Слайд 1Проблема нравственного выбора
( по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)
Слайд 2Цель:
Познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова «Ионыч».
Показать трагизм повседневно-будничного существования и
духовного оскудения личности в рассказе, раскрыть степень личной ответственности героя за свою жизнь.
Совершенствовать умение анализировать художественное произведение, концентрировать внимание на обсуждаемой проблеме, собирать и обрабатывать информацию, творчески осмысливать возможности ее применения, определять собственную точку зрения и защищать её.
Развивать коммуникативную культуру.
Способствовать воспитанию толерантности, поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.
Слайд 3Оборудование:
Кафедра для выступлений спикеров, телевизор, ноутбук, презентация.
Формат дебатов предусматривает:
участие двух команд,
состоящих из трех человек (Speakers). Одна команда (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая (Opposers) – опровергает его;
участники заранее знакомятся с ролями и регламентом;
команды имеют право на 2-минутный тайм-аут для консультации друг с другом для ответа на вопросы;
для фиксации времени, отведённого на выступления и ответы на вопросы выбираются два Time-keepers.
для выполнения учебной задачи совершенствования грамматических навыков, вопросы задают учащиеся, не вошедшие в команды в результате жеребьёвки;
функции жюри также возложены на учащихся;
роли и регламент определены заранее.
Слайд 4Нравственный выбор – это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта
поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками.
Слайд 5Осмысление темы, постановка проблемы, формулировка тезисов.
Судьба человека полностью зависит от общества
и среды, которая его окружает
Человек – хозяин своей судьбы, он в силах совершить правильный выбор и изменить ее к лучшему
Слайд 6Правила ведения дебатов
Уважение к противнику
Главное - не делать скоропалительных выводов,
не скатываться до личных оскорблений и навешиваний ярлыков. Самое важное в любом споре уважать любую точку зрения противника и суметь её принять.
Логический такт
Если спорщик в ходе дискуссии понимает, что был не прав, то есть доводы противника достигли своей цели, лучше признать это, а не упорствовать, заводя спор в тупик. Однако слишком быстро и легко соглашаться с правильностью выводов тоже не принято.
Позволительные уловки в споре
В правилах хорошего тона принято брать в споре тайм-аут, приостанавливать его или обратиться за советом к третьей, авторитетной для обоих, независимой стороне. Это возможно в тех случаях, когда аргументы иссякли или спор зашел в логический тупик.
Непозволительные уловки
Угрозы, хулиганские выходки, открытые, публичные оскорбления, драка, переход на личности
Компетентность спорщиков
Дискуссию стоит начинать только в том случае, если обе стороны хорошо разбираются в теме спора. Внимание к собеседнику. Открытое слушание поможет понять основную концепцию оппонента и принять или опровергнуть его мысль весомыми доводами. Потому так важно тщательно и спокойно выяснять мнения противника.
Сохранение спокойствия
Это правило поможет вести высокоинтеллектуальный спор, основанный на уважении и толерантности. Все доводы, не относящиеся к предмету спора, возможно отвести только в таком состоянии.
Простота и конкретика
В ходе ведения спора не нужно «забивать» собеседника неологизмами, сленговыми выражениями
Слайд 7Схема ведения дебатов
1 спикер
1 спикер
Перекрестный допрос
5 минут 1 минута 5 минут
2 спикер 2 спикер
Перекрестный допрос
3 минуты 1 минута 3 минуты
3 спикер 3 спикер
3 минуты 3 минуты
Слайд 11Вывод. Обобщение.
Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с
ней... Никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины
М. Горький
В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
А. Чехов
Чехов считал, что многое зависит от самого человека, что истинный человек способен противостоять влиянию среды.
Благородная цель, труд и любовь - вот то, что может победить пошлость.
Слайд 12Пошлость
(ст.слав. – пошлина, налог) – состояние бытия (действий, мыслей, слов, чувств,
отношений, творений), характеризующееся отсутствием высокого идеала или нежеланием стремиться к нему по причине душевной лени или духовного бессилия. Пошлость проявляется в низких нравственных отношениях, в безвкусной одежде, в грубых словах и действиях, в хамстве, в банальных мыслях, в застое и омертвлении чувств и т.д. Пошлость разрушительна, она убивает живое в человеке, тянет его назад от нравственного идеала и духовного развития.