Презентация, доклад Подготовка к итоговому сочинению (11 класс)

Содержание

Хроника событий17 ноября 2013 года. Президент РФ В. В. Путин дал правительству поручение, в котором велел ввести публичную защиту учениками школ «индивидуальных проектов в форме сочинения» (см. http://www.gazeta.ru/social/2013/11/27/5772397.shtml)«Было бы правильно ввести курс классической русской литературы во

Слайд 1Подготовка к итоговому выпускному сочинению

Подготовка к итоговому выпускному сочинению

Слайд 2Хроника событий
17 ноября 2013 года. Президент РФ В. В. Путин дал

правительству поручение, в котором велел ввести публичную защиту учениками школ «индивидуальных проектов в форме сочинения»
(см. http://www.gazeta.ru/social/2013/11/27/5772397.shtml)

«Было бы правильно ввести курс классической русской литературы во всех вузах страны, включая технические вузы и военные, средние и высшие учебные заведения».
Карен Шахназаров (http://www.moeobrazovanie.ru/vypusknoe_sochinenie_po_literature.html)

«Экзамен по литературе должен быть обязательным для поступления во все вузы страны… Проводиться это испытание должно не в форме теста, а в форме полноценного сочинения». Алексей Варламов (http://www.moeobrazovanie.ru/vypusknoe_sochinenie_po_literature.html)

«ЕГЭ воспитывает не думающего человека. Сочинение воспитывает человека духовно богатого».
Александр Проханов (http://www.vesti.ru/doc.html?id=1157582&1157582)

«Не так уж важно, о чем школьники будут писать сочинения – на свободную тему или по литературным произведениям, тут должно быть разнообразие и гармоничное сочетание, хотя в основе должна лежать классическая литература. Важно, чтобы они умели размышлять над главными проблемами жизни».
Борис Тарасов (http://filologi2012.ucoz.ru/news/sochinenie_mozhet_vernutsja_v_shkolu_kak_vypusknoj_ehkzamen/2013-11-23-104)

Хроника событий17 ноября 2013 года. Президент РФ В. В. Путин дал правительству поручение, в котором велел ввести

Слайд 3Методические пособия для учителя и учащихся

Методические пособия для учителя и учащихся

Слайд 4Элективный курс «Подготовка к итоговому выпускному сочинению по литературе» (34 часа)
Включение

заданий, формирующих необходимые умения в уроки литературы .
Элективный курс «Подготовка к итоговому выпускному сочинению по литературе» (34 часа)Включение заданий, формирующих необходимые умения в уроки

Слайд 5Формируемые умения: создавать связный текст на заданную тему.

анализ формулировок тем сочинения, способы

сужения темы;
осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме;
отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;
формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации);
продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы;
речевое оформление текста;
оптимальные формы работы с черновиком.

Формируемые умения: создавать связный текст на заданную тему.анализ формулировок тем сочинения, способы сужения темы; осмысление возможной проблематики

Слайд 6Сочинение по литературе (ЕГЭ) и итоговое сочинение

Сочинение по литературе (ЕГЭ) и итоговое сочинение

Слайд 71 полугодие:
Общие требования к структуре сочинения, рекомендации по работе с черновиком

и планом сочинения, приёмы работы над композицией сочинения, способы привлечения текста литературного источника.
1 полугодие:Общие требования к структуре сочинения, рекомендации по работе с черновиком и планом сочинения, приёмы работы над

Слайд 8Темы занятий:
Требования к сочинению по литературе, критерии оценивания. Составление индивидуального маршрута

«Оценивание сочинения».

Темы занятий:Требования к сочинению по литературе, критерии оценивания. Составление индивидуального маршрута «Оценивание сочинения».

Слайд 9Критерий №1 Соответствие теме
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №1  Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.   Выпускник рассуждает на

Слайд 10Правила работы над сочинением
1. Как выбрать тему сочинения?
Составление алгоритма работы:

Правила работы над сочинением1. Как выбрать тему сочинения?Составление алгоритма работы:

Слайд 11Примеры заданий (анализ формулировки темы)
Прочитайте предложенные темы сочинений и сформулируйте заключённый

в них проблемный вопрос.
Например: «Поэт в России — больше, чем поэт (Е. Евтушенко)» — В чём заключается назначение поэта и поэзии?
1) «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин).
2) «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачёв ).
3) «Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас...» (А.В. Дружинин).

