Слайд 1
«Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул
кричи». (А.П.Чехов.)
Слайд 3Евгений Базаров
Длинный балахон с кистями, «одёженка»;
обнаженная красная рука;
представляется как человек из
народа: «Евгений Васильев»
Н.П. Кирсанову руку «не сразу… подал»;
Слайд 4Павел Петрович Кирсанов
Красивая рука с длинными розовыми ногтями;
снежная белизна рукавчика, застегнутого
одиноким крупным опалом;
Базарову «руки не подал и даже положил ее обратно в карман»
Слайд 5Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство
(он "побледнел"). Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: "Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?" Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: "Он (народ) не может жить без веры". Базаров: "Грубейшее суеверие его душит". Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, "читать Пушкина-потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждатьтся природою-нелепо".
Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка)размягчает душу, отвлекает от дела. Всё это "романтизм", "чепуха". Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, "грубейшими суевериями", казалось кощунственным"толковать"об искусстве, "бессознательном творчестве", когда "дело идёт о хлебе несущном".
Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети" столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель "сковывающей, леденящей силы прошедшего", а Евгений Базаров - как часть "разрушительной, освобождающей силы настоящего".
Слайд 6Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует
понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.
"Кто есть Базаров?" - спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на каких основаниях строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами ("Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её"), т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, -опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что «принсипы» Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно ("Мне скажут дело - я соглашусь". "В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем").
Слайд 8Бороться? Не напрасно ли, не зря ли?
А может быть, не стоит
тратить сил?
Себя другие часто проверяли,
Но он не проверял – он этим жил.
Он жил стремлением стать хотя бы искрой,
А кто поймет, кто может все понять?
Небрежная улыбка нигилиста:
Бороться – в наше время отрицать…
Другой бы сдался, опустил бы руки.
Я здесь бессилен, я здесь одинок…
Слайд 9Цифровой диктант:
Действие романа начинается в 1859 году.
2) Николай Петрович Кирсанов не
занимался в своём поместье преобразованиями.
Слайд 10
3) Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия
Кирсанова.
4) Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков.
Слайд 11
5) Сводного брата Аркадия звали Митей.
6) Евдоксия Кукшина и её взгляды
на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу.
Слайд 12
7) Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу
у губернатора.
8) Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову.
Слайд 13
9) Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова
в Марьино.
10) В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей.
Слайд 14« Песнь торжествующей любви» Базаров и Одинцова
"Так знайте же, что я
люблю вас глупо, безумно... Вот чего вы добились".
Слайд 15
«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею,
только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев)
Слайд 16 Два испытания Базарова
смерть
любовь
Выдержал ли Базаров испытания?
?
Слайд 17Любовные линии в романе «Отцы и дети»:
Базаров
Одинцова;
Николай Петрович Фенечка;
Павел Петрович Княгиня Р.;
Аркадий Катя
Слайд 18 История жизни Анны Сергеевны Одинцовой
Каковы ваши первые впечатления об
Одинцовой. Расскажите историю её жизни
Усадьба поражает порядком, строгостью,
некоторой замороженностью- словом,
отвечает внешнему и внутреннему
настрою хозяйки.
Слайд 19Чем были для Базарова дни, проведённые в имении Одинцовой?
Слайд 20 Что же выбирает Одинцова?
(Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний
образ жизни для себя, покой: «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете» То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)
Слайд 21Он был им другом, братом был по крови,
А люди не
могли добра забыть,
Как будто под соломенные кровли,
Он мог в людские души заходить.
Смеялись с ним крестьянские девчонки,
И старики хранили добрый мир.
Ну а мальчишки, те как собачонки,
Гурьбой веселой бегали за ним.
Слайд 22
Победа или поражение Базарова?
Иначе взглянул на себя , на
мир
узнал, что жизнь не укладывается в нигилистическую схему
оказался способен к сильной самоотверженной любви
Отвергнуты его чувства, он сам.
чувствует сомнения в своих убеждениях, взглядах.
теряет почву под ногами, смысл жизни.
теряет саму жизнь
Слайд 23Изменения в герое.
Цинизм-любопытство-досада-испуг-стремление понравиться-смущение(покраснение)-интерес-мучительное чувство.
Слайд 24Еще вчера резвилась и смеялась
Работа в сильных спаянных руках,
А завтра
он уже под одеялом
Метался с жарким пламенем в висках.
И губы воспаленные шептали:
« Я не успел, я должен был успеть…»
Исчезли все заботы и печали,
Одна забота – гордо умереть.