Слайд 1Символика центра и система персонажей
Курдау Зинеп
АУ-3-13
Слайд 2Ни одна культурная система не существовала и не существует без своего
символического центра(или центров).
Перемена центра для любой культуры была событием огромной, всю дальнейшую жизнь определявшей важности. (перемена означала гибель или появление новых народов, смену гос. устройства, рождение новой религии и т.д.)
Слайд 3Художественные произведения как часть культуры тоже выстраивают свое сюжетное и философское
пространство в отсчете от центра.
Центр может быть обозначен явно, назван с большей или меньшей точностью. Может присутствовать скрыто или только восстанавливаться нами, может быть задан сразу или обнаруживаться постепенно. Во всяком ХТ центр связан с высшими ценностями и глубочайшими смыслами этого произведения. Отсутствие центра тоже всегда значимо.
Слайд 4Пространство относительно центра
Моноцентрические пространства.
В тексте присутствует один общезначимый для
всех персонажей символический центр. Тогда читатель вправе предположить, что перед ним мир нерушимых духовных, этических, политических, национальных устоев. Этот мир нельзя расшатать изнутри.
Центр в такого рода мире всегда будет «своим» центром: средоточением семейной и/или общинной, родовой, «краевой», гос. или общенациональной духовной жизни. Он – святыня, которую защищают «свои» герои, герои-протагонисты. Герои-антагонисты пытаются посягать на священный центр чтобы уничтожить его, в итоге не преуспевают в этом.
Слайд 5 Дуалистичское пространство
В тексте обнаруживается не один, а два равно влиятельных
и общепризнанных центра. Это могут быть центры двух противостоящих волшебных сил. Существенно одно: что они противопоставлены как один центр другому центру, а не как центрическое, организованное пространство «дикому» хаосу. Подобное двоецентрие означает, что перед нами дуалистический мир в целом: мир «двух господ», двух равнодействующих глобальных сил.
Слайд 6Наличие двух центров, «своего» и «чужого», влечет за собой особого рода
конфликты: повышено монументальные и грудно разрешимые. Герои-протагонисты и герои-антагонисты не уступают друг другу по мощи. Место действия постоянно перемещается от «центра» к «антицентру», причем ни тем ни другим никому не удается полностью овладеть, по меньшей мере – не удается духовно.
Слайд 7Бесцентровое пространство
Возможен вариант, когда священный центр нельзя отыскать ни в каком
пространстве данного произведения. Временное отсутствие центра в сюжете создает особое «карнавальное» пространство: территорию, куда временно вторгся хаос, где отменены нормы и формы «правильного» бытия.
Однако отсутствие центра, бесцентричность мироздания могут быть приняты в тексте за привычное положение вещей. В таком случае мы попадаем в «безумный мир». Этот мир может оказаться миром эксцентрических проделок и шутовства, может принять вид мира безумного в прямом смысле.
Существенна объединяющая черта: отсутствие какого бы то ни было центрасчитается в нем не аномалией, а нормой.
Слайд 8В этой «мнимой» жизни герои-антагонисты и герои-протагонисты обмениваются ролями и вообще
теряют свои изначальные, определенные функции. Добро и зло перепутываются или «отменяются». Границы тоже смещаются, путаются и исчезают. Пропорционально «рассыпается» конфликт.
Слайд 9Полицентрическое пространство
Ступенчатая иерархия центров(возрастают по всей влиятельности)
От центров низшего порядка, более
локальных и частных, - к центру «главному», наиболее высокому и универсальному.
Композиция целенаправленного пути к этому центру
Разрушение иерархии, ее дробление и обессиливание.
Композиционно строится как бесцельные скитания.
В каждом новом пространстве его обитатели будут жить по своим законам, иметь собственный центр, но «сквозной» герой будет бессилен слиться с этими мирами и принять их символический центр как свой.
Слайд 11 Система персонажей представляет собой строгую иерархическую структуру. Герои, как
правило, различаются на основе их художественной значимости (ценности). Их разделяет степень авторского внимания (или частота изображения), онтологическое предназначение и функции, которые они исполняют.
Традиционно выделяют
главных
второстепенных
эпизодических героев.
Слайд 12Главные герои всегда «на виду», всегда в центре произведения. Они обладают
твердым характером и сильной волей. И потому активно осваивают и преображают художественную реальность: предопределяют события, совершают поступки, ведут диалоги.
Главным героям свойственна хорошо запоминающаяся внешность, четкая ценностная ориентация. Иногда они выражают основную, обобщающую идею творения; становятся «рупором» автора.
Количество персонажей, находящихся в центре литературного повествования может быть разным. У И.А. Бунина в «Жизни Арсеньева» мы видим только одного главного героя. В древнерусской «Повести о Петре и Февронье» в центре - два действующих лица. В романе Дж. Лондона «Сердца трех» главных героев уже трое.
Слайд 13Второстепенные герои находятся рядом с главными героями, но несколько позади их,
на заднем плане художественного изображения.
Героями второго ряда, как правило, являются родители, родственники, друзья, знакомые, сослуживцы героев первого ряда. Характеры и портреты второстепенных персонажей редко детализируются; скорее - проявляются пунктирно.
Эти герои помогают главным «раскрываться», обеспечивают развитие действия.
Слайд 14Эпизодические герои находятся на периферии мира произведения.
Они не совсем имеют
характеры и выступают в роли пассивных исполнителей авторской воли. Их функции чисто служебные.
Они появляются только в одном избранном эпизоде, почему и называются эпизодическими. Таковы слуги и вестники в античной литературе, дворники, возчики, случайные знакомые в литературе XIX века.