Примеры заданий  (анализ формулировки темы)Прочитайте предложенные темы сочинений и сформулируйте заключённый в них проблемный вопрос.Например: «Поэт

Слайд 12Задание на выделение ключевых слов:
КС можно найти
По вопросу: «О чём говорится

в теме?» (В теме «Величайшие истины – самые простые» нужно говорить об истинах).
Ключевые слова могут представлять ряд синонимов, тематических слов или антонимическую пару. (В сочинении на тему «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего» (Л.Толстой) ключевыми словами будут близкие по значению – милосердие, поддержка, помощь.
В работе над сочинением полезно подбирать необходимую ключевую лексику по теме будущего высказывания
Задание на выделение ключевых слов:КС можно найтиПо вопросу: «О чём говорится в теме?» (В теме «Величайшие истины

Слайд 13Задания на формулировку темы, нахождение её конкретизаторов:
Задача:

осознать тему сочинения и наметить план работы.
Первый этап работы:
Определить наличие или отсутствие «ограничителей» темы:
национальных,
временных,
жанровых,
авторских и т.п.

Формулировка «Причины одиночества Печорина» содержит ограничители
по произведению (роман «Герой нашего времени»;
автору (Лермонтов М.Ю.);
герою (последний заключён в фамилии Печорин).

Первые два ограничителя не названы прямо, они подразумеваются и осознаются в том случае, если пишущий знает, героем какого произведения является Печорин.

Задания на формулировку темы, нахождение её конкретизаторов:    Задача: осознать тему сочинения и наметить план

Слайд 142. Как работать над черновиком и планом сочинения? План-кратко сформулированные основные

мысли, которые будут развёрнуты в сочинении (схема-задание, может быть использована для любой темы).
2. Как работать над черновиком и планом сочинения?  План-кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в

Слайд 15План в виде схемы-кластера.

План в виде схемы-кластера.

Слайд 16Темы последующих занятий:
1. Работа над композицией сочинения.
Как писать вступление?
2. Как писать

заключение?
3. Как писать основную часть?
4. Приёмы привлечения текста литературного источника.
8. Как работать над речевым оформлением сочинения? Типы ошибок.

Темы последующих занятий:1. Работа над композицией сочинения.Как писать вступление?2. Как писать заключение?3. Как писать основную часть?4. Приёмы

Слайд 172 полугодие:
Работа по тематическим направлениям итогового сочинения.
Министерстве образования и науки России

под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.
В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы».
Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.


2 полугодие:Работа по тематическим направлениям итогового сочинения.Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского

Слайд 18«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций:

родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины,

Слайд 19«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая

на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление.

Слайд 20Используемые методы обучения:
1 Для отслеживания динамики формирования навыка написания сочинения в

течение года проводится не менее трех контрольных сочинений.
2. Неудачно выполненная работа должна быть переписана с целью совершенствования написанного.
3. Проведение аудиторного или домашнего сочинения предваряется отработкой аналогичного материала в классе под руководством учителя.
4. Сочинения (в обобщенном варианте) анализируются в классе с опорой на критерии оценивания; читаются наиболее удачные сочинения или их фрагменты; обсуждаются направления доработки анализируемых сочинений (упущенные повороты мыслей, другой подбор доказательств и иллюстраций к ним для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.).
5. Проводится индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным замечаниям к его сочинению.
6. В урок включаются отдельные практические задания, связанные с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания сочинения.

Используемые методы обучения:1 Для отслеживания динамики формирования навыка написания сочинения в течение года    проводится

Слайд 21Используемые приёмы:
создание устных сочинений на разные темы,
написание отдельных частей сочинения;
многоаспектный анализ

готовых ученических сочинений;
развитие навыка рецензирования своей и чужой работы;
редактирование текста.

Используемые приёмы:создание устных сочинений на разные темы,написание отдельных частей сочинения;многоаспектный анализ готовых ученических сочинений; развитие навыка рецензирования

Слайд 22Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть