Слайд 1Серебряный век
русской поэзии
Выполнила:
Лоскутова Анна,
ученица 9 класса,
Преподаватель:
Тюленева Н.Н.
Слайд 2Серебряный век
1890гг. - 1930гг.
Хронологические рамки Серебряного века русской
культуры не могут быть установлены с точностью до года. Начало этого периода обычно относят к первой половине 1890-х гг., между манифестами Николая Минского «При свете совести» (1890) и появлением первых выпусков подготовленного Валерием Брюсовым поэтического альманаха «Русские символисты» (1894), а завершение — к концу 1920-х — началу 1930-х гг., когда началось угасание независимой от Советского государства литературной жизни; можно рассматривать как рубеж и самоубийство Маяковского (1930).
Слайд 3 Серебряный век — это небольшой (с начала 1880-х по 1917
год) период развития русской литературы. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века. Но поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода — явление феноменальное даже для русской культуры. На поэзию серебряного века огромное влияние оказали учения таких религиозных философов, как В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев и П.Флоренский, которые выдвигали идеи вечной, божественной красоты и видели спасение мира в слиянии с Душой Мира, Вечной Женственностью. Идеи эти были особенно близки творчеству символистов. В течении серебряного века создалось множество литературных течений как модернизм, символизм, и другие.
Слайд 4Модернизм
Модернизм (итал. modernismo — «современное течение») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом
с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью стиля. В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.
Слайд 5 Символизм
Символизм— одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее
во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символы, недосказанность, многозначность слов, намеки, таинственность, загадочность. Многие представители русского символизма приносят в это направление новые, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками, взгляды.
Слайд 6Александр Александрович Блок
Русский поэт, классик русской литературы XX
столетия, один из величайших поэтов России. Родился в Санкт-Петербурге в 1880 году в высококультурной семье (отец – профессор, мать - писательница).
Первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте. Блок получил образование в Петербургском университете, где учился на историко-филологическом факультете. К слову, ректором университета был его дедушка А.Н. Бекетов.
В то время Александр Блок занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену. В 1903 году женится на Л. Д. Менделеевой – дочке знаменитого ученого. В следующем году были впервые напечатаны стихи Блока, вышедшие в сборнике под названием «Стихи о прекрасной даме».
Революционные события в Петербурге нашли отражение для Блока в стихотворениях, поэмах («Двенадцать»), статьях. Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Позже, живя в этом же городе, Александр Блок скончался в августе 1921 года.
Слайд 7В творчестве Блока присутствует несколько направлений. Начинал в духе символизма(«Стихи о Прекрасной
Даме», 1901—1902), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907—1916). Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, Блоковского символизма. Особенно характерным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта «Незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов». Блок был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал. В этом смысле он был, так сказать, поэтом без кожи. До революции музыкальность стихов Блока убаюкивала аудиторию, погружала её в некий сомнамбулический сон. Потом в его произведениях появились интонации отчаянных, хватающих за душу цыганских песен.
Октябрьскую революцию Блок пытался осмыслить не только в публицистике, но и, что особенно показательно, в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме «Двенадцать» (1918). Это яркое и в целом недопонятое произведение стоит совершенно особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры (как слева, так и справа) в течение всего XX века.
Слайд 8 Как день, светла, но непонятна,
Вся - явь, но
- как обрывок сна,
Она приходит с речью внятной,
И вслед за ней - всегда весна.
Вот здесь садится и болтает.
Ей нравится дразнить меня
И намекать, что всякий знает
Про тайный вихрь ее огня.
Но я, не вслушиваясь строго
В ее порывистую речь,
Слежу, как ширится тревога
В сияньи глаз и в дрожи плеч.
Когда ж дойдут до сердца речи,
И опьянят ее духи,
И я влюблюсь в глаза и в плечи,
Как в вешний ветер, как в стихи,-
Сверкнет холодное запястье,
И, речь прервав, она сама
Уже твердит, что сила страсти -
Ничто пред холодом ума!..
Слайд 9 Такое бывает: поэт способен провидеть то, что его
ждет, может, скажем, напророчить себе встречу с женщиной. Так случилось, например, с Александром Блоком. Еще в ранних его стихах возникает образ цыганки, слышатся звон монист, удары в бубен. Он словно ждал момента, когда плясунья кочевая, "как отзвук забытого гимна", вспыхнет перед ним звездой в ночи и войдет в его судьбу.
В начале 1914 г. произошла их встреча. Ему шел тридцать четвертый год, столько же было и ей.
Блок написал Любови Александровне Дельмас - так звали певицу - несколько писем. Удивительные по искренности любовные послания. Вместе с письмами он пишет и отсылает Дельмас первые посвященные ей стихи. Эти стихи позже сложились в цикл «Кармен». Именно в образе Кармен Дельмас выступала на сцене, когда они с Блоком впервые встретились.
Стихотворение «как день светла, но не понятна» написано в том же 1914г.. В самом начале их взаимоотношений. Они только познакомились, но он уже чувствует, что влюбляется в нее. Блок полностью поглощен этими чувствами, он сравнивает свою любовь к ней с любовью к стихам, настолько сильным кажется ему новое чувство.
«Когда ж дойдут до сердца речи,
И опьянят ее духи,
И я влюблюсь в глаза и в плечи,
Как в вешний ветер, как в стихи…»
Слайд 10Эссе
Александр Александрович Блок запомнился русской литературе как самый
глубокий лирик и романтик. Этот человек всегда мог выражать свои чувства и мысли любыми словами. Он очень ценил мелодичные стихотворения. Он считал, что каждое произведение должно звучать. Его стихотворения полноправно можно считать романсами. Меня всегда восхищали его произведения своим слогом, мелодичностью, верой в вечную женственность и надеждой на прекрасное будущее. Его стихотворения способны воодушевлять человека на великие и прекрасные поступки. Кроме этого Александр Александрович прекрасно знал отечественную литературу. Он был достоин звания приемника традиций русской литературы. Его творчество было очень необходимым для литературы в девятнадцатом веке, так как в это время разрухи и хауса, он один из не многих кто воспевал любовь и приносил в этот мир частичку чего-то светлого и волшебного.
Слайд 11Имажинизм
Имажинизм (от лат. imagо — образ) — литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли,
что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.
Слайд 12Сергей Александрович Есенин
Поэт, родился 21
сентября 1895 года в Рязанской губернии. Образование было получено в местном земском училище, затем церковной школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году. В Петрограде свои стихи Есенин читает новокрестьянским поэтам, сам увлекается этим направлением. После публикации первого сборника «Радуница»,Сергея Есенина становится известным.
В 1918-1920 годах увлекается имажинизмом.
В дальнейшем творчестве Есенина очень критично были описаны российские лидеры (1925, «Страна негодяев»). В этом же году в жизни Есенина выходит издание «Русь Советская». Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого – Софье Андреевне. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной того, что новая жена поместила Сергея в психоневрологическую больницу. Затем в биографии Есенина произошел побег в Ленинград. Вскоре после этого наступила смерть Есенина, его тело нашли повешенным в гостинице.
Слайд 13Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" —
Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою".
Родина, ее безбрежные просторы с лесами, озерами, лугами всегда были основной темой в творчестве Есенина, где бы он ни находился, чьего бы влияния не испытывал. Родина в сердце поэта был накрепко связана с красотой природы — пышной и буйной или совсем неброской. Зеленые березки, рассветы и закаты, суровые снежные зимы и осыпающийся цвет черемухи — все нашло отклик в душе впечатлительного и наблюдательного С. Есенина.
Считая себя "последним поэтом деревни", Есенин исповедовался в бесконечной любви к России в своих стихотворениях. Словно любимую девушку, наряжал поэт свою страну в различные одежды: "край любимый", "Русь моя родная", "милая родина", "край задумчивый и нежный", Родина для Есенина начиналась в родном доме и разливалась от порога во все стороны, огромная, прекрасная, вечная.
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосет глаза.
Всей душой понимавший и принимавший Русь, во всей ее убогости и богатстве, простоте и непредсказуемости, С. Есенин в своей поэзии сумел удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни Родины, которые происходили на его глазах. С судьбой страны связывал поэт все свои надежды и огорчения, радости и обиды.
Слайд 14«Искусство для меня — не затейливость узоров, а самое необходимое слово
того языка, которым я хочу себя выразить»
Упорядоченности в работе не было, писал по настроению — во многом процесс творчества зависел от внешних жизненных обстоятельств. Сочинял на ходу, экспромтом, писал на салфетках в кабаках, дарил знакомым на листочках, писал даже на стенах Сретенского монастыря и «тигулевки». Плодотворным был период его пребывания в Батуми и Тифлисе в 1924г. Где и создался сборник "Персидские мотивы"
Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе и не ради красоты формы. К примеру, один только его месяц имеет множество ликов — «ягненочек кудрявый — месяц гуляет в голубой траве»; «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»; «посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей».
Слайд 15Собаке Качалова
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни
капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Слайд 16Стихотворение "собаке Качалова" было написано в 20-е годы – период наиболее
плодотворного творчества Есенина. Но теперь радостное восприятие мира сменилось чувством обреченности. Его лирический герой испытывает раскаяние и смирение, нежность и любовь. В этот период созданы истинные шедевры есенинской любовной лирики, в которых любовь становится предметом философских раздумий.
Необычный адресат стихотворения связан бытовой реальностью, о которой вспоминал знаменитый артист МХАТа В.И. Качалов (1875-1948). В одном из посещений Качалова Есениным, поэт познакомился с его собакой. Есенин обнимал Джима за шею, а другой рукой держал его за лапу. Собака радостно лаяла и лизала ему лицо. Но кроме этого стихотворение посвящено не только собаке, но и некой женщине. Можно допустить, что этой женщиной была третья жена Есенина, Софья Андреевна Толстая.
Для лирического героя многообразие мира не умозрительное представление, а глубоко пережитое ощущение родства со всем живым. Только он называет Джима по имени, разговаривает с ним, даже приглашает вместе полаять. Нежность к «той, что всех безмолвней и грустней», выразить свое стремление оставить "нежную" память, взяв вину на себя за все лирический герой может выразить только опосредованно :
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Слайд 17…Если крикнет рать святая:
«кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «не
надо рая,
Дайте родину мою».
Сергей Александрович Есенин не просто классик отечественной литературы. Весь XX век, минуя клевету, годами длившееся умолчание, любые попытки «ограничить» его творчество, он продолжал оставаться великим лириком, всю жизнь воспевавшим и любившим свою родину. Все стихи Есенина пропитаны любовью к Родине, к родным лесам, лугам, к родной земле. Сколько гордости и восхищения слышится в его произведениях!
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»!
Поэт передает свою любовь к Родине через каждую строчку, через каждое слово. Даже воспевая женщину, он не забывает упомянуть о России, восхищаясь красотой природы. Его любовь к родине не сравнима ни с чем. И ни красоты Парижа, ни небоскребы Нью-Йорка не усыпили в нем этой любви. Она еще более окрепла. У него в жизни кроме любви к родине была еще только любовь к поэзии, и больше никто не смог завоевать его душу. Его поэзия прекрасна своей искренностью, неподдельными чувствами. Есенин был создан природой исключительно для поэзии и был неразрывно связан с ней.
Слайд 18Акмеизм
Акмеизм (от греч. άκμη — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное
течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир. Одарённый и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» — литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.
