Презентация, доклад - сопровождение по литературе на тему Знакомство с комедией Н. В. Гоголя Ревизор /8 класс/

Содержание

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ /1809-1852/ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО ОБ ЭТОМ ПИСАТЕЛЕ?20 марта (1апреля) 1809 - 21 февраля (4марта) 1852,Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии…Полтавское уездное училище/1818-19/, Гимназия высших наук в Нежине /закончил В 1828 г./1828 - Петербург,

Слайд 1«СОКРАЩЁННАЯ ВСЕЛЕННАЯ» Н. В. ГОГОЛЯ (?!)
ЗНАКОМСТВО С КОМЕДИЕЙ «РЕВИЗОР»

«СОКРАЩЁННАЯ ВСЕЛЕННАЯ»  Н. В. ГОГОЛЯ (?!)ЗНАКОМСТВО С КОМЕДИЕЙ «РЕВИЗОР»

Слайд 2НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ /1809-1852/
ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО ОБ ЭТОМ ПИСАТЕЛЕ?
20 марта (1апреля)

1809 - 21 февраля (4марта) 1852,
Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии…
Полтавское уездное училище/1818-19/, Гимназия высших наук в Нежине /закончил В 1828 г./
1828 - Петербург, поэма «Ганс Кюхельгартен»/1829 г., «В. Алов»/
С конца 1829 года - чиновничья служба … Но погружение в литературную работу: «Вечер накануне Ивана Купала» /1830/.
Знакомство с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, П.А. Плетнёвым.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832) – Гоголь стал знаменитым!
1834-35 года адъюнкт-профессор по истории при Санкт- Петербургском университете / «Миргород»/
С 1835 года –только литературная деятельность… Начало работы над «Ревизором».

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ  /1809-1852/ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО ОБ ЭТОМ ПИСАТЕЛЕ?20 марта (1апреля) 1809 - 21 февраля (4марта)

Слайд 3ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БОЛЬШОГО ПИСАТЕЛЯ

«сокращённая вселенная» /С.-Щ./

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БОЛЬШОГО ПИСАТЕЛЯ

Слайд 4 ГРОТЕСК
Для чего?
Для

того чтобы выявить
уродливые формы жизни
и осмеять нравственные
и социальные пороки…
ГРОТЕСКДля чего?  Для того чтобы выявить уродливые формы жизни

Слайд 5РАБОТА С УЧЕБНИКОМ /СТР. 220-221/

… жизнь наша – вечный раздор мечты с
существенностью. /Н. В. Гоголь/
Почему гротеск стал сущностью «сокращённой вселенной» Гоголя?

Реальный мир несправедлив, жесток, и Гоголь считает невозможным просто переносить его в свои произведения. «Писатель намеренно сгущает краски, заостряет, гиперболизирует, потому что его цель – потрясти читателя, вывести из состояния равнодушия, передать свою боль. Именно это определяет парадоксальное соединение реального и фантастического в его художественном мире…

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ /СТР. 220-221/        … жизнь наша – вечный

Слайд 6ПЬЕСА Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» /РАБОТАЕМ С УЧЕБНИКОМ СТР. 221-223/
7 октября 1835 года

-?/1833 г. -?/
4 декабря 1835 года -?
19 апреля1836 -?
«Авторская исповедь» 1855 год -?
… до 36 года я смеялся напрасно, так как смеялся над отдельными людьми. А потом понял, что вся Россия в пропасти…







ПЬЕСА  Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» /РАБОТАЕМ С УЧЕБНИКОМ СТР. 221-223/7 октября 1835 года -?/1833 г. -?/4 декабря

Слайд 7КАКОВ ЖАНР ПЬЕСЫ «РЕВИЗОР»?
КОМЕДИЯ

Что является жанрообразующим признаком комедии?
СМЕХ!

Чем достигается комический эффект?
Разительным расхождением между формой и содержанием!

Аристотель определил смешное, комическое как некоторую ошибку и безобразие, которое никому не причиняет вреда и страданий.

КАКОВ ЖАНР ПЬЕСЫ «РЕВИЗОР»?     КОМЕДИЯ   Что является жанрообразующим признаком комедии?

Слайд 8 ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК
Комедия –
Афиша –
Реплика –
Ремарка –
Монолог –
Диалог –
Конфликт -?




ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЛОВАРИККомедия –Афиша –Реплика – Ремарка –Монолог –Диалог – Конфликт -?

Слайд 9ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК
Комедия – (греч.- «весёлая толпа и песня») вид драмы,
в

котором действие и характеры представлены
в формах смешного.

Афиша – перечень действующих лиц пьес /«Замечания для господ актёров» - «Характеры и костюмы»/
Реплика – фраза собеседника в диалоге.
Ремарка – описание действие героя, данное в скобках курсивом /У Гоголя – крошечные комментарии к действию, с их помощью он раскрывает психологическое состояние героя, даёт образное представление о характере/
Монолог – развёрнутое высказывание одного лица,
не связанное с репликами других.
Диалог – разговор двух или более лиц.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЛОВАРИККомедия – (греч.- «весёлая толпа и песня») вид драмы, в котором действие и характеры представлены в

Слайд 10ТРАДИЦИОННАЯ КОМЕДИЯ
В основе – любовная интрига.
Явно выраженный конфликт – двигатель сюжета.
Первые

сцены – экспозиция.
Затем - завязка (тоже в несколько сцен), и действие развивается, становясь всё более напряжённым…
Кульминация.
Развязка действия.
ТРАДИЦИОННАЯ КОМЕДИЯВ основе – любовная интрига.Явно выраженный конфликт – двигатель сюжета.Первые сцены – экспозиция.Затем - завязка (тоже

Слайд 11КОМЕДИЯ «РЕВИЗОР» - НОВАТОРСКАЯ
Нет любовной интриги!
Нет открытого столкновения противоборствующих сил, но

действие невероятно динамично!
Действием движет страх. Взаимный. Великий. Страх, который искажает представление о реальности!
Первая завязка действия - В ПЕРВОЙ ФРАЗЕ городничего!/и есть ещё одна!/
В комедии две завязки и две развязки, два письма и два «романа», две кульминации и два Хлестакова!
КОМЕДИЯ «РЕВИЗОР» - НОВАТОРСКАЯНет любовной интриги!Нет открытого столкновения противоборствующих сил, но действие невероятно динамично!Действием движет страх. Взаимный.

Слайд 12КОМЕДИЯ «РЕВИЗОР» - НОВАТОРСКАЯ
В комедии отсутствует положительный герой – резонёр, который

обличает зло и воспитывает публику.
Но он есть!
Это – смех!
Он позволяет
во-первых, сатирически обличать социальные пороки;
во-вторых, читатель вместе с автором поднимается до очень важных обобщений;
в-третьих, он побуждает каждого из нас не только осуждать других, но и вглядываться в себя…
КОМЕДИЯ «РЕВИЗОР» - НОВАТОРСКАЯВ комедии отсутствует положительный герой – резонёр, который обличает зло и воспитывает публику.Но он

Слайд 13СМЫСЛ НАЗВАНИЯ КОМЕДИИ
В сочетании с эпиграфом «На зеркало

неча пенять, коли рожа крива» (народная пословица) название гоголевской комедии позволяет понять, что вся комедия является ревизией социальных отношений и человеческих устремлений: перед нами пьеса-ревизор, побуждающая каждого читателя задуматься над тем, разумно ли устроено общество и правильно ли он сам живёт – к истинным или мнимым ценностям стремится…
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ КОМЕДИИ   В сочетании с эпиграфом «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (народная

Слайд 14ЗНАКОМСТВО С ПЕРСОНАЖАМИ ПЬЕСЫ

ЗНАКОМСТВО  С ПЕРСОНАЖАМИ  ПЬЕСЫ

Слайд 15УЗНАЙТЕ ГЕРОЯ:
- Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало…
-

Женат, имеет взрослую дочь…
- «Купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай…»
- «Помилуйте не губите, жена, дети маленькие…»
- «Чему смеётесь, над собой смеётесь…»

Городничий /начальник уездного города/
Антон Антонович
Сквозник - Дмухановский

УЗНАЙТЕ ГЕРОЯ:- Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало…- Женат, имеет взрослую дочь…- «Купцов постоем

Слайд 16УЗНАЙТЕ ГЕРОЯ:
- Человек, прочитавший 5 или 6 книг…
Берёт взятки борзыми щенками,

в Бога не верует, в церковь не ходит…
Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом…
Предлагает подсунуть деньги Хлестакову…

УЗНАЙТЕ ГЕРОЯ:- Человек, прочитавший 5 или 6 книг…Берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь

Слайд 17УЗНАЙТЕ ГЕРОЯ:
У него 5 детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя…
Очень

толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, при всём при том проныра и плут…
«Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет…»
Совершенная свинья в ермолке…

Артемий Филиппович Земляника -
попечитель богоугодных заведений – больниц, приютов, домов для престарелых…
/Чин – надворный советник. Класс – VII/


УЗНАЙТЕ ГЕРОЯ:У него 5 детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя…Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, при

Слайд 18УЗНАЙТЕ ГЕРОЯ:
Имеет чин титулярного советника…
Протухнул насквозь луком…
Робеет перед дверями комнаты Хлестакова…
Один

из его подчинённых никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу.

Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ (чин – титулярный советник. Класс – IX)


УЗНАЙТЕ ГЕРОЯ:Имеет чин титулярного советника…Протухнул насквозь луком…Робеет перед дверями комнаты Хлестакова…Один из его подчинённых никак не может

Слайд 19УЗНАЙТЕ ГЕРОЯ:
Простодушный до наивности человек…
Совершенно ничего не делает: все дела в

большом запущении, посылки задерживает…
В разговоре повторяет: так точно-с…

Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер, начальник почтовой конторы. Чин – надворный советник. Класс - VII


УЗНАЙТЕ ГЕРОЯ:Простодушный до наивности человек…Совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает…В разговоре повторяет:

Слайд 20«Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные… оба говорят скороговоркою чрезвычайно много помогают

жестами и руками»

Бобчинский и Добчинский /Пётры Ивановичи/
-
городские помещики
«Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные… оба говорят скороговоркою чрезвычайно много помогают жестами и руками»Бобчинский и Добчинский /Пётры

Слайд 21Иван Александрович
Хлестаков –
чиновник из Петербурга;
/«елистратишка» -
коллежский регистратор, низший /XV класс/

чин в царской России/
Иван АлександровичХлестаков – чиновник из Петербурга;/«елистратишка» -коллежский регистратор, низший /XV класс/ чин в царской России/

Слайд 22Осип - слуга Хлестакова

Осип - слуга Хлестакова

Слайд 23Жена городничего -
Анна Андреевна;

Дочь городничего -
Марья Антоновна

Жена городничего -Анна Андреевна;Дочь городничего - Марья Антоновна

Слайд 24Н.В.ГОГОЛЬ О ТЕАТРЕ
Сцена – это «своеобразная кафедра, с

которой читается разом целой толпе живой урок…»
Как вы думаете, какова тема урока для толпы, если на сцене – комедия «Ревизор»? /письменный ответ/
Н.В.ГОГОЛЬ О ТЕАТРЕ   Сцена – это «своеобразная кафедра, с которой читается разом целой толпе живой

Слайд 25ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Будем говорить об уездном городе, который Н.В. Гоголь назвал «сборным

местом»(?!)
Каким вам представляется этот городишко? Подготовьте его описание, приводя цитаты из первого действия комедии.
Какой цитатой из текста вы бы озаглавили первое действие комедии?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕБудем говорить об уездном городе, который Н.В. Гоголь назвал «сборным местом»(?!)Каким вам представляется этот городишко? Подготовьте

Слайд 26ПО СЛЕДАМ Д/З УЕЗДНЫЙ ГОРОД N

…отсюда хоть три года скачи, ни
до какого государства не доедешь .

Вопиющее состояние города!

ПО СЛЕДАМ Д/З УЕЗДНЫЙ ГОРОД N

Слайд 27ЧИТАЕМ ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Чтение

1-5 явлений по ролям.
Почему так волнует городничего «инкогнито проклятое»?
Кто особенно боится ревизора и почему?
Почему Бобчинский и Добчинский приняли Хлестакова за ревизора?

«Лексические формулы»: взяточничество, казнокрадство, самоуправство, произвол, безнаказанность, мошенничество, лихоимство; «электричество чина».
ЧИТАЕМ ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ        Чтение 1-5 явлений по ролям.Почему так волнует

Слайд 28ДОГАДКИ…
Итак, «ревизор инкогнито» — неожиданно нависшая опасность для городничего: не знаешь, с

какой стороны ждать удара. Донос? Особенно смущает городничего «купечество и гражданство», которым он «солоно пришелся»…
Но как ловок и деловит растерянный глава города! Он великий дипломат и пройдоха:  знает амбицию и гонор судьи, трусость и беспомощность смотрителя училищ, готовность Земляники во спасение мать родную продать – и умело пользуется этим. Убеждает — надо действовать сообща: грабили-то вместе, и отвечать придется вместе. Я вас предостерег, но и вы меня не подведите.
В «Театральном разъезде после представления новой комедии» Гоголь определил состояние Бобчинского как «электричество чина». До чего же сильно должно быть подобострастие, страх и восторг перед высоким чином, чтобы задрожать над своей тарелкой, в которую заглянул Хлестаков…

ДОГАДКИ…Итак, «ревизор инкогнито» — неожиданно нависшая опасность для городничего: не знаешь, с какой стороны ждать удара. Донос? Особенно

Слайд 29ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Перечитываем второе действие комедии/не забудьте озаглавить его цитатой из текста!/
Устно

ответьте на вопрос: «Как восприняли «отцы города» весть о ревизоре и как готовятся к встрече с ним?»
План
1. Как характеризуют чиновников их догадки о причинах приезда ревизора?
 2. Почему чиновники и помещики боятся ревизора?
 3. Почему больше других опасен ревизор для городничего?
4. Как воспринимают чиновники советы главы города?
5. Как встретили чиновники неожиданное известие Бобчинского и Добчинского?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕПеречитываем второе действие комедии/не забудьте озаглавить его цитатой из текста!/Устно ответьте на вопрос: «Как восприняли «отцы

Слайд 30 ЧИТАЕМ ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Почему монолог Осипа дан перед встречей городничего с

Хлестаковым?
/«комическая ситуация», в основе которой — недоразумение, несоответствие/.
Сочините эпизод: городничий на пути из дома в трактир / как готовился городничий к встрече с ревизором, о чем думал по пути?/
Читаем 8 явление!
Как могло случиться, что пройдоха городничий не распознал Хлестакова, ведь этот «фитюлька» ничем не похож на важную персону!
Почему же Хлестаков принимает угодничество городничего за чистую монету?
Что мы узнали о Хлестакове, о его петербургской жизни, привычках, склонностях, жизненных целях и характере?


ЧИТАЕМ ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕПочему монолог Осипа дан перед встречей городничего с Хлестаковым?/«комическая ситуация», в основе которой — недоразумение,

Слайд 31ДОГАДКИ…
Итак, каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный городничий воспринимает совсем

в ином смысле. В этом и состоит комическое впечатление: истина скрыта от городничего, страх затмил разум, и городничий возвел «фитюльку» на пьедестал важной особы.
Будь Хлестаков немного поумнее, странность поведения городничего сбила бы его с толку. Но  Хлестаков — «несколько приглуповат», «без царя в голове», не способен остановиться мыслью на своем горемычном положении, надеется на случай…
Комедийный конфликт — столкновение, лежащее в основе действия, — начатый так великолепно диалогом городничего и Хлестакова, основан на промахе, ошибке городничего. Столкнулись в борьбе за свое спасение тончайший мошенник и непроходимая глупость.


ДОГАДКИ…Итак, каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный городничий воспринимает совсем в ином смысле. В этом и состоит

Слайд 32ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Перечитываем третье действие /не забудьте озаглавить его цитатой из текста!/.

Напишите свои «Замечания для актера, играющего Хлестакова» и ответьте устно на вопрос: «Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни?»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕПеречитываем третье действие /не забудьте озаглавить его цитатой из текста!/. Напишите свои «Замечания для актера, играющего

Слайд 33III ДЕЙСТВИЕ
    — Чем вы объясните, что автор начал III действие со сцены двух

женщин, ожидающих вестей о ревизоре? Как они воспринимают его приезд?
  — На чем основаны постоянные противоречия между матерью и дочерью?
  — Какую сцену III действия и почему можно назвать кульминацией (высшей точкой в развитии действия) сюжета комедии?
 — Как раскрывается Хлестаков в сцене вранья? Что в ней особенно смешно? В чем проявляется хлестаковская «легкость необыкновенная в мыслях»?

III ДЕЙСТВИЕ     — Чем вы объясните, что автор начал III действие со сцены двух женщин, ожидающих вестей о ревизоре?

Слайд 34 IV ДЕЙСТВИЕ
    — Когда Анна Андреевна

застает Хлестакова с дочерью, то обе женщины явно смущены. А как себя чувствует и ведет Хлестаков? Чем вы объясните его поведение?
      — «Каждый из поступков Хлестакова, как и почти каждое его слово, — это экспромт». Как вы понимаете слово «экспромт»? Подтвердите справедливость этих слов, используя сцены из II, III и IV действий комедии.
      — Как ведет себя Хлестаков в сценах взятки? Каким образом Гоголь показывает нам процесс превращения человека во взяточника?
         — Почему, по вашему мнению, автор «заставляет» своего героя покинуть сцену в IV действии? Достаточно ли вы узнали Хлестакова, чтобы сделать о нем окончательный вывод?

IV ДЕЙСТВИЕ    — Когда Анна Андреевна застает Хлестакова с дочерью, то обе

Слайд 35V ДЕЙСТВИЕ
 Какая сцена V действия является высшей точкой счастья, успеха власти городничего?

Как он проявляет себя в этой сцене?
 Как в этой сцене обнаруживает свой характер жена городничего?
  Утверждают, что в гоголевской комедии не одна, а две развязки (события, завершающие действие). Какие сцены являются развязками действия? Кого затрагивает первая развязка? Что больше всего приводит в бешенство городничего?
  Вспомним, что завязка в I действии касалась персонажей и всех приводила в движение. Какая развязка в комедии захватывает всех действующих лиц разом? Чем именно она производит впечатление завершенности? Чего может теперь ожидать зритель?
 Не считаете ли вы, что сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора нарушает логику комедии? Чтобы ответить на этот вопрос, перечитайте внимательно письмо Чмыхова, которое читал городничий в I действии…

V ДЕЙСТВИЕ Какая сцена V действия является высшей точкой счастья, успеха власти городничего? Как он проявляет себя в этой

Слайд 36

ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ

Кого и за что осудил Гоголь в комедии «Ревизор»?
 Чем интересна комедия «Ревизор» современному зрителю?

ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть