Слайд 1Великий сын России. Александр Исаевич Солженицын.
Урок подготовила учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СШ Вулканного ГП» Елизовского района Камчатского
края Евмененко Ирина Викторовна
Слайд 2Страницы биографии А.И.Солженицына.
Под
моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу.
А.И.Солженицын.
К 100-летию со дня рождения писателя.
Слайд 3 Русский прозаик, драматург и поэт Александр Исаевич Солженицын
родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске, на Северном Кавказе.
Со стороны отца Солженицын происходил из старинного крестьянского рода . Отец – Исай Семёнович – учился в Харькове, затем в Москве. Когда началась первая мировая война, его отец ушёл из Московского университета добровольцем на фронт, трижды награждался за храбрость, в том числе Георгиевским крестом. Его жизнь оборвалась трагически за несколько месяцев до рождения сына.
Слайд 4Мать – Таисия Захаровна (урождённая Щербак) – дочь зажиточного хуторянина на
Кубани, получила прекрасное воспитание и образование: училась в Москве на сельскохозяйственных курсах княгини Голицыной. После смерти мужа, чтобы прокормить себя и маленького Александра, Таисия Захаровна пошла работать машинисткой, а когда мальчику исполнилось шесть лет, переехала с сыном в Ростов-на-Дону. В школе юный Александр Солженицын хорошо учился, был старостой класса, отчаянным футболистом, поклонником театра и участником школьного драмкружка .
Слайд 5 Успешно окончив школу, Александр Солженицын в 1938 году
поступает в Ростовский университет, где, несмотря на интерес к литературе, занимается физикой и математикой, чтобы в дальнейшем обеспечить себя постоянным заработком.
В 1940 году он женится на своей сокурснице Наталье Решетовской, а в 1941 году, получив диплом математика, заканчивает также заочное отделение Московского института истории, философии и литературы.
После окончания университета Солженицын работал учителем математики и астрономии в одной из школ города Морозовска (недалеко от г. Ростова).
Слайд 6 В 1941 году, когда началась война с фашистской
Германией, он стал солдатом, потом курсантом офицерской школы в городе Костроме, служил в артиллерии. Фронтовыми дорогами он прошёл от Орла до Восточной Пруссии.
Слайд 7 Вот какую «боевую характеристику» дал генерал Травкин командиру
«звукобатареи» Александру Солженицыну: «…Солженицын был лично дисциплинирован, требователен… Выполняя боевые задания, он неоднократно проявлял личный героизм, увлекая за собой личный состав, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем».
За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2-й степени. Орден Красной Звезды (после взятия Бобруйска) – вторая фронтовая награда писателя.
Слайд 8 И вдруг… в феврале 1945 года был внезапно
арестован, лишен звания капитана и отправлен в Москву, в следственную тюрьму на Лубянку. Трибунал из трёх человек приговорил его к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь за антисоветскую агитацию и пропаганду: в руки НКВД попали письма Солженицына к другу юности Николаю Виткевичу с нападками на Сталина, а также наброски и черновики рассказов, найденные при обыске в его офицерском планшете.
Слайд 9 Из специализированной тюрьмы в Марфино Солженицын был переведен
в Казахстан, в лагерь для политических заключенных. Будущий писатель прошёл все «круги тюремного ада», стал свидетелем восстания зэков в Экибастузе. Сосланный в Казахстан «навечно», сочинивший несколько произведений (держал их в уме), замысливший огромный роман о России, Александр Солженицын неожиданно узнал, что смертельно болен... У него обнаружили рак желудка и считали обречённым. В 1952 году лагерный врач прооперировал Солженицына. 1953 год. «В ту зиму я приехал в Ташкент почти уже мертвецом. Я так и приехал сюда – умирать. А меня вернули пожить ещё»,- так написал Солженицын в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила. Освободившись 5 марта 1953 года (в день смерти Сталина), Александр Солженицын прошёл успешную лучевую терапию в ташкентском госпитале и выздоровел.
Слайд 10 Происходит чудо – страшная болезнь отступает. Писатель увидел в
том Божий Промысел: ему дана отсрочка, чтобы он рассказал за всех погибших о страданиях русского народа после 1917 года. Поборником и подвижником Божьим называет себя писатель: «Я – не я, и моя литературная судьба – не моя, а всех тех миллионов, кто не- доцарапал, недошептал, недохрипел своей тюремной судьбы, своих лагерных открытий».
П.Е. Шапиро. "Во имя...?!"
Слайд 11 До 1956 года он жил в ссылке в
различных районах Сибири, преподавал в школах, а в июне 1957 года, после реабилитации, поселился в Рязани, где работал учителем математики в средней школе.
Слайд 12Литературный дебют А.И.Солженицына.
Когда писателю было далеко за
сорок, в журнале «Новый мир» в 1962 году была напечатана повесть «Один день из жизни Ивана Денисовича», сразу ставшая классикой «лагерной» прозы. Первоначальное название повести «Щ-854 (Один день одного зэка)».
А.Т.Твардовский (в то время главный редактор журнала «Новый мир») писал: «Жизненный материал, положенный в основу повести А.Солженицына, необычен…Он несёт отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного …культа личности…Это не документ в мемуарном смысле, не записки или воспоминания о пережитом автором лично…Это произведение художественное, и в силу именно художнического освещения данного жизненного материала оно является свидетельством особой ценности, документом искусства».
Это произведение стало настоящей сенсацией в литературном мире.
Слайд 13 Годом позже Солженицын опубликовал в «Новом мире» несколько
рассказов, в том числе «Случай на станции Кочетовка», «Матрёнин двор», «Для пользы дела». Писатель был даже выдвинут на Ленинскую премию в области литературы за 1964 год, однако награды не получил, а после освобождения с занимаемого поста Н.С.Хрущёва перестал печататься. Последним опубликованным в СССР произведением Солженицына стал рассказ «Захар-Калита» (1966 г.).
Слайд 14 В 1970 году Александр Исаевич Солженицын был удостоен
Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Узнав о присуждении ему премии, писатель заявил, что намерен получить награду «лично, в установленный день». Однако, как и 12 лет назад, когда Нобелевской премии был удостоен другой русский писатель, Борис Пастернак, советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после своей поездки он не сможет вернуться на родину, с благодарностью принял высокую награду, однако на церемонии награждения не присутствовал.
Через год после получения Нобелевской премии Солженицын разрешает публикацию своих произведений за рубежом, и в 1972 году в лондонском издательстве на английском языке выходит «Август четырнадцатого» - первая книга многотомной эпопеи о русской революции, которую часто сравнивают с «Войной и миром» Л.Н.Толстого.
Слайд 15 В 1973 году в Париже были напечатаны первые
главы романа «Архипелаг ГУЛАГ». В этом романе писатель попытался дать комплексную картину жизни в системе ГУЛАГов, появившихся в России вскоре после Революции 1917 года. Многие части романа являются отражением собственных впечатлений Солженицына от своего пребывания в тюрьме. Когда первая часть «Архипелага ГУЛАГа» была опубликована, на писателя ополчилась вся советская пресса. Его арестовали, и 12 февраля 1974 года прошёл суд над писателем, признавший его виновным в государственной измене и приговоривший его к высылке из страны.
Слайд 16 В 1974 году в связи с выходом первого
тома «Архипелага ГУЛАГа» Александр Исаевич был насильственно выслан из страны на Запад. Его посадили в самолёт и переправили в Германию. До 1976 года А.И.Солженицын жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.
Слайд 17В 1983 году Солженицын значительно изменил «Август 1914», и вскоре это
произведение появилось в СССР как первая часть сборника «Красное колесо», в которое вошли такие повести, как «Октябрь 1916», «Март 1917», «Апрель 1917». С началом перестройки в нашей стране стали появляться и другие произведения Солженицына, а в 1989 году журнал «Новый мир» опубликовал официально утверждённые отрывки из романа «Архипелаг ГУЛАГ».
Слайд 18 В 1990 году приказом президента СССР было восстановлено
советское гражданство Солженицына, и в 1994 году писатель вернулся на родину.
В 1997 году А.И.Солженицын стал академиком Российской академии наук. Для русской культуры он стал символом ХХ века.
Слайд 19А.И.Солженицын в Ставрополе в 1994 году со своей супругой
и директором
краеведческого музея Н.Охонько.
Слайд 21Он завещал нам жить не по лжи.
4 августа
2008 года ушёл из жизни Александр Исаевич Солженицын, крупный русский мыслитель, прозаик, публицист, драматург.
Слайд 22 В ноябре 2008 года Александру Исаевичу Солженицыну была
посмертно присуждена премия «За честь и достоинство!» Её вручили вдове писателя Наталье Дмитриевне. Она сразу же передала эти деньги в Детский фонд.
«Александр Солженицын совершил переворот в сознании, переворот всемирного значения, который нашел отклик во всех концах света… - так написал о Солженицыне немецкий писатель-гуманист Генрих Бёлль. - Он навсегда остается в совестливой памяти человечества…»
Слайд 23 Есть такие прирождённые ангелы – они как будто
невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая…
А.И.Солженицын.
Тема праведности в рассказе А.И.Солженицына "Матрёнин двор".
Слайд 24История написания.
Впервые рассказ «Матрёнин двор» был опубликован
в журнале «Новый мир» в 1963 году, хотя написан в 1959 г. Первоначальное название – «Не стоит село без праведника» - Солженицын по совету А.Т.Твардовского (из-за цензурных препятствий) изменил на «Матрёнин двор».
Это произведение во многом автобиографичное. Год действия в рассказе -1956.
В 1956 году, после ссылки, Александр Солженицын искал в Средней полосе России место для своего нового поселения. И выбрал тихую деревню Мильцево во Владимирской области. А квартировал у Матрёны Васильевны Захаровой. Она и стала прототипом главной героини рассказа.
Слайд 25План рассказа.
1. Повествование о Матрёне Васильевне (в восприятии рассказчика Игнатича).
2. Суровые испытания, выпавшие на долю героини.
(Рассказ Матрёны о себе, о своем прошлом, воспоминания о молодости, о любви).
3. После смерти. Кто виноват в гибели Матрёны Васильевны?
Слайд 27Трагическая судьба Матрёны Васильевны.
Слайд 28Тема праведности в рассказе.
Праведный – оправданный
житием, правдивый на деле, безгрешный. Для праведных у Бога места много.
Праведник (праведница) – праведно живущий; во всём по закону Божию поступающий. Не стоит город без святого, селение без праведника.
(Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля).
В финале рассказа звучат такие слова о главной героине: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша».
Слайд 29Особенности языка художественного произведения.
(По рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор").
Особое место в творчестве писателя занимают заметки о русском языке («Не обычай дегтем щи белить, на то сметана», «Некоторые грамматические соображения») и составленный им «Словарь языкового расширения», в котором автор, опираясь на словарь В.Даля и собственное творчество, возвращает в лексику русского языка забытые слова и выражения, предлагает свои словообразования, построенные на грамматике русского языка.
Слайд 30 Не колхоз только, а любая родственница дальняя или
соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила: «Завтра Матрёна придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать». И Матрёна не могла отказать. Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке, и воротясь ещё говорила без тени зависти: «Ах Игнатич и крупная же картошка у неё! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!»
Тем более не обходилась без Матрёны ни одна пахота огорода. Тальяновские бабы установили доточно что одной вскопать свой огород лопатою тяжеле и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись вспахать на себе шесть огородов. На то и звали Матрёну в помощь. «Что ж, платите вы ей?» - приходилось мне потом спрашивать. «Не берёт она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь».
Вопросы и задания.
Какие качества героини подчёркнуты автором?
Определите стиль и тип речи.
Укажите признаки, характеризующие отрывок как текст.
Найдите просторечные и диалектные слова.
В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки? Исправьте их.
Слайд 31 Понятие о периферийной лексике как источнике расширения словарного
запаса современного русского языка. Просторечие. Диалектизмы.
Просторечием называют простую разговорную речь, используемую в неофициальной обстановке. Просторечная лексика богата словами, имеющими оценочное значение, чаще всего ироничное или негативное.
Диалектизмы – это слова, которые употребляются жителями той или иной местности.
- Как вы думаете, нужно ли употреблять просторечия и диалектизмы в нашей речи?
Употреблять просторечия и диалектизмы нужно крайне осторожно: далеко не все они благозвучны.
Слайд 32Какие средства выразительности языка использует автор в данном тексте?
А) эпитеты;
Б) сравнения;
В)
фразеологизмы;
Г) лексический повтор;
Д) однокоренные слова.
Тест.
Мысли А.И.Солженицына из Нобелевской лекции о литературе:
«В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжёлый народный опыт, и иногда поразительно: ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ».
Слайд 33ПОСЛОВИЦЫ О ПРАВДЕ.
Всё минется, одна правда останется.
Доброе дело – правду
говорить смело.
Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
Бог тому даёт, кто правдой живёт.
Правда – что шило в мешке: не утаишь.
Что ни говори, а правда надобна.
Слайд 34 В своей статье «Раскаяние и
самоограничение» А.И.Солженицын обозначает «некую меру праведности, святости, непрерывно возрастающую в одних людях и недоступную другим». Его героиня Матрёна Васильевна как небесный ангел, всегда опаздывающий к «дележу земных благ». Она умела смириться со своей жестокой судьбой и в то же время она боролась за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности. Она была трудолюбива, бескорыстна, сердечна.
Именно на таких людях и держится мир!
Заключительная часть.
Слайд 35 И ещё в одном бесценном направлении переносит литература неопровержимый
сгущенный опыт: от поколения к поколению. Так она становится живою памятью нации. Так она теплит в себе и хранит её утраченную историю – в виде, не поддающемся искажению и оболганию. Тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу.
А.И.Солженицын.