Слайд 1Листья опадают с деревьев, и в воздухе потянулась паутина.
Пришел сентябрь.
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Птицы улетают в теплые края.
[ = – ].
[ – = ].
[ – = ], и [ = – ].
[ – = ], [ = – ].
Слайд 2Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие – сложными?
Сформулируйте тему
сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
Слайд 3ТЕМА УРОКА:
Простое и сложное предложение
Слайд 4«Продолжи фразу»
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также
опорные слова.
Познакомиться с … и …;
Учиться различать … и …;
Учиться ставить … .
Слайд 5Еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом
сложном?
Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения. Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных.
Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного.
Как называются такие сложные предложения – союзными или бессоюзными?
Посмотрите на второе предложение. Скажите, как связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение.
С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного.
Обобщите наши рассуждения.
Слайд 6Упражнение 1.
Прибл…жался конец с…нтября
а …ктябрь пахнет к…пустой
Небо зат…нулось обл…ками а х…л…да еще не наступили
Сад был густой и в…твистый пошел тихий серый дождь
С…нтябрь благоухает ябл…ками но листья уже опали
Продолжим наш разговор о сложном предложении и об осени. Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему задание.
Составьте и напишите сложные предложения. Прочитайте составленные предложения со знаками препинания. Выделите одно сложное предложение по своему признаку.
С помощью каких союзов, кроме союза И могут соединяться между собой простые предложения в составе сложного?
Слайд 7Упражнение 2.
Ждет отдыха уставшая за лето земля к зиме готовится природа.
Огород
уже перекопан но на одной грядке матово голубеют крепкие кочаны и одиноко тоскует подсолнух.
Днем дождь копошится в опавших тополиных листьях ночью иней покрывает пашни а по утрам разливаются молочные туманы.
Горьковато пахнут опавшие листья и ярким костром пылает калиновый куст.
Шифр: 3 (а); 3 (но, и); 2 (и); 2.
У осени много примечательных явлений. Именно о них идет речь в осенней зарисовке, которую вам надо составить из предложений. Для этого внимательно прочитайте предложения и соотнесите их с шифром.
Скажите, какую работу вы должны выполнить.
Как вы установите очередность первых двух сложных предложений и последних?
Какую еще работу надо сделать в сложных предложениях?
Назовите первое сложное предложение со знаками препинания.
Напишите это и остальные предложения в соответствии с шифром.
Какой вывод можно сделать по новой теме в связи с выполненным упражнением?
Слайд 8По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке
И по этой же
дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Слайд 9Назовите слово из упражнения, в котором всего два согласных звука, оба
звонкие, мягкие.
Подберите более общее понятие к слову иней.
Как они образуются?
Дайте полное определение слову иней.
Расскажите о правописании слова иней.
Составьте предложения со словом иней в соответствии со схемами на доске. Внесите необходимые изменения в схемы предложений.
[ ] и [ ].
[ ] а [ ].
[ ] но [ ].
Слайд 10О чем мы говорили сегодня на уроке?
Обобщите этот материал по плану,
который мы использовали на уроке, добавив к нему выводы, полученные во время выполнения упражнений.
Запишите домашнее задание: составить 4-5 сложных предложений, одного из них сделайте синтаксический разбор предложения, сделайте схему.