Слайд 19Анна Горенко
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) – поэтесса, писательница, переводчик, критик. Родилась
11 июня 1889 года в Одессе. Вначале Ахматовой было получено образование в Царскосельской гимназии, куда ее семья переехала в 1890 году. Затем в обучение Ахматовой проходило в Фундуклеевской гимназии Киева.
Впервые стихотворение Ахматовой было опубликовано в 1911 году. В 1910 году вышла замуж за Н. Гумилева, от которого в 1912 году родила сына Льва Николаевича. Первая книга стихов Ахматовой вышла в этом же году («Вечер»). В 1914 был опубликован второй сборник тиражом 1000 экземпляров. Еще через три года поэзия Ахматовой вышла в третьей книге, в два раза большим тиражом.
Анна Ахматова проявила себя как искусный психолог, знаток души. Творчество Ахматовой затрагивает трагические темы. Например, поэма «Реквием» Ахматовой отображает нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий. Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду.
Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. Анна Ахматова в стихотворениях проявляла высокую нравственность. Кроме того лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа, а не только личными переживаниями. Несколько памятников поэтессе расположены в Санкт-Петербурге. А музей Ахматовой находится в Фонтанном доме.
Слайд 20Лотова Жена
И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по
черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула - и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
Слайд 21Стихотворение Анны Ахматовой «Лотова жена» – это вольный пересказ библейской притчи
из Старого Завета о жене праведника Лота, семья которого была выведена ангелом из обреченного Содома. Жена Лота, несмотря на строгий наказ не оборачиваться, нарушила его и превратилась в соляной столб.
Стихотворение вошло в состав сборника «Anno Domini» (цикл «Библейские стихи»), выпущенного в 1922г. В стихотворениях этого сборника поэтесса размышляет о родине и об ответственности человека перед ней.
В описании Содома, родного города жены Лота, А.Ахматова приводит единственную точную деталь – красные башни, все остальное как будто размыто и невидимо. Воспоминания лирической героини о родных местах – площади, дворе, своем доме, показывают ее привязанность именно к семейному очагу и родному, до боли знакомому дому.
Ради своей любви к родному городу жена Лота осмелилась перечить велению Бога – одним молчаливым взглядом обернулась, чтобы в последний раз взглянуть на Содом. Такое героическое и отчаянное противопоставление себя более сильным встречается во многих стихотворениях А.Ахматовой (Божья Матерь в «Реквием», Рахиль в цикле «Библейские стихи»). Этот вызов, который герои стихотворений поэтессы бросают сложившимся обстоятельствам и который считается оправданным, если чувства имеют столь великую силу, а также обращение к истокам мировой культуры, являются характерными чертами акмеизма.
Стихотворение «Лотова жена» по его скрытой страстности можно отнести и к любовной лирике А.Ахматовой, поскольку в нем прослеживается не столько любовь к родине, сколько любовь в ее широком понимании.
Это произведение интересно также парадоксальностью подхода к теме Содома, который в мировой культуре символизирует грех. Однако А.Ахматова представила этот город живым, в котором есть улочки, дворики и дома, в котором живут обычные люди своей обычной жизнью. Поэтому важными становятся безымянность жены Лота и отсутствие в описании города точных деталей.
Одной из метафор стихотворения «Лотова жена» является прилагательное «прозрачный» – соляной столб, в который превратилась лирическая героиня, поскольку прозрачная соль вызывает ассоциацию со слезами, такими же прозрачными и солеными.
В этом стихотворении А.Ахматова показала свое негативное отношение к эмигрантам, т.к. считала бездушным покинуть свою родину. Для поэтессы важно единение со своим народом, в особенности во времена тяжелейших испытаний. И рассказ о женщине, которая за взгляд на родной город пожертвовала своей жизнью, – это упрек всем эмигрантам, которые теряют душу на чужбине.
В эпоху, когда тысячи людей теряли и жизнь, и родину, жена Лота может показаться меньшей из утрат, однако для А.Ахматовой она символизирует верность родине и самой себе.
Слайд 22
На рубеже двух столетий во время коренного перелома
в жизни страны и в судьбе каждого русского человека, родилась великий русский поэт Анна Ахматова. Именно поэт, потому что она сама не признавала слово "поэтесса" и называла себя никак иначе как поэтом. Всегда прямая, строгая, с гордо поднятой головой, она была человеком, отличающимся большой внутренней силой. В своих стихах она открыла образ новой женщины: волевой и мужественной, чуткую и нежную, любящую своих детей, жизнь и Родину. Ахматова любила Россию такую, какая она есть. Даже в 1941г. Она не бросила свою страну, осталась на родине, и общенародное горе стало личным горем поэта:
…Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
Я по-настоящему восхищаюсь силой души, сердца и, конечно же, великим талантом Ахматовой.
Слайд 23Николай Степанович Гумилёв
Детство в биографии Гумилёва прошло в Царском селе. В
1903 году он поступил в Царскосельскую гимназию. Окончив ее, уезжает в Париж.
Первым опубликованным для Гумилева стихотворением стало «Я в лес бежал из городов». Пребывая в Париже, он пытался издавать изысканный по тем временам журнал «Сириус». Впервые сборник стихотворений Николая Гумилёва был издан в 1905 году («Путь конквистадоров») на собственные средства. В 1908 были опубликованы стихи Гумилева «Романтические цветы». В стихотворениях этого сборника нашли отражение чувства к Анне Ахматовой, с которой поэт познакомился еще в 1903 году.
В 1908 он возвращается из путешествий, уже сформировавшись литературно. Вообще Николай Гумилев за свою биографию побывал во многих странах, кроме европейских – еще в африканских.
Известное произведение Гумилёва «Капитаны» издается в рамках книги 1910 года «Жемчуга». В апреле этого же года женится на Ахматовой, в 1912 году у них рождается сын.
С началом Первой Мировой войны добровольно идет на фронт, за храбрость награждается Георгиевским крестом. Служа в Париже в 1917 году, поэт влюбляется в Елену дю Буше. Для Гумилева стихи сборника «К синей звезде» знаменуют собой наивысший расцвет любовной лирики. Стихотворения этого издания посвящены новой возлюбленной. В августе 1918 года разводится с Ахматовой.
Некоторое время поэт работает в издательстве «Всемирная литература», преподает, выполняет переводы с английского, французского. В 1919 году женится на Анне Энгельгардт. Стихи Гумилёва из сборника «Огненный столп» (1921) посвящены второй жене.
В августе 1921 года в биографии Николая Гумилева произошел арест по обвинению в участии в антиправительственном «таганцевском заговоре». Через три недели ему был вынесен приговор о расстреле, исполненный на следующий же день.
Слайд 24 Гумилев считал себя учеником Брюсова. Ранние сборники стихов Гумилева не были
отмечены самобытностью и оригинальностью.
Но начиная со сборников “Чужое небо”, “Колчан”, “Костер” перед нами открывается поэт одаренный и самобытный, с мужественными и сильными интонациями, яркими и контрастными красками, с чеканным стихом.
Гумилев был увлекающимся и смелым человеком, он несколько раз путешествовал по Африке, добровольцем сражался на фронтах первой мировой войны. Он ввел в русскую поэзию африканскую экзотическую тему.
На таинственном озере Чад
Посреди вековых баобабов
Вырезные фелуки стремят
На заре величавых арабов.
По лесистым его берегам
И в горах, у зеленых подножий.
Поклоняются странным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.
Позднее в его лирике слышатся философские раздумья о несовершенстве мира, о месте человека в нем, о неизбежности страданий. Трагичность мироощущения Гумилева сочетается у него с любовью к Земле. Его стихи совершенны по форме.
Только усталый достоин молиться богам,
Только влюбленный — ступать по весенним лугам!
На небе звезды, и тихая грусть на земле.
Тихое “пусть” прозвучало и тает во мгле.
Это — покорность! Приди и склонись надо мной.
Бледная дева под траурной черной фатой!
Гумилев считал преданное служение искусству превыше всего. В этом сказалась его романтичность, умение подняться над обыденным и увидеть истинную красоту мира. Богатые жизненные впечатления от путешествий, войны, страданий трансформировались и складывались в “сны”. Вся действительность казалась дурным сном. А в поэзии он преображался, представляя себя то конквистадором, то попугаем с Антильских островов... У Гумилева нет политических стихов. Он уклонялся от прямого диалога с современниками. Поэт молчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917-1921. Но и молчание воспринималось как определенная гражданская позиция. Гумилев, не написавший ни одной “антисоветской” строки, был обречен на растрел.
Слайд 25Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени
обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Слайд 26АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ГУМИЛЁВА "ЖИРАФ"
Николай Гумилёв сочетал в себе отвагу, мужество,
поэтическую способность предсказывать будущее, детское любопытство к миру и страсть к путешествиям. Эти качества и способности поэт сумел вложить в стихотворную форму.
Гумилёва всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись. Именно в сборник "Романтические цветы" вошло стихотворение "Жираф" (1907), надолго ставшее "визитной карточкой" Гумилёва в русской литературе.
Николай Гумилёв с ранней юности придавал исключительное значение композиции произведения, его сюжетной завершённости. Поэт называл себя "мастером сказки", сочетая в своих стихотворениях ослепительно яркие, быстро меняющиеся картины с необыкновенной мелодичностью, музыкальностью повествования.
Некая сказочность в стихотворении "Жираф" проявляется с первых строчек:
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку. Гумилёв пишет, казалось бы, абсолютно нереальные картины:
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт…
В человеческом воображении просто не укладывается возможность существования таких красот на Земле. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что "много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки.
Обращаясь к загадочной женщине, о которой мы можем судить лишь с позиции автора, лирический герой ведёт диалог с читателем, одним из слушателей его экзотической сказки. Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить, - чем не читатель? Читая то или иное стихотворение, мы волей-неволей выражаем своё мнение по поводу произведения, в той или иной мере критикуем его, не всегда соглашаемся с мнением поэта, а порой и вовсе не понимаем его. Николай Гумилёв даёт читателю возможность наблюдать за диалогом поэта и читателя (слушателя его стихов) со стороны.
Кольцевое обрамление характерно для любой сказки. Как правило, где действие началось, там оно и завершается. Однако в данном случае создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному.
Слайд 27В своём сказочном стихотворении поэт сравнивает два пространства, далёкие в масштабе
человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли. Про то пространство, которое "здесь", поэт почти ничего не говорит, да это и не нужно. Здесь лишь "тяжёлый туман", который мы ежеминутно вдыхаем. В мире, где мы живём, остались лишь грусть да слёзы. Это наводит нас на мысль, что рай на Земле невозможен. Николай Гумилёв пытается доказать обратное: "…далеко, далеко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф". Обычно выражение "далеко-далеко" пишется через дефис и именует нечто, совершенно недостижимое. Однако поэт, возможно, с некоторой долей иронии акцентирует внимание читателя на том, так ли уж на самом деле далёк этот континент. Известно, что Гумилёву довелось побывать в Африке, собственными глазами увидеть описанные им красоты (стихотворение "Жираф" было написано до первой поездки Гумилёва в Африку).
Мир, в котором живёт читатель, совершенно бесцветен, жизнь здесь как будто течёт в серых тонах. На озере Чад, словно драгоценный алмаз, мир блестит и переливается. Николай Гумилёв, как и другие поэты-акмеисты, использует в своих произведениях не конкретные цвета, а предметы, давая читателю возможность в своём воображении представить тот или иной оттенок: шкура жирафа, которую украшает волшебный узор, мне представляется ярко оранжевой с красно-коричневыми пятнами, тёмно-синий цвет водной глади, на котором золотистым веером раскинулись лунные блики, ярко оранжевые паруса корабля, плывущего во время заката. В отличие от мира, к которому мы привыкли, в этом пространстве воздух свежий и чистый, он впитывает испарения с озера Чад, "запах немыслимых трав"…
Лирический герой, кажется, настолько увлечён этим миром, его богатой цветовой палитрой, экзотическими запахами и звуками, что готов без устали рассказывать о бескрайних просторах земли. Этот неугасаемый энтузиазм непременно передаётся читателю.
Николай Гумилёв не случайно остановил свой выбор именно на жирафе в данном стихотворении. Твёрдо стоящий на ногах, с длинной шеей и "волшебным узором" на шкуре, жираф стал героем многих песен и стихов. Пожалуй, можно провести параллель между этим экзотическим животным и человеком: он так же спокоен, статен и грациозно строен. Человеку также свойственно возвеличивать себя над всеми живыми существами. Однако, если жирафу миролюбие, "грациозная стройность и нега" даны от природы, то человек по своей натуре создан для борьбы прежде всего с себе подобными.
Экзотика, присущая жирафу, очень органично вписывается в контекст сказочного повествования о далёкой земле. Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".
Мелодия стихотворения сродни спокойствию и грациозности жирафа. Звуки неестественно протяжны, мелодичны, дополняют сказочное описание, придают повествованию оттенок волшебства. В ритмическом плане Гумилёв использует пятистопный амфибрахий, рифмуя строки при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем слоге). Это в сочетании со звонкими согласными позволяет автору более красочно описать изысканный мир африканской сказки.
Слайд 28Марина Цветаева
Родилась в Москве 26 сентября 1892 года.
Написание стихов началось в возрасте 6 лет.
Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Затем творчество Цветаевой обратилось к созданию статей, а в 1912 году она выпустила второй сборник стихов «Волшебный фонарь».
Во время Гражданской войны (1917-1922) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес.
В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, в Чехию, затем снова в Берлин. Поэзия Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца». Стихи Цветаевой 1922-1925 годов были опубликованы в сборнике «После России» (1928). Однако стихотворения не принесли ей популярности за границей. В биографии Цветаевой во время эмиграции большее признание получает проза.
Прожив 1930-е года в бедственном состоянии, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. 31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой.
Слайд 29Стихотворение «Молодость» написано в 1921 году. Оно состоит из двух частей.
Каждая из них – обращение поэта к уходящей молодости.
Из первой части мы узнаем, что молодость для Цветаевой была «ношей и обузой», «морокой», что она принесла много страданий поэту:
Ты в ночи начесывала гребнем,
Ты в ночи оттачивала стрелы.
Щедростью твоей давясь, как щебнем,
За чужие я грехи терпела.
Хотя в этом четверостишии слышится упрек, хотя молодость «морока», «ноша и обуза», все же Цветаевой не хочется прощаться с ней:
Неспроста руки твоей касаюсь,
Как с любовником с тобой прощаюсь
Вырванная из грудных глубин –
Молодость моя! – Иди к другим!
На мой взгляд, строчка «вырванная из грудных глубин» этого четверостишия наиболее ярко выражает, насколько трудно поэту «отпустить» свою молодость.
Использование повторов, слов, образованных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов – сапожок, лоскуток, голубка; многочисленных обращений – «моя голубка», «золотце мое», «шалая моя», помогло Цветаевой высказать свое отношение, показать привязанность, свою любовь к молодости.
Для выражения значимых слов и выражений поэт, как и в многих других своих стихотворениях, использует многочисленные тире, восклицательные и вопросительные знаки:
Шалая моя! Пошалевали
Досыта с тобой! – Спляши, ошпарь!
Золотце мое – прощай, янтарь!
Цветаева строит свое стихотворение «Молодость» на контрасте используемой разговорной, просторечной и устаревшей лексике – «яств», «лазоревый». Подобный контраст усиливает индивидуальный эмоциональный настрой стихотворения.
Интонационное, ритмичное богатство, яркая экспрессивность, тонкое лексическое чутье – характерные черты Цветаевой, которые прослеживаются и в стихотворении «Молодость».
Слайд 30
Когда я впервые познакомилась с творчеством Марины Цветаевой, меня поразила глубокая
искренность и необычайная нежность, которая присутствует в её произведениях. Когда же в этом году мы на уроке литературы изучили её жизнь и более глубже окунулись в её творчество, я еще больше восхитилась её талантом. Цветаева одна из немногих, кто мог в узких рамках произведения, сего лишь в паре строк передать чувства не только лирического героя, но и чувства, мысли общечеловеческие, отражая в своем герое, и себя, и читателей. Она не относила себя ни к футуристам, ни к символистам, ни к имажинистам. Она была сама по себе. Она писала то, что хотела писать, что чувствовала именно в это время и о чем переживала. Именно поэтому, на мой взгляд, её стихотворения настолько искренние и настоящие и каждому из нас западают в душу.
Слайд 31В.В. Маяковский
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской
губернии - 14 апреля 1930, Москва], русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910-20-х гг.
Слайд 32Семья. Учеба. Революционная деятельность
Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил
лесничим на Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-06), затем в 5-й московской гимназии (1906-08), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-14, исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов).
Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.
Слайд 33
«Творец в горящем гимне». Поэзия 1910-х гг.
В 1913 выходит книга
Маяковского из четырех стихотворений под названием «Я», его стихи появляются на страницах футуристских альманахов (1913-15) «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др., начинают печататься в периодике, издаются поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Война и мир» (1917), сборник «Простое, как мычание» (1916). Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, «любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб» и др. Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймали бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого».
Слайд 34«Любовь это сердце всего»
Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах
Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: «Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». Любовь «вымучивает душу» страдающего, одинокого поэта. В 1915 Маяковский познакомился с Л. Ю. Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е гг., что «теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме (лирические стихотворения, поэма «Про это», 1923), которая достигает трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского в неоконченном вступлении к поэме «Во весь голос» (1930).
Слайд 35
«Я хочу быть понят моей страной»
Революция была принята Маяковским как
осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Позицию футуристов в искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике. Маяковский организует в 1918 группу «Комфут» (коммунистический футуризм), деятельно участвует в газете «Искусство коммуны», в 1923 создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), куда вошли его единомышленники писатели и художники, издает журналы «ЛЕФ» (1923-25) и «Новый ЛЕФ» (1927-28). Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-21). Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии все это обеспечивало успех «звонкой силе поэта», целиком отданной на службу интересам «атакующего класса». Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы «150 000 000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927).
К концу 1920-х гг. у Маяковского нарастает ощущение несоответствия социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. В поэме «Во весь голос» (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 в. Покончил жизнь самоубийством.
Слайд 36Вот сколько лет прошло, а забыть исповеди Маяковского, его разговора с
будущим, его отчет за всю свою жизнь, пронизанную борьюой за правду, за чистоту, за счастье тех, кто будет жить после него, я не могу. Навсегда врезалось это в мою память, будто выжжено в ней…
С.В.Образцов
Совсем недавно состоялось мое знакомство с Маяковским. Его стихи казались мне громадными, нескладными и совершенно не понятными. Но сейчас, хоть он и остается для меня все таким же далеким, я начинаю осознавать его как певца революции. Углубляясь в творчество Маяковского, понимаю, что оно представляет новый этап в развитии русской поэзии. Он был одним из лучших поэтов Серебряного века. Он искренне, и даже наивно, верил в чудесное будущее революции. Он воспевал революцию, показывая в своих стихах черты нового человека, нового будущего. Маяковский всю свою жизнь стремился к правде, к счастью и, хотя революция оказалась совсем не такой, его стихи всегда будут служить людям нравственным ориентиром, обличая зло и воспевая правду.