Слайд 1Специфика подготовки
учащихся
6 класса к КДР по читательской грамотности.
Слайд 2Мудрые мысли:
Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного
труда. Плохое чтение как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно.
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Читательская грамотность
«Грамотно читать»:
Понимать тексты
Размышлять над их содержанием
Оценивать
их смысл и значение
Излагать свои мысли о прочитанном
Уметь понимать различные формы представления информации: диаграммы, карты, схемы, таблицы и т.д.
Слайд 4Основные цели КДР:
Охарактеризовать индивидуальный уровень сформированности у школьников метапредметных результатов обучения,
связанных с чтением и пониманием текстов, а также с использованием информации из текстов для различных целей (читательской грамотности)
Слайд 5Метапредметные результаты:
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах.
Слайд 6Структура и содержание КДР:
Диагностическая работа состоит из 4-х частей, каждая из
которых представляет одну из образовательных областей (русский язык, математика, естествознание, общественные науки). В каждой части даётся один или несколько текстов и 7 связанных с ними заданий.Таким образом, всего 28 заданий. Максимальный балл – 40. Каждый раздел оценивается 10 баллами.
Слайд 7Распределение заданий по форме ответа:
Задания с выбором одного или нескольких ответов
(ВО) – 20-30%
Задания с кратким ответом (КО) – 48-55%
Задания со свободным развернутым ответом (РО) – 23-25%
Слайд 8Распределение заданий по предметным областям:
Математика – 25%
Русский язык – 25%
Естествознание –
25%
Обществознание и история – 25%
Слайд 9Три группы умений:
1 группа умений – общее понимание текста, ориентация в
тексте – предполагает умение читать, понимая общее содержание, различные тексты (включая учебные), находить и извлекать информацию, представленную в них в явном виде.
Слайд 10Три группы умений:
2 группа умений – глубокое и детальное понимание содержания
и формы текста – включает умения обобщать и интерпретировать информацию, проверять и формулировать на её основе утверждения, выводы, работать с данными, представленными в разной форме.
Слайд 11Три группы умений:
3 группа умений – использование информации из текста для
различных целей – включает умение применять информацию, содержащуюся в тексте, для решения житейских и учебно-познавательных задач с привлечением или без привлечения собственного опыта.
Слайд 12Время выполнения:
Работа рассчитана на 2 урока по 45 минут. Это время
включает чтение текста и выполнение заданий.
Слайд 13Оценка выполнения диагностической работы:
Для описания достижений учащихся в области читательской грамотности
установлено 4 уровня:
1) недостаточный (выполнено 5 и менее заданий)
2) пониженный (выполнено менее половины заданий 1 и 2 групп умений)
3) базовый (выполнена половина или более половины 1 и 2 групп умений)
4) повышенный (набрано не менее 65% от максимального балла)
Слайд 14Наша шкала оценивания:
«5» – 37-40 б.
«4» – 30-36
б.
«3» – 20-29 б.
«2» – 0-19 б.
Слайд 15Диагностика техники и грамотность чтения:
Цель: индивидуальная проверка техники чтения вслух.
Общая отметка
является средним арифметическим значением отметок, полученных за понимание прочитанного, правильность, выразительность и беглость чтения.
Слайд 16Диагностика техники и грамотность чтения:
Понимание прочитанного.
Учащийся получает по баллу за каждый
правильный ответ.
Максимальное количество баллов – 8.
«5» - 7-8 б.
«4» – 5-6 б.
«3» - 4 б.
«2» - менее 4 б.
Слайд 17Диагностика техники и грамотность чтения:
Правильность чтения.
«5» - 0-1 ошибка
«4» - 2-4
ошибки
«3» - 5-8 ошибок
«2» - более 8 ошибок
Слайд 18Диагностика техники и грамотность чтения:
Выразительность чтения.
Выразительность чтения оценивается по
общему впечатлению. Если у учителя есть сомнение, он может попросить учащегося перечитать реплики персонажей, обращая внимание на передачу эмоционального тона, вопросительной и восклицательной интонации, пауз, мелодики (повышения и понижения голоса).
Слайд 19Диагностика техники и грамотность чтения:
Беглость чтения.
