Слайд 1Практическое руководство
по выполнению
исследовательских работ
младшими школьниками
(гуманитарное направление)
Учитель русского языка
и литературы
ГБОУ СОШ
с. Сосновый Солонец
Белоусова Е.И.
Слайд 2Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
«Сократ ничего не
писал, он вёл беседы с
людьми, стараясь вызвать в уме собеседника
правильное понимание того дела,
которого касалась беседа. Их Сократ
называл родовспомогательным
искусством, так как оно помогало
собеседнику родить правильное
понимание.».
Слайд 3Главная функция учебно-исследовательской деятельности в начальной школе
Сохранение исследовательского
поведения учащихся как
средства развития познавательного
интереса
и
становления мотивации к учебной
деятельности.
Слайд 4Виды предоставляемых
к рассмотрению работ
Проблемно-реферативная
Проблемно-поисковая
Опытно-экспериментальная
(Из Положения конференции
«Мои маленькие открытия»)
Слайд 5Проблемный реферат
Ученик – аналитик.
Внимательно, вдумчиво читает.
Выделяет и пересказывает основные
мысли других людей.
Сопоставляет их с данными других
изысканий и обыденными представлениями
Находит подтверждения изложенных
фактов.
Слайд 6Реферат как результат исследовательского труда
Требование 1-ое.
Работа на
основе нескольких источников информации
(книги, материалы периодической
печати, интернет, телевидение,
мнение специалистов).
Слайд 7Реферат как результат исследовательского труда
Требование 2-ое.
Методы поиска материалов
(подумай самостоятельно;
посмотри книги о
том, что исследуешь; спроси у других
людей, обратись к компьютеру,
посмотри в глобальной сети;
понаблюдай, проведи опрос).
Слайд 8Реферат как результат исследовательского труда
Требование 3-ье.
Сравнительный анализ.
Требование 4-ое.
Собственное мнение
о проблеме,
заявленное теме.
Слайд 9 3 группы тем исследований
( по Савенкову)
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
(гуманитарная направленность)
Слайд 10Теоретические темы
изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных
книгах, фильмах и других подобных источниках
интерес ученика к анализу и синтезу
способность к классификации
любовь к суждениям и умозаключениям.
хорошо развитое ассоциативное мышление
и интуиция
Слайд 11Методика «Продолжи исследование»
Чтение отрывка из литературы
Выяснение заинтересовавшихся в разработке темы
Продолжение
исследования
Слайд 12Формулировки тем
гуманитарных исследований
Слайд 13Формулировки тем
гуманитарных исследований
Слайд 14Уроки русского языка и литературы –
учебное исследование
Лексические единицы (фразеологизмы, синонимы,
антонимы) в русских народных сказках (в речи ребёнка и взрослого). Создание проблемной ситуации: зачем, сколько?
Морфологические единицы (глаголы,
прилагательные, слова, обозначающие
числа) в русских народных сказках.
Слайд 15Уроки русского языка и литературы –
учебное исследование
Выразительные средства (эпитеты, олицетворение,
сравнения) в стихах, в рассказах о природе (в рассказах Паустовского, Бианки и т.п.)
Проблемы чтения в современном
обществе.
Проблемы письма в современном
обществе.
Слова-паразиты в нашей речи
Слайд 16Исследование «Детские журналы»
Цель:
выяснить, приносят ли современные журналы пользу детям,
если приносят,
то какую.
Задачи.
1.Проанализировать информацию по теме и узнать, какие
журналы издаются для детей.
2. Выяснить историю создания детских журналов
в нашей стране.
3. Узнать, какие журналы читают дети в XXI веке.
4. Составить рейтинг самых популярных детских
журналов, являющихся средством воспитания
детей.
5. Доказать, что чтение современных журналов
приносит пользу детям.
Слайд 17Гипотеза
Предположим, что современные детские
журналы и учат, и воспитывают.
Методы:
знания
из опыта
изучение энциклопедических материалов
опрос работников библиотек,
читателей
поиск информации в интернете
наблюдение за читателями в
читальном зале
Слайд 22Вопросный план текста выступления
1. Почему избрана эта тема?
2. Какую цель преследовало
исследование?
3. Какие ставились задачи?
4. Какая гипотеза проверялась?
5. Какие использовались методы исследования?
6. Каким был план исследования?
7. Какие результаты получены?
8. Какие выводы сделаны по итогам исследования?
Слайд 23Требования к презентации
строгая и лаконичная форма, как и у самого
доклада
количество слайдов примерно совпадает с количеством минут доклада
порядок слайдов соответствует
плану доклада
на слайдах то, что упоминается
в устной речи.
Слайд 24
«Если хочешь научить меня чему-то, позволь
мне идти медленно... Дай мне
приглядеться... Потрогать
и подержать в
руках... Послушать... Понюхать...
И, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти
самостоятельно! Только,
пожалуйста, не торопи меня!»
Американский педагог Анна Рoговин