Слайд 1Презентация
Символизм — литературное направление конца XIX — начала XX в.
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 5
Символизм — литературное направление конца XIX — начала XX в.
Возник во Франции как протест против буржуазной
жизни, философии и культуры, с одной стороны, и против натурализма и реализма, с другой.
Слайд 9
В «Манифесте символизма», написанном Ж. Мореасом в 1886 г., утверждалось, что прямое изображение реальности, быта
только скользит по поверхности жизни.
Только при помощи символа - намека мы можем эмоционально и интуитивно постичь «тайны мира».
Слайд 12 Символизм связан с идеалистическим миропониманием, с оправданием индивидуализма и полной свободы личности, с представлением
о том, что искусство выше «пошлой» реальности.
Направление это получило распространение в Западной Европе, проникло в живопись, музыку и другие виды искусства.
Слайд 16В России символизм возник в начале 1890‑х гг.
В первое десятилетие ведущую роль в нем
играли «старшие символисты» (декаденты), особенно московская группа, возглавленная В. Я. Брюсовым и издавшая три выпуска сборника «Русские символисты» (1894–1895).
Слайд 23Декадентские мотивы господствовали и в поэзии петербургских авторов, печатавшихся в журнале «Северный Вестник», а на рубеже
веков — в «Мире искусства» (Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, Н. М. Минский).
Слайд 25Но во взглядах и прозаическом творчестве петербургских символистов отразилось и многое из того, что будет характерно
для следующего этапа этого направления.
Слайд 29
«Старшие символисты» резко отрицали окружающую действительность, говорили миру «нет»:
Я действительности нашей
не вижу,
Я не знаю нашего века…
В. Я. Брюсов
Слайд 33Земная жизнь — лишь «сон», «тень». Реальности противопоставлен мир мечты и творчества — мир,
где личность обретает полную свободу:
Я — бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Ф. К. Сологуб
Слайд 38«Это — царство красоты:
Есть одна только вечная заповедь — жить. В красоте, в красоте несмотря
ни на что», - писал Д. С. Мережковский
Слайд 41Этот мир прекрасен именно тем, что его «нет на свете» (З. Н. Гиппиус).
Слайд 43 Реальная же жизнь изображается как безобразная, злая, скучная и бессмысленная. Особое внимание
проявляли символисты к художественному новаторству — преобразованию значений поэтического слова, развитию ритмики, рифмы ...
Слайд 45«Старшие символисты» еще не создают систему символов; они — импрессионисты, которые стремятся передать
тончайшие оттенки настроений, впечатлений.
Слайд 47Новый период в истории русского символизма (1901–1904) совпал с началом нового революционного подъема
в России. Пессимистические настроения, навеянные эпохой реакции 1880‑х — начала 1890‑х гг. и философией А. Шопенгауэра, уступают место предчувствиям грандиозных перемен.
Слайд 51На литературную арену выходят «младшие символисты» — последователи философа - идеалиста и поэта Вл. С. Соловьева,
представлявшего, что старый мир зла и обмана на грани полной гибели, что в мир сходит божественная Красота (Вечная Женственность, Душа мира), которая должна «спасти мир», соединив небесное (божественное) начало жизни с земным, материальным, создать «царство божие на земле»:
Знайте же: Вечная Женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини
Небо слилося с пучиною вод.
Вл. С. Соловьев
Слайд 57У «младших символистов» декадентское «неприятие мира» сменяется утопическим ожиданием его грядущего
преображения.
Слайд 59А. А. Блок в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) воспевает то же женственное начало юности,
любви и красоты, которое не только принесет счастье лирическому «я», но и изменит весь мир:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Слайд 64
Те же мотивы встречаются в сборнике А. Белого «Золото в лазури» (1904),
где прославляется героическое стремление
людей мечты
— «аргонавтов» —
к солнцу и счастью
полной свободы.
Слайд 70 В эти же годы многие «старшие символисты» также резко отходят от настроений прошлого
десятилетия, идут к прославлению яркой, волевой личности. Эта личность не порывает с индивидуализмом, но теперь лирическое «я» — борец за свободу:
Я хочу порвать лазурь
Успокоенных мечтаний.
Я хочу горящих зданий,
Я хочу кричащих бурь!
К. Д. Бальмонт
Слайд 74С появлением «младших» в поэтику русского символизма входит понятие символа. Для учеников Соловьева
это — многозначное слово, одни значения которого связаны с миром «неба», отражают его духовную сущность, другие же рисуют «земное царство» (понимаемое как «тень» царства небесного):
Чуть слежу, склонив колени,
Взором кроток, сердцем тих,
Уплывающие тени
Суетливых дел мирских
Средь видений, сновидений,
Голосов миров иных.
А. А. Блок
Слайд 78Годы первой русской революции (1905–1907) вновь существенно изменяют лицо русского символизма.
Большинство поэтов откликаются на революционные события. Блок создает образы людей нового, народного мира («Поднимались из тьмы погребов…», «Барка жизни»), борцов («Шли на приступ. Прямо в грудь…»).
Слайд 81
В. Я. Брюсов пишет знаменитое стихотворение «Грядущие гунны», где прославляет неизбежный конец старого
мира, к которому, однако, причисляет и себя, и всех людей старой, умирающей культуры.
Слайд 83Ф. К. Сологуб создает в годы революции книгу стихотворений «Родине» (1906).
Слайд 84К. Д. Бальмонт — сборник «Песни мстителя» (1907), изданные в Париже и запрещенные в России…
Слайд 86
Еще важнее то, что годы революции перестроили символическое художественное миропонимание.
Если раньше
Красота понималась (особенно «младшими символистами») как гармония, то теперь она связывается с «хаосом» борьбы, с народными стихиями.
Слайд 88Индивидуализм сменяется поисками новой личности, в которой расцвет «я» связан с жизнью народа.
Изменяется и символика: ранее связанная в основном с христианской, античной, средневековой и романтической традицией, теперь она обращается к наследию древнего «общенародного» мифа (В. И. Иванов), к русскому фольклору и славянской мифологии (А. А. Блок, С. М. Городецкий).
Слайд 92Другим становится и строение символа. Все большую роль в нем играют его «земные» значения:
социальные, политические, исторические.
Слайд 93
Но революция обнаруживает и «комнатный», литературно - кружковый характер направления, его утопичность,
политическую наивность, далекость от истинной политической борьбы 1905–1907 гг.
Главным для символизма оказывается вопрос о связи революции и искусства.
Слайд 97При его решении образовываются два крайне противоположных направления:
защита культуры от разрушительной силы
революционной стихии (журнал В. Брюсова «Весы»)
и
эстетический интерес к проблемам
социальной борьбы.
Слайд 99Только А. А. Блок, обладающий большей художественной прозорливостью, мечтает о большом общенародном искусстве, пишет
статьи о М. Горьком и реалистах.
Слайд 101Споры 1907 и следующих годов вызвали резкое размежевание символистов.
В годы Столыпинской реакции
(1907–1911) это приводит к ослаблению наиболее интересных тенденций символизма.
«Эстетический бунт» декадентов и «эстетическая утопия» «младших символистов» исчерпывают себя.
Слайд 103На смену им приходят художественные установки «самоценного эстетизма» — подражания искусству прошлого.
На передний план
выдвигаются
художники - стилизаторы
(М. А. Кузмин).
Слайд 104Ведущие символисты сами ощутили кризис направления:
их основные журналы («Весы», «Золотое Руно») в 1909 г.
закрылись. С 1910 г. символизм как течение перестал существовать.
Слайд 107Но символизм как художественный метод еще не исчерпал себя. Так, А. А. Блок, самый талантливый
поэт символизма, в конце 1900‑х — 1910‑х гг. создает свои самые зрелые произведения.
Слайд 109Он пытается соединить поэтику символа с темами, унаследованными от реализма XIX в., с неприятием современности (цикл «Страшный
мир»), с мотивами революционного возмездия (цикл «Ямбы», поэма «Возмездие» и др.), с размышлениями об истории (цикл «На поле Куликовом», пьеса «Роза и крест» и др.).
А. Белый создает роман «Петербург», как бы подводящий итог эпохе, породившей символизм.
Слайд 112
Последняя вспышка активности русских символистов — дни Октября, когда группа «Скифы» (А. А. Блок,
А. Белый, С. А. Есенин и др.) вновь стремится соединить символизм и революцию.
Вершина этих поисков — поэма Блока «Двенадцать» лежит у истоков русской поэзии.