Слайд 1Презентация
Прочитаем вместе
Константин Паустовский
Рассказ «Жильцы старого дома»
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4Константин Паустовский
Рассказ «Жильцы старого дома»
Слайд 5Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась
кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы.
Слайд 7Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не
торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом,
зажмурившись,
тер изо всей силы
обслюненной лапой у себя за ухом.
Слайд 9Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с
лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости.
Маленький рыжий
пес стоял рядом.
Одно ухо у него завернулось.
Слайд 10Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану — хотел
обнюхать этого загадочного зверя.
— Ах, вот как!
Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.
Слайд 11
Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла
всякую прелесть. Нечего было и думать о том, чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить приходилось с опаской, на цыпочках, почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика.
Слайд 13
У Степана, как у всех котов, были твердые привычки. Он любил
по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьев, ловить желтых бабочек - капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же такому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.
Слайд 17Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и
съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком — и всё сошло, Степан даже не заболел. Но никогда еще ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы Степана вздрагивали от негодования.
Слайд 18Один только раз за всё лето
Степан,
сидя на крыше,
усмехнулся.
Слайд 19Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной
водой — в нее бросали корки черного хлеба
для кур. Фунтик
подошел к миске
и осторожно
вытащил из воды
большую размокшую корку.
Слайд 20Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом.
Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.
Слайд 21Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него
что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Степан знал, что это значит, — петух разъярялся.
Слайд 22Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и
клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.
Слайд 23Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и
с отвращением отшвырнул ее в сторону — должно быть, от корки пахло псиной.
Слайд 25Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез
и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки.
Слайд 27Но гораздо страшнее петуха была худая черная курица. На шее у
нее была накинута шаль из пестрого пуха, и вся она походила на цыганку- гадалку. Купили эту курицу напрасно. Недаром старухи по деревне говорили, что куры делаются черными от злости.
Слайд 28Курица эта летала, как ворона, дралась и по нескольку часов могла
стоять на крыше и без перерыва кудахтать. Сбить ее с крыши, даже кирпичом, не было возможности. Когда мы возвращались из лугов или из леса, то издалека была уже видна эта курица — она стояла на печной трубе и казалась вырезанной из жести.
Слайд 29Нам вспоминались средневековые харчевни — о них мы читали в романах
Вальтера Скотта. На крышах этих харчевен торчали на шесте жестяные петухи или куры, заменявшие вывеску.
Слайд 30Так же, как в средневековой харчевне, нас встречали дома бревенчатые темные
стены,
законопаченные
желтым мхом,
пылающие поленья
в печке и запах тмина.
Почему-то старый дом
пропах тмином и древесной трухой.
Слайд 31Романы Вальтера Скотта мы читали в пасмурные дни, когда мирно шумел
по крышам и в саду теплый дождь. От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струей из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зеленая лягушка. Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала.
Слайд 33Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. Раз
в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода. Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.
Слайд 35Иногда по вечерам лягушка приходила
в дом. Она прыгала через порог
и
часами могла
сидеть и смотреть
на огонь керосиновой лампы.
Слайд 36
Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал лягушку. Но потом
мы догадались, что лягушка приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку.
Слайд 38Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зеленых
мошек. Должно быть, он казался лягушке большим алмазом,
где, если долго
всматриваться,
можно увидеть
в каждой грани
целые страны с золотыми
водопадами и радужными звездами.
Слайд 39Лягушка так увлекалась этой сказкой, что ее приходилось щекотать палкой, чтобы
она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо, — на его ступеньках ухитрялись расцветать одуванчики.
Слайд 40Во время дождя кое - где протекала крыша. Мы ставили на
пол медные тазы. Ночью вода особенно звонко и мерно капала в них, и часто этот звон совпадал с громким тиканьем ходиков.
Слайд 41Ходики были очень веселые — разрисованные пышными розанами и трилистниками. Фунтик
каждый раз, когда проходил мимо них, тихо ворчал — должно быть, для того, чтобы ходики знали, что в доме есть собака, были настороже и не позволяли себе никаких вольностей — не убегали вперед на три часа в сутки или не останавливались без всякой причины.
Слайд 44В доме жило много старых вещей. Когда - то давно эти
вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и
рассыхались
на чердаке и
в них копошились мыши.
Слайд 45
Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам
и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времен севастопольской обороны, то огромную тяжелую книгу с гравюрами из древней истории, то, наконец, пачку переводных картинок.
Слайд 47Мы переводили их. Из - под размокшей бумажной пленки появлялись яркие
и липкие виды Везувия, итальянские ослики, убранные гирляндами роз, девочки в
соломенных шляпах
с голубыми атласными
лентами, играющие
в серсо, и фрегаты,
окруженные пухлыми мячиками порохового дыма.
Слайд 48Как - то на чердаке мы нашли деревянную черную шкатулку. На
крышке ее медными буквами была выложена английская надпись: «Эдинбург. Шотландия. Делал мастер Гальвестон».
Слайд 49Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с нее пыль и открыли
крышку. Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами.
Около каждого
валика сидела
на бронзовом рычажке
медная стрекоза, бабочка или жук.
Слайд 50Это была музыкальная шкатулка. Мы завели ее, но она не играла.
Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз — шкатулка была испорчена.
Слайд 51За вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне. Все сошлись
на том, что это был веселый пожилой шотландец в клетчатом Жилете и кожаном фартуке. Во время работы, обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку о почтальоне, чей рог поет в туманных долинах, и девушке, собирающей хворост в горах.
Слайд 54Как все хорошие мастера, он разговаривал с теми вещами, которые делал,
и предсказывал им их будущую жизнь. Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта черная шкатулка попадет из-под бледного шотландского неба в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии, а все остальное совсем не похоже на эту далекую северную страну.
Слайд 57С тех пор мастер Гальвестон стал как бы одним из невидимых
обитателей старого деревенского дома. Порой нам даже казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнется дымом из трубки.
Слайд 58А когда мы что - нибудь сколачивали — стол в беседке
или новую скворечню — и спорили, как держать фуганок или пригнать одну к другой две доски, то часто ссылались на мастера Гальвестона, будто он стоял рядом и, прищурив серый глаз, насмешливо смотрел на нашу возню. И все мы напевали последнюю любимую песенку Гальвестона:
Прощай, звезда над милыми горами!
Прощай навек, мой теплый отчий дом...
Слайд 60Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани,
и в конце концов
забыли о ней.
Слайд 62
Но как - то осенью, поздней осенью, в старом и гулком
доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто - то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия:
В милые горы
Ты возвратишься...
Слайд 64Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую
минуту мы испугались,
и даже Фунтик
слушал, осторожно
подымая то одно,
то другое ухо.
Очевидно, в шкатулке
соскочила какая - нибудь пружина.
Слайд 66Шкатулка играла долго, то останавливаясь,
то снова наполняя
дом таинственным
звоном, и
даже ходики притихли от изумления.
Слайд 68Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились,
но заставить ее снова играть мы не смогли.
Слайд 70Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там
одна в пустых нетопленых комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но ее уже некому слушать, кроме пугливых мышей.
Слайд 71Мы долго потом насвистывали мелодию о милых покинутых горах, пока однажды
нам ее не просвистел пожилой скворец, — он жил в скворечне около калитки. До тех пор он пел хриплые и странные песни, но мы слушали их с восхищением.
Слайд 73Мы догадывались, что эти песни он выучил зимой в Африке, подслушивая
игры негритянских детей. И почему-то мы радовались, что будущей зимой где- то страшно далеко, в густых лесах на берегу Нигера, скворец будет петь под африканским небом песню о старых покинутых горах Европы.
Слайд 74Каждое утро на дощатый стол в саду мы насыпали крошки и
крупу. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки. У синиц были белые пушистые щеки, и когда синицы клевали все сразу, то было похоже, будто по столу торопливо бьют десятки белых молоточков.
Слайд 75Синицы ссорились, трещали, и этот треск, напоминавший быстрые удары ногтем по
стакану, сливался в веселую мелодию. Казалось, что в саду играл на старом столе живой щебечущий музыкальный ящик.
Слайд 76Среди жильцов старого дома, кроме Фунтика, кота Степана, петуха, ходиков, музыкального
ящика, мастера Гальвестона и скворца, были еще прирученная дикая утка, еж, страдавший бессонницей, колокольчик с надписью «Дар Валдая» и барометр, всегда показывавший «великую сушь». О них придется рассказать в другой раз — сейчас уже поздно.
Слайд 77Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра
музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона — я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно.