Слайд 1 ПЕЧЬ В РУССКОЙ ИЗБЕ.
«Главное место в крестьянской избе занимает русская
печка» . Вот как характеризует её в одной фразе В.П.Астафьев.
Слайд 2ПОЧЕМУ ЖЕ ЭТО ТАК?
Потому что русская печка - это душа крестьянской
избы. Она, как любимая мама, обогреет, накормит, создаст уют в доме. А как замечательно сидеть морозным зимним вечером и смотреть на пылающие в ней дрова. Сразу тепло разливается не только снаружи, но и внутри тебя словно кто-то укутал твою душу в теплый шарф. За окошком мороз, метель, а ты, словно кошка, щуришь глаза на огонь и думаешь, думаешь в сладкой полудреме. Замечательное чувство уюта и заботы наполняют тебя. Жаль, что русские печки уходят в прошлое.
Слайд 3 Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления
пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.
Слайд 4ПОМИМО ПЕЧЕЙ В РУССКИХ ИЗБАХ БЫЛО МНОГО ЧЕГО ЕЩЕ.
Например : в
русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.
Слайд 5СТОЛ
Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ
изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.
Слайд 6ДВЕРИ
Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть
проще!
Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.
Слайд 12ВОТ ТАКИЕ ПРЕКРАСНЫЕ РУССКИЕ ИЗБЫ БЫЛИ У НАШИХ ПРЕДКОВ.