«5» - более 120 слов/минуту
«4» -
от 110 до 120 слов/минуту
«3» - от 100 до 110 слов/минуту
«2» - менее 100 слов/минуту
Слайд 20Е.И. Носов. «Белый гусь»
Задания к тексту:
1) Придумай свой заголовок к тексту.
2)
В каком жанре написано произведение?
А) рассказ
Б) повесть
В) сказка
3) Какими еще словами автор называет гуся в тексте? Запиши.
4) Найди верное утверждение:
А) Я разводил гусей.
Б) Белый гусь был самым грозным в деревне.
В) Все гуси погибли во время грозы.
5) Выстрой предложения в логическом порядке:
А) Гуси перестали щипать траву.
Б) Гуси бежали, пригибаясь к земле.
В) Туча свирепствовала с нарастающей силой.
Г) Этой весной я собрался на велосипеде на рыбалку.
6) Замени синонимом выражение «больно секли меня по спине».
7) Сопоставь поведение гуся и других птиц во время грозы.
8) Напиши, какие мысли и чувства вызывает у тебя этот рассказ?
Слайд 21Е.И. Носов. «Белый гусь»
Ответы к заданиям.
1) Адмирал. Гусь. Родительский инстинкт.
2) А.
3)
Птица, адмирал, папаша, гусь.
4) Б.
5) 1-Г, 2-А, 3-В, 4-Б.
6) Били, хлестали и т.д.
7)
Белый гусь
Во время грозы гусь, раскинув широко крылья, прикрыл ими своих гусят и тем самым спас их от верной гибели. И, несмотря на то, что град бил и хлестал его, он был неизменен в своем порыве спасти своих детей, даже ценой своей жизни.
Другие птицы
Как только началась гроза, гуси, растопырив крылья, полегли на траву, прикрывая выводки, но вскоре они не выдержали и побежали, бросив своих гусят на произвол судьбы, в заросли лозняка.
8. Свои размышления о прочитанном.
Слайд 23Технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления призвана научить ребенка самостоятельности
в рассуждениях, учит работать с информацией, сравнивать ее, оценивать, анализировать, обобщать и применять на практике.
В кратком изложении ТРКМЧП можно представить следующим образом:
Урок делится на три этапа: вызов, осмысление, рассуждение.
Роль учителя — координирующая. Педагог всего лишь направляет мыслительный процесс учащихся, указывает путь, но не преподносит готовые решения.
Для каждого этапа урока разработаны свои приемы, которые призваны решать цели и задачи именно данного этапа.
Слайд 24Технология развития критического мышления
Приёмы:
«Верное - неверное» утверждение
«Тонкие и толстые вопросы»
«Кластер»
«Синквейн»
Слайд 25«Верное – неверное» утверждение
Учитель зачитывает вопросы и предположения по тексту
Учащиеся в
тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".
Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в связи с новой полученной информацией.
Слайд 26«Тонкие и толстые вопросы»
«ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ: «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ:
Кто...
Дайте объяснение, почему…
Что... Почему вы думаете...
Когда... Почему вы считаете...
В чем разница...
Мог ли... Предположите, что будет, если...
Как звали...
Сколько…
Где… Что, если...
Слайд 27«кластер»
Он позволяет охватить большой объем информации;
Вовлекает всех участников коллектива в обучающий
процесс, им это интересно;
Дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
Умение ставить вопросы;
Выделять главное;
Устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
Переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
Сравнивать и анализировать;
Проводить аналогии.
Слайд 28«кластер»
Белый гусь
Отважный
Выправка
Адмирал
Герой
Спас гусят
Смелый
Слайд 29«Синквейн»
повышается интерес к изучаемому материалу;
развивается образное мышление;
развиваются творческие способности учащихся;
совершенствуются коммуникативные
навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
развивается мышление и воображение;
вырабатывается способность к анализу;
уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
расширяется словарный запас.
Слайд 30«Синквейн»
Гусь.
Отважный, смелый.
Шипит, воспитывает, защищает,
Ценой собственной жизни спасает гусят.
Герой!
Слайд 31Спасибо за внимание!
Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить.
В.А.Сухомлинский
Здоровья!
Сил
и моральной устойчивости,оптимизма и старательных, читающих учеников!
Творческих успехов!
Выполнила: Гамеза Галина Андреевна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ «ЕСОШ №3»