Презентация, доклад Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП).

Содержание

Вышедшие из «Кузницы» поэты – А. Безыменский, А. Жаров, Н. Кузнецов в 1922 г. создали группу «Октябрь».

Слайд 1Презентация Росси́йская ассоциа́ция пролета́рских писа́телей (РАПП)

Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар
Презентация Росси́йская ассоциа́ция пролета́рских писа́телей  (РАПП)

Слайд 10Вышедшие из «Кузницы» поэты –
А. Безыменский, А. Жаров, Н. Кузнецов

в 1922 г. создали группу «Октябрь».

Вышедшие из «Кузницы» поэты – А. Безыменский, А. Жаров, Н. Кузнецов в 1922 г. создали группу «Октябрь».

Слайд 12С неё начинается история самой массовой и радикальной группы – РАППа

(Российская ассоциация пролетарских писателей).

С неё начинается история самой массовой и радикальной группы – РАППа (Российская ассоциация пролетарских писателей).

Слайд 15Росси́йская ассоциа́ция пролета́рских писа́телей (РАПП) — литературное объединение в СССР, образованное в

1925 на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. После образования ВОАПП в 1928 году РАПП занял в нём ведущие позиции.
Росси́йская ассоциа́ция пролета́рских писа́телей (РАПП) — литературное объединение в СССР, образованное в 1925 на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских

Слайд 18Идеология РАПП выражалась в журнале «На посту» (1923), а затем

в журнале «На литературном посту» (1925—1932), ранее органе группы «Октябрь».

Идеология РАПП выражалась в журнале «На посту» (1923), а затем  в журнале «На литературном посту» (1925—1932),

Слайд 20Лозунг «пролетарской культуры» был заменён на лозунг «учёбы у классиков».

Лозунг «пролетарской культуры» был заменён на лозунг «учёбы у классиков».

Слайд 22Генеральный секретарь РАПП -
Л. Л. Авербах.

Генеральный секретарь РАПП - Л. Л. Авербах.

Слайд 24Главные активисты и идеологи РАПП - писатели

Главные активисты и идеологи РАПП - писатели

Слайд 27Дмитрий Фурманов

Дмитрий Фурманов

Слайд 29Юрий Либединский

Юрий Либединский

Слайд 30Владимир Киршон

Владимир Киршон

Слайд 31Александр Фадеев

Александр Фадеев

Слайд 34Михаил Чумадрин

Михаил Чумадрин

Слайд 35Владимир Ставский

Владимир Ставский

Слайд 36Александр Афиногенов

Александр Афиногенов

Слайд 38Александр Безыменский

Александр Безыменский

Слайд 39критик В. В. Ермилов

критик В. В. Ермилов

Слайд 41Цели РАПП
Укрепление коммунистической линии в пролетарской

литературе, т. е. способная воздействовать на психику и сознание рабочего класса и трудящихся масс.

Цели РАПП     Укрепление коммунистической линии в пролетарской литературе, т. е. способная воздействовать на

Слайд 43Основные идеи
Только пролетарские писатели способны

дать правильное марксистское освещение жизни, в то время как литература буржуазии дает враждебное современности изображение ее, поэтому такая литература - враг.

Основные идеи      Только пролетарские писатели способны дать правильное марксистское освещение жизни, в

Слайд 45Главным качеством, по мнению пролетарских писателей, является преданность партии. 

Главным качеством, по мнению пролетарских писателей, является преданность партии. 

Слайд 48Ассоциация ориентировалась на творчество писателей, вышедших из рабочих и крестьян, вела

постоянную последовательную борьбу с буржуазными влияниями в искусстве.

Эти установки
привлекли к РАПП
многочисленные
симпатии.

Ассоциация ориентировалась на творчество писателей, вышедших из рабочих и крестьян, вела постоянную последовательную борьбу с буржуазными влияниями

Слайд 51
Творчество – не пассивное созерцание, а форма участия в
классовой борьбе

своего
времени.

Творчество – не пассивное созерцание, а форма участия в классовой борьбе

Слайд 53Теоретические разногласия, узкие рамки литературных группировок оказывались

препятствием
на пути молодой
советской
литературы.
Теоретические разногласия, узкие рамки литературных группировок оказывались    препятствием на пути молодой

Слайд 55Литературу раповцы делят на два «фронта»:
реакционный

Литературу раповцы делят на два «фронта»: реакционный

Слайд 57и
революционный.
Нейтральной позиции не существует, такой писатель - враг.

и революционный.Нейтральной позиции не существует, такой писатель - враг.

Слайд 59
Ассоциация быстро стала массовой организацией.
Но тон команды в обращении с

несогласными, зазнайство и высокомерие (как их назы­вали тогда — комчванство), неверные и предельно упро­щенные суждения о художественном творчестве, отрица­ние романтического искусства, ошибочные оценки ряда писателей, в том числе и Горького, — все это и многое другое не позволило РАПП занять ведущее положение в литературе, хотя борьба за первенство и отнимала у рапповцев немало
сил и времени.

Ассоциация быстро стала массовой организацией. Но тон команды в обращении с несогласными, зазнайство и высокомерие (как их

Слайд 63Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых

героев. В РАПП состояло более 4 тысяч человек.

Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев. В РАПП состояло более 4

Слайд 66Попытки Д. Фурманова, А. Фадеева и некоторых других писателей, входивших в

РАПП, изменить ее курс должного эффекта не давали.

Попытки Д. Фурманова, А. Фадеева и некоторых других писателей, входивших в РАПП, изменить ее курс должного эффекта

Слайд 67 Особенно ошибочна была политика рапповцев по отношению к «попутчикам».

В

те годы «попутчиками» называли литераторов, которые приняли революцию, служили ее идеалам, но, в отличие от пролетарских и крестьянских писателей, были выходцами из интеллигенции и не овладели еще, по мнению рапповцев, коммунистической идеологией.
Особенно ошибочна была политика рапповцев по отношению к «попутчикам». В те годы «попутчиками» называли литераторов, которые

Слайд 71В «попутчиках» числились
Алексей Толстой

В «попутчиках» числилисьАлексей Толстой

Слайд 73Леонид Леонов

Леонид Леонов

Слайд 74Мариэтта Шагинян

Мариэтта Шагинян

Слайд 75Яростные литературные бои, в которых группировки отстаивали свою правоту, правильность своих

представлений о путях и будущем советской литературы, протекали подчас в стороне от живого дела литературного строительства, носили сугубо теоретический, даже схоластический характер.

Яростные литературные бои, в которых группировки отстаивали свою правоту, правильность своих представлений о путях и будущем советской

Слайд 78Никак не проявив себя в собственно художественном творчестве, литературная группа «ничевоков»,

например, тем не менее, претенциозно объявляла в своем манифесте: «Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя Ничего.
На словесной канве
вышить восприятия
тождества и прозрения
мира, его образа, цвета,
запаха, вкуса и т. д.»

Никак не проявив себя в собственно художественном творчестве, литературная группа «ничевоков», например, тем не менее, претенциозно объявляла

Слайд 81Ведущая идея мировоззрения:
Только целостное пролетарское мировоззрение обеспечивает писателю возможность

дать действенные, созвучные эпохе произведения.
Ведущая идея мировоззрения:  Только целостное пролетарское мировоззрение обеспечивает писателю возможность дать действенные, созвучные эпохе произведения.

Слайд 83В журнале они выдвигали концепции развития литературы «союзник или враг», отталкивания

писателей - «попутчиков», «одемьянивания» поэзии и «призыв ударников в литературу».

В журнале они выдвигали концепции развития литературы «союзник или враг», отталкивания писателей - «попутчиков», «одемьянивания» поэзии и

Слайд 85На РАППе, как организации пролетарских писателей, отражалось развитие борьбы партии с

троцкизмом.

На РАППе, как организации пролетарских писателей, отражалось развитие борьбы партии с троцкизмом.

Слайд 87По линии литературной это прежде всего борьба с «ликвидаторской» теорией Троцкого

- Воронского, которые отрицали возможность создания пролетарской культуры и литературы.

По линии литературной это прежде всего борьба с «ликвидаторской» теорией Троцкого - Воронского, которые отрицали возможность создания

Слайд 90
На I съезде пролетарских писателей дана следующая постановка вопроса: «Лозунг показа

живого человека... с одной стороны, справедливо ориентирует пролетарскую литературу на отражение современности, а с другой стороны, выражает необходимость борьбы со штампом, схематизмом, голой плакатностью и перехода к выявлению сложной человеческой психики со всеми ее противоречиями, элементами прошлого и ростками нового, моментами сознательного и подсознательного».

На I съезде пролетарских писателей дана следующая постановка вопроса: «Лозунг показа живого человека... с одной стороны, справедливо

Слайд 93Лозунг «живого человека», психологического анализа изображаемых героев дополнялся другим лозунгом «срывания

всех и всяческих масок», и этим в сущности исчерпывалась художественная платформа РАПП и ее понимание реализма.

Лозунг «живого человека», психологического анализа изображаемых героев дополнялся другим лозунгом «срывания всех и всяческих масок», и этим

Слайд 95
Основным направлением пролетарской литературы объявлялся психологизм.
Правдивое изображение реальных процессов новой

действительности и оценка людей по тому, каково их участие в этой действительности, подменялось внутренним анализом души.

Основным направлением пролетарской литературы объявлялся психологизм. Правдивое изображение реальных процессов новой действительности и оценка людей по тому,

Слайд 98В докладе на I съезде и в последующих своих выступлениях Ю.

Либединский развивал теорию непосредственных впечатлений, смыкающуюся со взглядами Воронского.
В докладе на I съезде и в последующих своих выступлениях Ю. Либединский развивал теорию непосредственных впечатлений, смыкающуюся

Слайд 99Лозунгу «срывания всех и всяческих масок» придавалось ему внеисторическое, абсолютное значение.

Он был признан основным методом показа человека в литературе.

Лозунгу «срывания всех и всяческих масок» придавалось ему внеисторическое, абсолютное значение. Он был признан основным методом показа

Слайд 100
Этот лозунг заключал в себе недоверие к внешним проявлениям характера

человека, требовал раскрытия сферы внутренних переживаний его, что приводило на практике к примитивизму в понимании внутренних противоречий характера, к самокопанию и утрированному психологизму.
Этот лозунг заключал в себе недоверие к внешним проявлениям характера человека, требовал раскрытия сферы внутренних переживаний

Слайд 104
В художественной платформе РАПП этот лозунг требовал от писателей недоверия к

внешним положениям и действиям людей, требовал обнаружения в героях противоречий, раздвоенности и в сущности неполноценности с точки зрения неких абстрактных моралистически окрашенных критериев.

В такой интерпретации лозунг срывания масок был политически ошибочным.

В художественной платформе РАПП этот лозунг требовал от писателей недоверия к внешним положениям и действиям людей, требовал

Слайд 108РАПП ориентировалась преимущественно на творчество Л. Толстого, Г. Флобера и на

психологический реализм вообще, а в критических работах рапповцев выражено было апологетическое отношение к толстовскому методу.

РАПП ориентировалась преимущественно на творчество Л. Толстого, Г. Флобера и на психологический реализм вообще, а в критических

Слайд 112
РАПП оставляла в тени литературное наследство других представителей «критического реализма»
(Гоголя,

Щедрина и др.).

Когда ясно обозначилось отставание литературы, РАПП дала неверный лозунг «догнать и перегнать классиков», вульгарно - механистически перенесенный из области экономических отношений на литературу.

РАПП оставляла в тени литературное наследство других представителей «критического реализма» (Гоголя, Щедрина и др.). Когда ясно обозначилось

Слайд 114
Рапповцы придерживались следующего мнения о самих себе: «Пролетарские писатели, никогда не

мыслили своей работы оторванно от политики, осуществляемой партией. <…> они, выполняя поручения партийных организаций, партийной печати, были на боевых участках социалистического строительства в городе и деревне. Члены организации участвовали в великой социалистической стройке не только как писатели, но и как организаторы и пропагандисты.
Они никогда не мыслили своей работы в тиши кабинетов, в стороне от активной партийно-политической борьбы. Примером и образцом для нас всегда служила боевая литературная работа лучшего пролетарского поэта-большевика Демьяна Бедного».

Рапповцы придерживались следующего мнения о самих себе: «Пролетарские писатели, никогда не мыслили своей работы оторванно от политики,

Слайд 116Живой человек – 100%-ая коммунистическая идеология.
РАППовцы призывали к Одемьяниванию поэзии:

поэты должны брать уроки мастерства у пролетарского поэта Демьяна Бедного.
Живой человек – 100%-ая коммунистическая идеология. РАППовцы призывали к Одемьяниванию поэзии: поэты должны брать уроки мастерства у

Слайд 117Писатели сопротивлялись. В литературной среде широко ходила эпиграмма, сочиненная
И. Сельвинским:
Литература

не парад
С его равнением дотошным.
Я б одемьяниваться рад,
Да обеднячиваться тошно.
А. Селивановский писал: в поэзии «мы встречаемся…именно с кризисом, а не с застоем”, “попытка двигать развитие поэзии (в частности, пролетарской) дальше наталкивается на серьезные препятствия…».

Писатели сопротивлялись. В литературной среде широко ходила эпиграмма, сочиненная И. Сельвинским:Литература не парадС его равнением дотошным.Я б

Слайд 119В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не

соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя.
В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям

Слайд 122Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как



Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как

Слайд 124Михаил Булгаков

Михаил Булгаков

Слайд 126Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

Слайд 127Максим Горький

Максим Горький

Слайд 129Алексей Толстой

Алексей Толстой

Слайд 130Все эти явления были подвергнуты критике в Резолюции Политбюро ЦК РКП

(б) от 18 июня 1925 «О политике партии в области художественной литературы».

Все эти явления были подвергнуты критике в Резолюции Политбюро ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 «О

Слайд 133К 1930 все остальные литературные группировки были практически разгромлены,
и РАПП

усилил директивный тон.
К 1930 все остальные литературные группировки были практически разгромлены, и РАПП усилил директивный тон.

Слайд 134Резолюция от 4 мая 1931 призывала всех пролетарских писателей «заняться художественным

показом героев пятилетки» и доложить об исполнении этого призыва - распоряжения в течение двух недель.

Резолюция от 4 мая 1931 призывала всех пролетарских писателей «заняться художественным показом героев пятилетки» и доложить об

Слайд 135 Внутри РАПП обострилась борьба за власть и усилились идеологические разногласия,

и вскоре такое положение перестало устраивать партийное руководство.
Внутри РАПП обострилась борьба за власть и усилились идеологические разногласия, и вскоре такое положение перестало устраивать

Слайд 136Существовала группа - 1925-1932.

Существовала группа - 1925-1932.

Слайд 13724 марта 1932 Горький пишет Сталину из Сорренто:
«…Начинающих писателей нужно

убеждать: учитесь! И вовсе не следует угождать их слишком легкому отношению к литературной работе. … Бесконечные групповые споры и склоки в среде РАППа, на мой взгляд, крайне вредны, тем более что мне кажется: в основе их лежат не идеологические, а, главным образом, личные мотивы. Вот что я думаю».

24 марта 1932 Горький пишет Сталину из Сорренто: «…Начинающих писателей нужно убеждать: учитесь! И вовсе не следует

Слайд 140РАПП вместе с ВОАПП, так же, как и ряд других писательских

организаций, был расформирован постановлением ЦК ВКП (б)
«О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г.,
вводившем единую организацию,
Союз писателей СССР.
РАПП вместе с ВОАПП, так же, как и ряд других писательских организаций, был расформирован постановлением ЦК ВКП

Слайд 144Руководители РАПП заняли высокие посты в новом СП.
Большинство членов РАПП

вошли в Союз писателей.

Руководители РАПП заняли высокие посты в новом СП. Большинство членов РАПП вошли в Союз писателей.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть