Слайд 1Презентация
Прочитаем вместе
Константин Паустовский
Рассказ «Жёлтый свет»
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 3Константин Паустовский
Рассказ "Жёлтый свет"
Слайд 4 Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом,
будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу,
из окна, и ярче
всего освещал
бревенчатый потолок.
Слайд 6Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный.
Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.
Слайд 8Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро.
До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.
Слайд 9Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей
– от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.
Слайд 10 Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками,
лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.
Слайд 11В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого
стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.
Слайд 13Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под
свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
Слайд 15
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели
по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
Слайд 17 Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти
все старики делаются с возрастом корзинщиками),
рассказал мне
сказку об осени.
До тех пор я эту
сказку никогда не слышал,– должно быть, Прохор ее выдумал сам.
Слайд 19– Ты гляди кругом,– говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть,– ты
присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. Гляди, объясняй. А то скажут: зря учился. К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомек, что человек в этом деле – главный ответчик.
Слайд 20Человек, скажем, выдумал порох. Враг его разорви вместе с тем порохом!
Сам я тоже порохом баловался. В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку.
Слайд 21Шел дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят
желтые веселые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. Дурак ударил по ним из обоих стволов – и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Небось видел в лесу – есть лист желтый и есть лист красный.
Слайд 24До того времени вся птица зимовала у нас. Даже журавль и
тот никуда не подавался. А леса и лето и зиму стояли в листьях, цветах и грибах. И снега не было. Не было зимы, говорю. Не было! Да на кой она ляд сдалась нам зимa, скажи на милость?! Какой с нее интерес?
Слайд 25
Убил дурак первую птицу – и загрустила земля. Начались с той
поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. Так - то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.
Слайд 27 – Что беречь?
– Ну,
скажем, птицу разную. Или лес. Или воду, чтобы прозрачность в ней была. Все, брат, береги, а то будешь землей швыряться и дошвыряешься до погибели.
Слайд 28 Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть
по - настоящему, надо убедить
себя, что ты
видишь это
впервые в жизни.
Так было и с осенью.
Слайд 30Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей
жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я
не видел раньше,
когда осени проходили,
не оставляя никакого
следа, кроме памяти
о слякоти и мокрых московских крышах.
Слайд 31Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на
земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.
Слайд 32Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую,
фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из - за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе.
Слайд 33А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками,
все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой.
Слайд 34
Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев
пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.
Слайд 37Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал
на темную воду и отражался от нее. Полосы солнечных
отблесков от волн,
поднятых веслами,
мерно бежали по
берегам, поднимаясь
от воды и потухая
в вершинах деревьев.
Слайд 38 Полосы света проникали в гущу трав и кустарников, и на
одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок, будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды.
Слайд 39 Свет открывал то черные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими
ягодами, то огненные шапки мухоморов, как будто забрызганные мелом, то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.
Слайд 40 Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать
ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось.
Слайд 42
Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья,
но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Слайд 44 Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший
от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и
уловить очень
чистые и точные
звуки осенней земли.
Слайд 45Как - то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу.
Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями.
Слайд 46Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на
книги, а то дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.
Слайд 48 Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над
черным лесистым краем,
и только колотушка
сторожа доносится
с деревенской околицы.
Слайд 50 Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен
под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Слайд 51
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился
от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот.
Слайд 53
Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти
нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе.
Слайд 55 Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь,
дрожали в воде озер, тускнели в зарослях, где дремали волки, и отражались на чешуе рыб, спавших на отмелях в Старице и Прорве.
Слайд 56 К рассвету загорался зеленый Сириус. Его низкий огонь всегда запутывался
в листве ив.
Слайд 57 Юпитер закатывался в лугах над черными стогами и сырыми дорогами
Слайд 58А Сатурн поднимался с другого края неба, из лесов, забытых и
брошенных по осени человеком.
Слайд 59Звездная ночь проходила над землей, роняя холодные искры метеоров, в шелесте
тростников, в терпком запахе осенней воды.
Слайд 60В конце осени я встретил на Прорве Прохора. Седой и косматый,
обвяленный рыбьей чешуей, он сидел под кустами тальника и удил окуней.
Слайд 61На взгляд Прохору было лет сто, не меньше. Он улыбнулся беззубым
ртом, вытащил из кошелки толстого очумелого окуня и похлопал его по жирному боку – похвастался добычей.
Слайд 62До вечера мы удили вместе, жевали черствый хлеб и вполголоса разговаривали
о недавнем лесном пожаре.
Слайд 63Он начался около деревушки Лопухи, на поляне, где косари забыли костер.
Дул суховей. Огонь быстро погнало на север. Он двигался со скоростью двадцати километров в час. Он гудел, как сотни самолетов, идущих бреющим полетом над землей.
Слайд 64В небе, затянутом дымом, солнце висело, как багровый паук на плотной
седой паутине. Гарь разъедала глаза. Падал медленный дождь из золы. Он покрывал серым налетом речную воду.
Слайд 65Иногда с неба слетали березовые листья, превращенные в пепел. Они рассыпались
в пыль от малейшего прикосновения.
Слайд 66 По ночам угрюмое зарево клубилось на востоке, по дворам тоскливо
мычали коровы, ржали лошади, и на горизонте вспыхивали белые сигнальные ракеты – это красноармейские части, гасившие пожар, предупреждали друг друга о приближении огня.
Слайд 67Возвращались мы с Прорвы к вечеру. Солнце садилось за Окой. Между
нами и солнцем лежала серебряная тусклая полоса. Это солнце отражалось в густой осенней паутине, покрывшей луга.
Слайд 68Днем паутина летала по воздуху, запутывалась в нескошенной траве, пряжей налипала
на весла, на лица, на удилища, на рога коров. Она тянулась с одного берега Прорвы на другой и медленно заплетала реку легкими и липкими сетями. По утрам на паутине оседала роса. Покрытые паутиной и росами ивы стояли под солнцем, как сказочные деревья, пересаженные в наши земли из далеких стран.
Слайд 70На каждой паутине сидел маленький паук. Он ткал паутину в то
время, когда ветер нес его над землей. Он пролетал на паутине десятки километров. Это был перелет пауков, очень похожий на осенний перелет птиц. Но до сих пор никто не знает, зачем каждую осень летят пауки, покрывая землю своей тончайшей пряжей.
Слайд 72Дома я отмыл паутину с лица и затопил печь. Запах березового
дыма смешивался с запахом можжевельника. Пел старый сверчок, и под полом ворошились мыши. Они стаскивали в свои норы богатые запасы – забытые сухари и огарки, сахар и окаменелые куски сыра.
Слайд 74 Глубокой ночью я проснулся. Кричали вторые петухи, неподвижные звезды горели
на привычных местах, и ветер осторожно шумел над садом, терпеливо дожидаясь рассвета.
Слайд 77
Тема, основная мысль и проблематика
Тема рассказа – впечатления писателя об осени,
о которой рассказчик уверяет себя, что она первая и последняя.
Основная мысль состоит в том, что на земле нет мест, «не дающих никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению».
Писатель поднимает проблему любви к родной земле и её природе, родине и её обитателям, проблему ответственности человека перед природой и обществом, перед собственной совестью.
Слайд 78Художественное своеобразие
Жёлтый свет от листьев, освещающий всё вокруг и меняющий смысл
и душу предметов и явлений – лейтмотив рассказа. Этот образ многозначен. Первоначально жёлтый свет отбрасывают опавшие за ночь листья. Этот свет похож на солнечный. Лица людей от него кажутся загорелыми, а страницы книг - покрытыми слоем воска. Этот свет вдруг делает человека счастливым. Ведь счастье для Паустовского в незаметных вещах.
Жёлтый свет происходит от жёлтого цвета – цвета солнца, нарядных листьев и жёлтых весёлых птиц иволг, зазывающих гостей.
Слайд 79Художественное своеобразие
Жёлтому счастливому свету и цвету в рассказе противопоставлен серый цвет.
Это для Паустовского цвет смерти. С него начинается рассказ (серое утро), он возникает в истории пожара – медленного дождя из золы, покрывающего серым налётом речную воду, превращённых в пепел берёзовых листьев.
Слайд 80Художественное своеобразие
Серая паутина поздней осени тоже символизирует смерть. Вернувшись домой, герой
отмыл паутину с лица и затопил печь. Это своеобразное противостояние смерти, ведь недаром в следующих предложениях Паустовский описывает поющего сверчка, мышей, стаскивающих в норы запасы и даже терпеливо дожидающийся рассвета ветер. Природа не умирает ни от прихода осени, ни от глупости людей.
Слайд 81Художественное своеобразие
Важнейший образ рассказа – паук и паутина. Для писателя это
символы чего-то необъяснимого, и поэтому зловещего, пугающего. Никто не знает, почему пауки каждую осень летят на паутине, зачем они ткут её в полёте. Опутанный паутиной мир превращается в сказочный, как во время пожара в небе, затянутом дымом, солнце висит, как багровый паук.