1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется –
впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск,
Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах
боевых действий, посещения Тамани, встречи с
ссыльными декабристами.
1837 – 1840 гг. – время написания романа.
1839 г. – «Фаталист», «Отечественные записки, № 11
1839 г. – «Бэла», «Отечественные записки», № 3
Апрель 1840 г. – опубликовано «Сочинение М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
Тогда же впервые появилась повесть «Максим
Максимыч».
Фатальный – 1. Предопределенный роком; загадочно-непонятный
2. Роковой, трагический по своей сути, по результатам.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М, 1997
Тамань (Таманская) станица Темрюкского района Краснодар-
ского края, порт на берегу Таманского залива Кречен-
ского пролива. (БСЭ)
?
« нашего времени»
?
30-е гг. XIX века
героев
героев
Герой
Восстание декабристов
Большое количество участников - около 3-х тысяч солдат. В результате мятежа погибли 1 271 человек.
Многих из руководителей восстания приговорили к ссылке, а Каховского, Рылеева, Пестеля, Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина суд вместо мучительной смертной казни четвертованием приговорил повесить. Приговор был исполнен 13 июля 1826 г. в кронверке Петропавловской крепости.
Фабула (лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета.
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2007 г.
«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из
Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск;
после дуэли с Грушницким переведен в крепость
под начальство Максима Максимыча.
«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели
из крепости в казачью станицу.
«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова кня-
зя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.
«Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в
Персию, снова оказывается на Кавказе и
встречается с Максимом Максимычем.
(В. Набоков)
всесторонне
и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить
историю его жизни
Но не думайте, <…> чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. <…> Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает!
История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.
Замысел Лермонтова
В предисловии ко второму изданию романа:
В предисловии журналу Печорина:
Образованный офи-
цер, кое-что знает о
Печорине, о его стран-
ном и противоречи-
вом характере. Объ-
ективная оценка.
Человек, размышля-
ющий о смысле жизни,
о собственном назна-
чении. Сам себя судит
И казнит
КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ
Печорин – таинствен-
ный и загадочный че-
ловек, его нельзя по-
нять, а его поступки
нельзя объяснить
Психологический
Портрет героя. Попыт-
ка дать объяснение не-
которым поступкам.
конкретный и реалис-
тичный образ.
Трагическая исповедь
героя. Искренен перед
читателем и самим
собой.
Полюбить не может, так как
Печорин - иноверец
Страдает от противоречия
НО
«…наряжал ее , как куколку,
холил и лелеял…»
«…я ее еще люблю… я за нее
жизнь отдам…»
«Я опять ошибся: любовь дикарки
немногим лучше любви знатной
барыни; невежество и простосерде-
чие одной так же надоедают, как и
кокетство другой…»
НО
Попытка приблизиться к чело-
веку другой веры заканчивается
трагически
Боль в душе – не может
простить историю с Бэлой
(ее гибель)
Все прошедшее мило
Общие воспоминания –
основа для беседы, которую
ждет с нетерпением
Воспоминания о прошлом
придают некую
значительность
Последняя встреча героев
<…> сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах <…> Эти слова были произнесены с иронической улыбкой. <…> Тут он отвернулся, чтоб скрыть свое волнение, пошел ходить по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает колеса, тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами.
Он посмотрел на меня с удивлением, проворчал что-то сквозь зубы и начал рыться в чемодане; вот он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю; потом другая, третья и десятая имели ту же участь: в его досаде было что-то детское; мне стало смешно и жалко...
Максим Максимыч
«Слепой мальчик точно плакал,
и долго, долго… Мне стало
грустно».
Судьба мальчика вызывает
сочувствие.
«Странное существо…эти глаза,
казалось, были одарены какой-
то магнетической властью… Она
была далеко не красавица…В ней
было много породы… Хотя в ее
косвенных взглядах я читал что-
то дикое и подозрительное…»
«…я имею сильное предубежде-
ние против всех слепых, кривых,
глухих… я глядел на него с не-
вольным сожалением… улыбка…
произвела на меня самое непри-
ятное впечатление…»
НО
ощущение мира как тайны, интерес к жизни
сменяются равнодушием и разочарованием
«Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих,
мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казен-
ной надобности!..»
Печорин
«врожденная страсть проти-
воречить…»
«Быть всегда настороже, ло-
вить каждый взгляд, значение
каждого слова, угадывать на-
мерение, разрушать заговоры,
притворяться обманутым, и
вдруг одним толчком опроки-
нуть все огромное и многотруд-
ное здание из хитростей и за-
мыслов – вот что я называю
жизнью…»
«Водяное» общество
Печорин
КОНФЛИКТ
Глазами Печорина
Глазами читателя
способен на подлость и обман (дуэль с Печориным)
даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается
сильнее честности
все время пытается кому-то подражать
рядом с Печориным выглядит жалким и смешным
М.А. Врубель, 1890 г.
Д.А. Шмаринов, 1941 г.
Отрывок из к/ф «Княжна Мери»,
реж. И. Анненский, 1955 г.
Печорин – Анатолий Вербицкий
Отрывок из к/ф «Княжна Мери»,
реж. И. Анненский, 1955 г.
Печорин – Анатолий Вербицкий, Грушницкий – Л. Губанов
М.А. Врубель, 1890 – 1891 г.г.
Д.А. Шмаринов, 1941 г.
МОГУТ ЛИ ПЕЧОРИН И ВЕРНЕР БЫТЬ ДРУЗЬЯМИ?
ПЕЧОРИН:
«Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни одни из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…»
«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья…»
«Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…»
Вера: «…в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе … есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном…»
«Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на 10 минут <…> изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал…»
«…я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк…»
«Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно…»
Центральный эпизод «Фа-талиста» – случай, описанный в дневнике Байрона. «У Игрока интерес к жизни возобновляет-ся всякий раз, когда он выбра-сывает карты…» Образ Вулича – его страсть к картам, его вызовы судьбе.
не верит в высшую силу, которая управляет движениями людей
« Я люблю сомневаться во всем <…> всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!»
« А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…»
Печорин
Наличие у человека веры и цели
Отсутствие у человека веры в судьбу, в себя
Сила
Слабость
Герцен: Печорин – «младший брат Онегина».
Сходства:
представители светского общества
история жизни: вначале – погоня за светскими удовольствиями, затем – разочарование
попытка найти применение своим душевным силам (чтение книг, хозяйство) – вновь разочарование
героями овладевает скука (сплин)
критическое отношение не только к окружающим, но и к себе
тип лишнего человека
А.И. Герцен (1861 г.): «Время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает. Кто теперь не найдет дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй. Оттого очень естественно Онегины и Печорины делаются Обломовыми».
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть