Слайд 1Презентация
Росси́йская ассоциа́ция пролета́рских писа́телей
(РАПП)
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 10Вышедшие из «Кузницы» поэты –
А. Безыменский, А. Жаров, Н. Кузнецов
в 1922 г. создали группу «Октябрь».
Слайд 12С неё начинается история самой массовой и радикальной группы – РАППа
(Российская ассоциация пролетарских писателей).
Слайд 15Росси́йская ассоциа́ция пролета́рских писа́телей (РАПП) — литературное объединение в СССР, образованное в
1925 на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. После образования ВОАПП в 1928 году РАПП занял в нём ведущие позиции.
Слайд 18Идеология РАПП выражалась в журнале «На посту» (1923), а затем
в журнале «На литературном посту» (1925—1932), ранее органе группы «Октябрь».
Слайд 20Лозунг «пролетарской культуры» был заменён на лозунг «учёбы у классиков».
Слайд 22Генеральный секретарь РАПП -
Л. Л. Авербах.
Слайд 24Главные активисты и идеологи РАПП - писатели
Слайд 41Цели РАПП
Укрепление коммунистической линии в пролетарской
литературе, т. е. способная воздействовать на психику и сознание рабочего класса и трудящихся масс.
Слайд 43Основные идеи
Только пролетарские писатели способны
дать правильное марксистское освещение жизни, в то время как литература буржуазии дает враждебное современности изображение ее, поэтому такая литература - враг.
Слайд 45Главным качеством, по мнению пролетарских писателей, является преданность партии.
Слайд 48Ассоциация ориентировалась на творчество писателей, вышедших из рабочих и крестьян, вела
постоянную последовательную борьбу с буржуазными влияниями в искусстве.
Эти установки
привлекли к РАПП
многочисленные
симпатии.
Слайд 51
Творчество – не пассивное созерцание, а форма участия в
классовой борьбе
своего
времени.
Слайд 53Теоретические разногласия, узкие рамки литературных группировок оказывались
препятствием
на пути молодой
советской
литературы.
Слайд 55Литературу раповцы делят на два «фронта»:
реакционный
Слайд 57и
революционный.
Нейтральной позиции не существует, такой писатель - враг.
Слайд 59
Ассоциация быстро стала массовой организацией.
Но тон команды в обращении с
несогласными, зазнайство и высокомерие (как их называли тогда — комчванство), неверные и предельно упрощенные суждения о художественном творчестве, отрицание романтического искусства, ошибочные оценки ряда писателей, в том числе и Горького, — все это и многое другое не позволило РАПП занять ведущее положение в литературе, хотя борьба за первенство и отнимала у рапповцев немало
сил и времени.
Слайд 63Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых
героев. В РАПП состояло более 4 тысяч человек.
Слайд 66Попытки Д. Фурманова, А. Фадеева и некоторых других писателей, входивших в
РАПП, изменить ее курс должного эффекта не давали.
Слайд 67 Особенно ошибочна была политика рапповцев по отношению к «попутчикам».
В
те годы «попутчиками» называли литераторов, которые приняли революцию, служили ее идеалам, но, в отличие от пролетарских и крестьянских писателей, были выходцами из интеллигенции и не овладели еще, по мнению рапповцев, коммунистической идеологией.
Слайд 71В «попутчиках» числились
Алексей Толстой
Слайд 75Яростные литературные бои, в которых группировки отстаивали свою правоту, правильность своих
представлений о путях и будущем советской литературы, протекали подчас в стороне от живого дела литературного строительства, носили сугубо теоретический, даже схоластический характер.
Слайд 78Никак не проявив себя в собственно художественном творчестве, литературная группа «ничевоков»,
например, тем не менее, претенциозно объявляла в своем манифесте: «Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя Ничего.
На словесной канве
вышить восприятия
тождества и прозрения
мира, его образа, цвета,
запаха, вкуса и т. д.»
Слайд 81Ведущая идея мировоззрения:
Только целостное пролетарское мировоззрение обеспечивает писателю возможность
дать действенные, созвучные эпохе произведения.
Слайд 83В журнале они выдвигали концепции развития литературы «союзник или враг», отталкивания
писателей - «попутчиков», «одемьянивания» поэзии и «призыв ударников в литературу».
Слайд 85На РАППе, как организации пролетарских писателей, отражалось развитие борьбы партии с
троцкизмом.
Слайд 87По линии литературной это прежде всего борьба с «ликвидаторской» теорией Троцкого
- Воронского, которые отрицали возможность создания пролетарской культуры и литературы.
Слайд 90
На I съезде пролетарских писателей дана следующая постановка вопроса: «Лозунг показа
живого человека... с одной стороны, справедливо ориентирует пролетарскую литературу на отражение современности, а с другой стороны, выражает необходимость борьбы со штампом, схематизмом, голой плакатностью и перехода к выявлению сложной человеческой психики со всеми ее противоречиями, элементами прошлого и ростками нового, моментами сознательного и подсознательного».
