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун?
Есть ли уверенность в счастливой развязке?
Какова же проблема рассказа? Если мнение изменилось, что повлияло на изменение?
«Ох уж это вдруг»! (А. П. Чехов). Что, по-вашему, может произойти дальше?
Слайд 46…оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете вечерней зари, важными
и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и фиалками в правой, -
Слайд 47горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!
Слайд 48Стадия рефлексии
Ответное письмо горбуна
Описание сбора горбуньи в стилистике Бунина
Эссе по впечатлениями
от рассказа
Сочинение-рассуждение об идее рассказа
Слайд 49Таблица стратегии «чтения с остановками»
Слайд 50А.С.Пушкин
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод
и гранит.
Всё же мне вас жаль немножко,
Потому что …………………………
…………………………………………. .
Слайд 51Приём – составление «кластера»
«Грозди»
Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление
в определённом порядке в виде «грозди»
Графический приём систематизации материала
Слайд 52«Вишнёвый сад». Составление «сценарного плана» - кластера
Слайд 58Приёмы работы с учащимися на разных этапах урока. Этап мотивации
Мотивационно-установочные приёмы:
Оживление
личных впечатлений, жизненных наблюдений и ассоциаций в форме:
Сочинений и ответов после первого прочтения пьесы
Опоры на жизненный опыт
Устного словесного рисования
Слайд 59Этап понимания смысла произведения
Художественно-литературные приёмы:
2.1 обнаружение авторского голоса и смены
его настроений от 1-го к 4 действию через
Анализ стилевых особенностей письма Чехова
Составление ассоциативных групп, семантико-стилистических рядов при работе с ремарками
2.2 обнаружение эмоционального несовпадения настроения автора и персонажа
2.3 обнаружение несовпадения содержания и формы на уровне реплики персонажа
Слайд 60Этап понимания смысла произведения
Театрально-сценические приёмы:
2.4. составление «партитуры чувств» монолога Раневской и
её диалога с Трофимовым
3.1. составление сценарного плана пьесы с целью определения функций смены звука, цвета, места, времени действия
3.2 прослушивание записи сцен из спектакля в исполнении артистов МХТ
3.3. сопоставление текста пьесы с театральной сценографией на уровне эмоциональной оценки
Слайд 61Этап рефлексии
Мотивационно-поисковые приёмы:
4.1. обдумывание заданий с элементами «из творческой лаборатории писателя»
Слайд 62Приём «тонких» и «толстых» вопросов
Слайд 63Модель «идеального читателя» (Г.Граник, С.Бондаренко, Л.Концевая)
- это основа для разработки программы
обучения пониманию текста (О.В. Соболева, 2006)
Программа включает 4 этапа, последовательно формирующих определённые приёмы работы с текстом:
1.Формирование приёма «диалог с текстом» (умение ставить вопросы к тексту)
2. Формирование умения выделять концепт текста (основную идею текста, используя приём озаглавливания)
3. Целенаправленное развитие читательского воображения (умение прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, действия, событий)
4. Интеграция сформированных приёмов в целостную деятельность понимания
Слайд 64Прочитайте внимательно текст, дополнив его необходимыми словами.
Известно, что люди читают
с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп, глубина понимания, внимание к различным частям и отдельным деталям.
Чаще всего мы пользуемся двумя видами чтения.
Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует ….. чтение.
Другими словами, … чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде.
Именно поэтому в ходе … чтения мы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги: …, …, …..
Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному … чтению.
Цель … чтения – определить замысел автора, главную мысль каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью … чтения является максимально полный охват нужной информации, необходимость её осмыслить.
Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу.
Слайд 65Слова для справки и/или самопроверки
Ознакомительное (чтение), изучающее (чтение); название книги, заголовок,
эпиграф; автор книги или текста, оглавление, аннотация; внешние данные книги; быстро, медленно
Слайд 67Основные приёмы изучающего чтения в учебной деятельности
Приём составления плана
Приём
составления граф-модели («кластеры»)
Приём тезирования
Приём составления сводной таблицы (синхронистическая, например, для обобщающих уроков)
Приём комментирования
Приём логического запоминания учебной информации (самопроверка по вопросам учебника, пересказ в парах с опорой на конспект, составление устной или письменной аннотации и др.)
Слайд 68Приёмы усваивающего чтения
Умение отвечать на контрольные вопросы ( в т.ч. на
вопросы ЕГЭ)
Реферативный пересказ
Аннотирование
Комментирование учебных текстов (сжатый пересказ с выделением главной мысли, концепта, авторской позиции)
Составление сводных таблиц
Подготовка рефератов, докладов по нескольким источникам
Слайд 69Литература по теме
Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений – 2-е изд., дораб. – М. :Просвещение, 2011. – 223 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.] – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Криволапова, Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8классы/ Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 222 с. (Работаем по новым стандартам)