Слайд 1Образ лошади в русской литературе
Выполнила ученица 6 Б: Яшкина Валерия
Учитель :
Гончар Н.Н
Слайд 2Вся русская литература высоконравственна. Она учит добру, любви. В том числе
ко всему живому. Но сейчас человек утрачивает нравственные качества. Необходимо остановить человека, чтобы он внимательно к себе присмотрелся. Во многих произведениях, которые мы изучаем в школе, есть образ какого-либо животного. Я задумалась над тем, какую роль играют животные в художественных произведениях, в частности, лошадь? И может ли это животное помочь человеку стать чище, лучше, добрее?
Обоснование темы
Слайд 3
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно
с уверенностью
утверждать, что не может быть добрым
тот, кто жесток с животными.
Артур Шопенгауэр
Слайд 4Для чего в произведениях дан образ лошади?
Как изображается лошадь?
Каким изображается человек
рядом с лошадью?
Гипотеза
Если в произведении дается образ лошади, то через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества.
Цель исследования
Определить значимость образа лошади в произведениях русской литературы.
Проблемы
Слайд 5Задачи исследования
Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ лошади.
Проанализировать и
выделить проблемы, поднятые в этих произведениях.
Найти параллели в изображении лошади и человека.
Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ лошади.
Методы исследования
Чтение произведений, анкеты, изучение научно-популярной литературы
Слайд 6Объект исследования
Художественные произведения:
Б. Слуцкий «Лошади в океане».
А П
Чехов. Рассказ«Тоска».
К.Паустовский «Тёплый хлеб».
В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
А.И. Куприн «Изумруд».
Б. Васильев «Великолепная шестёрка».
Слайд 7Б. Слуцкий стихотворение «Лошади в океане».
Животные
не рассчитали своих сил. Лошади постепенно теряют силы, не желая оказаться на дне океана, чувствуя свою гибель, они заржали, «возражая тем, кто в океане их топил, а может быть, призывая на помощь людей.
Слайд 8Б. Слуцкий стихотворение «Лошади в океане».
Жестокий, равнодушный, бесчувственный человек виновен
в гибели беззащитных, добрых, доверчивых животных
А ведь человек в ответе за всех, кого приручил!
Слайд 9
В.В Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
Первоначало стихотворение называлось «Отношение к
лошадям» и было опубликовано газетой «Новая жизнь» в июне 1918 г.
Слайд 10Образ толпы
Разноликая и в то же время одинаковая в своем жестоком
и бездушном смехе над несчастным животным.
Жестокая толпа теряет интерес к истории с лошадью.
В.В. Маяковский мастерски показывает ее немое равнодушие с помощью метафоры:
Улица опрокинулась
течет по-своему.
Слайд 11Образ лирического героя
Лирический герой далек от тех, кого лишь
позабавила эта обыденная сценка городской жизни. Он почувствовал «какую-то общую звериную тоску» и утешает лошадь, как ребенка. Слово сочувствия сделало чудо: оно придало сил лошади, которая что-то сказала по-своему, рванулась и смогла встать на ноги.
Слайд 12Вывод
Люди в этом стихотворении показаны жестокими, бесчувственными, грубыми. В отличие
от них лирический герой способен на сострадание, сочувствие. Доброе отношение к животным способно сделать чудо!
Слайд 13А. П. Чехов «Тоска»
Главный герой, Иона Потапов, одинок, печален, погружен в
раздумья.
Жители города замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти. Они черствы, неотзывчивы, бездушны.
Образ лошади.
Старая, заезженная, уставшая от работы. Но лошадь оказывается единственным живым существом, которое способно выслушать несчастного старика.
Слайд 14А. П. Чехов «Тоска»
Главный герой рассказа показан страдающим, тоскующим,
одиноким, печальным в бездушном городе.
И только животное, лошадь, способна выслушать, понять, утешить человека и посочувствовать ему.
Слайд 15Б. Васильев «Великолепная шестёрка»
Это рассказ о человеческом безразличии, черствости, равнодушии. Он
заставил задуматься о внимании к людям, окружающим нас.
Мальчики были самолюбивыми и жестокими, способными погубить ни в чем не повинных лошадей, им было все равно, что будет с лошадьми.
Слайд 16Б. Васильев «Великолепная шестёрка»
Через отношение к животным мы лучше
узнаем черты характера мальчишек и их взаимоотношения друг с другом и окружающими. Они показаны жестокими, эгоистичными, безжалостными, равнодушными.
Слайд 17А.И. Куприн «Изумруд»
В данном произведении главный герой рассказа – жеребец, который
при всей своей любви к человеку часто встречает незаслуженное наказание и не понимает, почему так происходит.
Животные в рассказе описаны, как творения божественной красоты.
Люди представлены, как неумелые, грязные и жестокие существа.
Слайд 18А.И. Куприн «Изумруд»
Произведение показывает несправедливость современного мира, преобладание алчности
и жестокости, над такими человеческими качествами, как сострадание, понимание и доброта.
Произведение основано на реальных событиях, остается задуматься, как же часто мы забываем о честности и справедливости, а страдают от этого наши братья меньшие…
Слайд 19К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
Жители села по-доброму относятся к лошади и
помогают в меру своих сил.
Филька - злой и агрессивный мальчик, равнодушный к окружающим и чужим заботам, больно обидел коня. Нет в его сердце доброты ни к людям, ни к животным.
Бездушие обернулось катастрофой для деревни: наступил лютый холод, предвестник голодной смерти.
Слайд 20К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
Развязкой сказки становится примирение
мальчика и коня, раскаяние одного и прощение другого. Паустовский говорит о душевной щедрости, сострадании, отзывчивости. Хорошие мысли и поступки отзываются добром, а черствость неизбежно оборачивается злом и бедами.
Слайд 21Выводы:
Показывая жизнь лошади, авторы художественных произведений подчеркивают нравственное, духовное состояние человека,
который находится рядом с лошадью. Образ лошади рисуется благороднее, чище. Значит, авторы хотят, чтобы человек задумался о себе, о своем отношении не только к животным, но и ко всему, что его окружает, о своей душе.
Необходимо остановиться каждому человеку и внимательно к себе присмотреться, задуматься о том, какую роль играют животные в нашей жизни.
- человек и животное - это часть природы, они равноправны,
- лошадь всегда полезна человеку,
- отношение человека к лошади показывает нравственные качества человека: злой он или добрый, ответственный или равнодушный, заботливый или бездушный, корыстный или милосердный.
Слайд 22Любите ли вы книги про животных?
Слайд 23Кто из животных может быть другом человека?
Слайд 25Может ли лошадь быть другом человеку?
Слайд 26Может ли лошадь превосходить человека? В чём?
Слайд 27Как вы думаете, в наше время науки и техники нужна ли
человеку лошадь?
Слайд 28В каких произведениях встречается образ лошади?
«Тёплый хлеб» - 22 человека.
«Бежин луг»
- 13 человек.
«Мустанг – иноходец» - 1 человек.
«Кавказский пленник» - 2 человека.
«Чёрная стрела» - 3 человека.
«Лошадиная фамилия» - 2 человека.
Слайд 29Наши рекомендации
Если вы имеете животное, вы ответственны за него.
Животное рядом
с вами показывает, каковы вы.
Постарайтесь больше общаться с животным, изучите его характер и полюбите его.
Читайте больше произведений о животных, писатели откроют вам много интересного и полезного о них и о вас самих.
Е.А. Евтушенко писал:
«Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя».
Слайд 30 «Когда умрёт последний конь – мир рухнет, потому что самые
лучшие люди – это кони»
В. Шукшин