Слайд 93Лозунг «живого человека», психологического анализа изображаемых героев дополнялся другим лозунгом «срывания
всех и всяческих масок», и этим в сущности исчерпывалась художественная платформа РАПП и ее понимание реализма.
Слайд 95
Основным направлением пролетарской литературы объявлялся психологизм.
Правдивое изображение реальных процессов новой
действительности и оценка людей по тому, каково их участие в этой действительности, подменялось внутренним анализом души.
Слайд 98В докладе на I съезде и в последующих своих выступлениях Ю.
Либединский развивал теорию непосредственных впечатлений, смыкающуюся со взглядами Воронского.
Слайд 99Лозунгу «срывания всех и всяческих масок» придавалось ему внеисторическое, абсолютное значение.
Он был признан основным методом показа человека в литературе.
Слайд 100
Этот лозунг заключал в себе недоверие к внешним проявлениям характера
человека, требовал раскрытия сферы внутренних переживаний его, что приводило на практике к примитивизму в понимании внутренних противоречий характера, к самокопанию и утрированному психологизму.
Слайд 104
В художественной платформе РАПП этот лозунг требовал от писателей недоверия к
внешним положениям и действиям людей, требовал обнаружения в героях противоречий, раздвоенности и в сущности неполноценности с точки зрения неких абстрактных моралистически окрашенных критериев.
В такой интерпретации лозунг срывания масок был политически ошибочным.
Слайд 108РАПП ориентировалась преимущественно на творчество Л. Толстого, Г. Флобера и на
психологический реализм вообще, а в критических работах рапповцев выражено было апологетическое отношение к толстовскому методу.
Слайд 112
РАПП оставляла в тени литературное наследство других представителей «критического реализма»
(Гоголя,
Щедрина и др.).
Когда ясно обозначилось отставание литературы, РАПП дала неверный лозунг «догнать и перегнать классиков», вульгарно - механистически перенесенный из области экономических отношений на литературу.
Слайд 114
Рапповцы придерживались следующего мнения о самих себе: «Пролетарские писатели, никогда не
мыслили своей работы оторванно от политики, осуществляемой партией. <…> они, выполняя поручения партийных организаций, партийной печати, были на боевых участках социалистического строительства в городе и деревне. Члены организации участвовали в великой социалистической стройке не только как писатели, но и как организаторы и пропагандисты.
Они никогда не мыслили своей работы в тиши кабинетов, в стороне от активной партийно-политической борьбы. Примером и образцом для нас всегда служила боевая литературная работа лучшего пролетарского поэта-большевика Демьяна Бедного».
Слайд 116Живой человек – 100%-ая коммунистическая идеология.
РАППовцы призывали к Одемьяниванию поэзии:
поэты должны брать уроки мастерства у пролетарского поэта Демьяна Бедного.
Слайд 117Писатели сопротивлялись. В литературной среде широко ходила эпиграмма, сочиненная
И. Сельвинским:
Литература
не парад
С его равнением дотошным.
Я б одемьяниваться рад,
Да обеднячиваться тошно.
А. Селивановский писал: в поэзии «мы встречаемся…именно с кризисом, а не с застоем”, “попытка двигать развитие поэзии (в частности, пролетарской) дальше наталкивается на серьезные препятствия…».
Слайд 119В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не
соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя.
Слайд 122Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как
Слайд 130Все эти явления были подвергнуты критике в Резолюции Политбюро ЦК РКП
(б) от 18 июня 1925 «О политике партии в области художественной литературы».
Слайд 133К 1930 все остальные литературные группировки были практически разгромлены,
и РАПП
усилил директивный тон.
Слайд 134Резолюция от 4 мая 1931 призывала всех пролетарских писателей «заняться художественным
показом героев пятилетки» и доложить об исполнении этого призыва - распоряжения в течение двух недель.
Слайд 135 Внутри РАПП обострилась борьба за власть и усилились идеологические разногласия,
и вскоре такое положение перестало устраивать партийное руководство.
Слайд 13724 марта 1932 Горький пишет Сталину из Сорренто:
«…Начинающих писателей нужно
убеждать: учитесь! И вовсе не следует угождать их слишком легкому отношению к литературной работе. … Бесконечные групповые споры и склоки в среде РАППа, на мой взгляд, крайне вредны, тем более что мне кажется: в основе их лежат не идеологические, а, главным образом, личные мотивы. Вот что я думаю».
Слайд 140РАПП вместе с ВОАПП, так же, как и ряд других писательских
организаций, был расформирован постановлением ЦК ВКП (б)
«О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г.,
вводившем единую организацию,
Союз писателей СССР.
Слайд 144Руководители РАПП заняли высокие посты в новом СП.
Большинство членов РАПП
вошли в Союз писателей.