Слайд 1Презентация
Сентиментализм как литературное направление
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 6Сентиментали́зм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment — чувство) — направление в западноевропейской и русской культуре
и соответствующее литературное направление.
Слайд 8Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают особый акцент на
чувственность, возникающую при их прочтении.
Слайд 10В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века,
в
России — с конца XVIII до начала XIX века.
Слайд 13Родиной сентиментализма
была Англия.
Слайд 16В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето»
(1727), «Весна» и «Осень», впоследствии соединёнными в одно целое и изданными в 1730 году под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.
Слайд 20В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии «Сельское
кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и других, подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.
Слайд 24Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона — «Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748),
«Сэр Чарльз Грандисон» (1754) — также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма.
Слайд 27Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её
описывать, — но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.
Слайд 30
Лоренс Стерн , автор «Тристрама Шенди» (1757 —1768) и «Сентиментального путешествия»
(1768; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором.
Слайд 34
«Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за
природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».
Слайд 37
Сентиментализм - и направление литературы, развившееся в конце XVIII -м
века и окрасившее собою начало XIX - го, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особенным вниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе.
Слайд 40
Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако
условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств.
Слайд 43Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается
способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Слайд 45По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный
мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Слайд 47Основные черты русского сентиментализма
Уход от прямолинейности классицизма,
Подчеркнутая субъективность подхода к миру,
Культ
чувства,
Культ природы,
Культ врожденной нравственной чистоты, не испорченности,
Утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий,
Внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи.
Слайд 50Наиболее выдающиеся представители сентиментализма —
Слайд 58 Николай Михайлович Карамзин (Россия).
Слайд 60В противоположность классицизму, который поклонялся разуму, и только разуму, и который
вследствие этого в своей эстетике все строил на строго логических началах, на тщательно обдуманной системе (теория поэзии Буало), сентиментализм предоставляет художнику свободу чувства, воображения и выражения и не требует от него безукоризненной правильности в архитектонике литературных созданий.
Слайд 64Сентиментализм - протест против сухой рассудочности, которая характеризовала эпоху Просвещения; он
ценит в человеке не то, что ему дала культура, а то, что он принес с собою в глубинах своей натуры.
Слайд 66
И если классицизм (или, как его у нас, в России, чаще
называют ложно - классицизм) интересовался исключительно представителями высших социальных кругов, царственными вождями, сферой двора и всяческой аристократии, то сентиментализм гораздо демократичнее и, признавая принципиальную равноценность всех людей, опускается в долины будничного быта, - в ту среду мещан, буржуазии, среднего класса, которая в то время как раз выдвинулась и в чисто - экономическом отношении, стала - особенно в Англии - играть выдающуюся роль на исторической сцене.
Слайд 69Для сентименталиста интересен всякий, поскольку во всяком теплится, светит и греет
интимная жизнь; и не надо особенных событий, бурной и яркой действенности, для того, чтобы сподобиться попасть в литературу: нет, она оказывается гостеприимной и по отношению к самым обыкновенным обывателям, к самой неэффектной биографии, она живописует медлительное прохождение заурядных дней, мирные заводи семейственности, тихий ручеек повседневных забот.
Слайд 72Сентиментальная литература никуда не торопится; ее излюбленною формой служит "длинный, нравоучительный
и чинный" роман (в стиле знаменитых произведений Ричардсона:
"Памела", "Кларисса Гарлоу",
"Сэр Чарльз Грандисон");
герои и героини ведут дневники, пишут друг другу бесконечные письма, предаются сердечным излияниям.
Слайд 75Сентименталисты стяжали себе заслугу в области психологического анализа:
они перенесли центр
тяжести из внешнего во внутреннее; в этом и заключается главный смысл самого термина "сентиментальный":
все направление получило свое имя от сочинения Даниэля Стерна "Сентиментальное путешествие", т. е. такое описание путешествия, которое сосредоточивается на впечатлениях путешественника, не столько на том, что он встречает, сколько на том, что он переживает.
Слайд 77Сентиментализм тихие лучи свои направляет не на объекты реальности, а на
воспринимающий их субъект.
Слайд 80Во главу угла ставит он чувствующего человека и не только не
стыдится чувствительности, но, наоборот, возвеличивает ее, как высшую ценность и достоинство духа.
Слайд 83Это имело свою оборотную сторону, поскольку лелеемая чувствительность переходила должные границы,
делалась приторной и слащавой, отрывалась от мужественной воли и разума; но в самую суть, в самый принцип сентиментализма не входит обязательно то, чтобы чувство так преувеличивалось и принимало незаконно - самодовлеющий характер.
