Слайд 1Проблематика и герои романа И.С. Тургенева
«Отцы и дети»
Учитель русского языка
и литературы МБОУ
Поповской СОШ
Карасукского района
Новосибирской области
Нагорная С.А.
Слайд 2Злободневность романа
«Отцы и дети» в 60-е годы 19 века
Роман “Отцы и
дети” был опубликован в 1862 году в журнале “Русский вестник” и сразу же привлёк к себе внимание читателей. В печати появилось огромное число критических откликов на роман — следовательно, “Отцы и дети” были злободневны, Тургенев задел “больную” для общества тему.
Слайд 3“Отцы и дети” посвящены памяти В.Г. Белинского
Вынося имя Белинского на титульную
страницу романа, Тургенев предупреждает читателя: главным героем его будет лицо нового сословия, разночинец, до сих пор гость в русской литературе редкий. В романе сталкиваются не просто отцы и дети, но дворяне и разночинцы, либералы и демократы. Конфликт обретает социальный и идеологический смысл.
Слайд 4Проблема «отцов» и «детей» в романе И.С. Тургенева
Проблема “отцов и детей”,
поставленная в центр романа, — проблема вечная. Смена поколений, сопровождающаяся обновлением вкусов и взглядов, неизбежно вызывает споры между родителями и детьми.
В 1860-е годы столкновение “отцов и детей” выбилось за рамки бытового, семейного конфликта и невероятно обострилось. Этот переломный момент в жизни русского общества Тургенев и запечатлел в своём романе.
Слайд 5Идеологический спор Кирсанова и Базарова
Знаменитый спор в десятой главе романа обнажает
суть идеологических расхождений героев. Павел Петрович — сторонник “принсипов”, то есть определённых убеждений, он верит в необходимость общественных установлений, в благородство аристократии, в прогресс, цивилизацию, в патриархальность русского народа.
Слайд 6Идеологический спор Кирсанова и Базарова
Базаров называет себя нигилистом, то есть поклонником
тотального отрицания существующего государственного и общественного устройства, традиционной семьи, искусства, поэзии, веры. Разрушение для него — залог обновления. “Сперва нужно место расчистить”, — замечает герой.
Слайд 7Философские взгляды Базарова и их испытание жизнью
«Чем дальше мы идём
в романе... тем мрачнее и напряжённее становится фигура Базарова, но вместе с тем всё ярче и ярче фон картины».
Н.Н. Стахов
Слайд 8Базаров и Одинцова
Внезапная любовь Базарова к Одинцовой наносит его идеологии серьёзный
удар. Базаров открывает, что не в состоянии полностью подчинить себя “нигилизму” и цинизму. Слишком быстро он начинает видеть в Одинцовой не только “богатое тело”, не только “госпожу — ой-ой-ой” и “бабу с мозгом”, но “молодую, прекрасную женщину”. “В разговорах с Анной Сергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе”.
Слайд 9А кто такая Одинцова?
Так что же представляет собой женщина, поразившая умного,
несокрушимого и самоуверенного Евгения Васильевича? “Баба с мозгом”, оказалось, многое испытала в своей жизни, многое знала, многим интересовалась, охотно читала хорошие книги (с плохими, случайными, засыпала) и “выражалась правильным русским языком”. Неудивительно, что Базаров нашёл в ней, в женщине, собеседницу (и не только), с которой он мог вполне серьёзно, без высокомерия и без кокетства, говорить о “предметах полезных”, начиная с устройства российского общества (“безобразного устройства”) и продолжая вопросами медицины, ботаники, живописи, музыки, наконец, проблемами психологии, счастья, любви, будущности самого Базарова. Трудно представить себе, с кем из персонажей этого романа мог бы Евгений Васильевич столь уважительно вести беседы о действительно важных проблемах.
Слайд 10Любовь Базарова
Любовь Базарова оказалась настолько могучей и неудержимой, что разрушила все
плотины и дамбы надуманных запретов и теорий и грубо вырвалась наружу в виде прямолинейного признания. Гениально передано писателем развитие чувства героя, психологическое состояние его и её, трепетная, загадочная атмосфера в комнате, “таинственное шептание” ночи, дрожание рук и бушующая “сильная и тяжёлая страсть” Базарова. Вот где и романтика, и любовь, и темперамент, и характер!
Слайд 11Базаров в кругу своих «учеников»
Базаровские ученики в романе — Аркадий, Ситников
и отчасти Кукшина — оттеняют масштаб и исключительность своего учителя. Аркадий лишь ненадолго увлекается идеями Базарова, в мыслях, чувствах, поступках он остаётся сыном своего отца. Он мягок, лиричен, склонен к мечтательности и, как только расходится с Базаровым, он влюбляется в Катю. Жизнь одиночки, борца за дело не для него; “мякенький, либеральный барич”, — аттестует Аркадия Базаров.
Слайд 12Базаров в кругу своих «учеников»
Образы Ситникова и Кукшиной обрисованы в романе
с карикатурной резкостью. Для Ситникова и Кукшиной нигилизм, эмансипация — только маски, в отличие от Базарова они отрицают не “в силу ощущения”, а потому, что это модно. . “Ситниковы нам необходимы, — объясняет Базаров Аркадию. — Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать!” Ситниковы нужны Базарову для наращивания массы, для “грязной работы” — распространения нигилистических идей в широких слоях общества.
Слайд 13«Отцы и дети» в русской критике
“Отцы и дети” вызвали целую бурю
в мире литературной критики. После выхода романа появилось огромное число совершенно противоположных по своему заряду критических откликов и статей, что косвенно свидетельствовало о простодушии и невинности русской читающей публики.
Слайд 14М.А. Антонович, публицист журнала “Современник”
. В статье “Асмодей нашего времени” (“Современник”, 1862,
№ 3) Антонович отказывал роману в художественности, упрекал Тургенева в пристрастности, а в Базарове увидел карикатуру на поколение детей.
Слайд 15Н.Н. Страхов, автор статьи ”Отцы и дети” И.С. Тургенева”
“Написать роман с
прогрессивным и ретроградным направлением — ещё вещь не трудная. Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний”, — писал критик.
Слайд 16Д.И. Писарев о Базарове
Базаров — человек реального, полезного дела.
Слайд 17Автор о герое
Тургенев писал: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до
половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…”
Слайд 18Авторская позиция
Сам Тургенев был настолько изумлён всеобщим непониманием его романа, обвинениями
в тенденциозности, пристрастности, что счёл нужным объясниться со своими читателями и написал статью “По поводу “Отцов и детей”. В ответ на вопрос, почему он изобразил Базарова именно таким, Тургенев пишет: “Это жизнь так складывалась…”
Слайд 19Использованные ресурсы
http://ptiburdukov.ru
http://www.literaturus.ru/
k-i-rudakov-pavel-kirsanov
k-i-rudakov-bazarov-1946
Anna-Sergeevna-Odincova-otcy-i-deti-hudozhnik-D-Borovskij
k-i-rudakov-arkadij-kirsanov
illjustracija-kukshina-boklevskij-otcy-i-deti
sitnikov-film-otcy-i-deti-3
illjustracija-otcy-i-deti-fotograficheskaja-kompozicija-bazarov-odintsova