Слайд 85Сентиментализм умел быть трогательным, задевал нежные струны души, вызывал слезы, и
в среду читателей и, по преимуществу читательниц, вносил несомненную мягкость, умиление, доброту.
Слайд 86 Сентиментализм, это - филантропизм, это - школа человеколюбия; бесспорно, что,
например, в русской литературе к "Бедным людям" Достоевского линия преемственности идет от "Бедной Лизы" Карамзина, который является у нас наиболее примечательным представителем сентиментализма (в особенности, как автор повестей и "Писем русского путешественника").
Слайд 87Филантропизм, филантропинизм (от греч. philanthropía – человеколюбие), прогрессивное буржуазно-педагогическое течение в Германии,
получившее развитие в конце 18 – начале 19 вв., в котором прослеживается влияние идей естественного воспитания Ж. Ж. Руссо.
Слайд 88Писатели-сентименталисты, чутко прислушиваясь к биению человеческого сердца, должны были, среди других
чувств, составляющих содержание его внутренней жизни, особенно воспринять гамму скорбных настроений - печаль, грусть, разочарование, тоску.
Слайд 91Колорит многих сентиментальных произведений - меланхолия.
Сладостными струями ее питались чувствительные
души.
Слайд 93Типичным образцом в этом смысле может служить переведенная В. Жуковским с
английского языка элегия Грея "Сельское кладбище".
Слайд 95На кладбище, в унылую обстановку смерти, крестов и памятников, писатель -
сентименталист вообще любил водить
своего читателя –
вослед английскому
поэту Э. Юнгу,
автору "Ночей".
Слайд 96Исконный источник страдания, несчастная любовь давал сентиментализму любезную возможность обильно черпать
из своих вод слез.
Слайд 97Знаменитый роман И. Гете "Страдания молодого Вертера" исполнен этой влаги сердца.
Слайд 98Типичной чертой сентиментализма служит и морализм. О сентиментальных романах говорит Пушкин:
«И при конце последней части всегда наказан был порок, добру достойный был венок".
Слайд 100И идиллизацию сентиментализм больше всего распространяет на природу.
Здесь сказалось влияние
Жан Жака Руссо с его отрицанием культуры и превознесением природы.
Слайд 101
Если Н. Буало требовал, чтобы главным местом действия в литературных произведениях
служили город и двор, то сентименталисты нередко переселяли своих героев, а с ними - и своих читателей, в деревню, на первобытное лоно природы, в рамки патриархальной безыскусственности.
Слайд 103В сентиментальных романах природа принимает непосредственное участие в сердечных драмах, в
перипетиях любви; на описания природы расточается много восторженных красок, и со слезами на глазах целуют землю, любуются лунным светом, умиляются птичками и цветами.
Слайд 105В сентиментализме надо тщательно отличать его искажения от его здорового ядра,
которое заключается в преклонении перед естественностью и простотой и в признании высших прав человеческого сердца.
Слайд 112В Россию сентиментализм проник в 1780-х—начале 1790-х благодаря переводам романов
«Вертер»
И. В. Гёте,
«Памела», «Кларисса» и «Грандисон»
С. Ричардсона,
«Новая Элоиза» Ж. – Ж. Руссо,
«Поль и Виржини»
Ж. – А. Бернардена де Сен - Пьера.
Слайд 114Эру русского сентиментализма открыл
Николай Михайлович Карамзин
«Письмами русского путешественника».
Слайд 118Его повесть «Бедная Лиза» (1792) — шедевр русской сентиментальной прозы; от гётевского Вертера
он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.
Слайд 122Сочинения
Н. М. Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний.
Слайд 126В начале XIX в. появились
«Бедная Лиза» А. Е. Измайлова (1801) и
«Путешествие в полуденную Россию» (1802),
Слайд 127«Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением»
Ивана Свечинского (1802),
Слайд 128многочисленные повести
Г. П. Каменева - «История бедной Марьи», «Несчастная Маргарита»,
«Прекрасная Татьяна» ….
Слайд 129Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового
поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.
Слайд 131Сентиментализмом отмечено раннее творчество
Василия Андреевича Жуковского.
Слайд 132Публикация в 1802 году перевода элегии «Сельское кладбище» Т. Грея стала
явлением в художественной жизни России, ибо он перевёл поэму «на язык сентиментализма вообще, перевёл жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль»
(Е. Г. Эткинд).
Слайд 134В 1809 году Жуковский написал сентиментальную повесть
«Марьина роща»
в духе
Н. М. Карамзина.
Слайд 136
Русский сентиментализм к 1820 году исчерпал себя.
Он был одним из этапов
общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.