Презентация, доклад по теме Философская лирика Есенина

В творчестве Есенина трудно выделить философскую лирику, отделить ее от лирики пейзажной, любовной, посвященной России. Философские мотивы переплетаются в его поэзии с мотивами любви к женщине, родной земле, с темой любования природой, ее

Слайд 1 Философская лирика Сергея Есенина
.

Философская лирика  Сергея Есенина.

Слайд 2 В творчестве Есенина трудно выделить философскую лирику, отделить

ее от лирики пейзажной, любовной, посвященной России. Философские мотивы переплетаются в его поэзии с мотивами любви к женщине, родной земле, с темой любования природой, ее красотой и гармонией.
А ведь именно взаимоотношения человека и Вселенной составляют предмет философских раздумий.
Философия Есенина рождается не из отвлеченных размышлений — она является, скорее, результатом прозрения, прочувствования, острого ощущения краткости человеческого существования
в мире и неразрывной связи мира и человека.

В творчестве Есенина трудно выделить философскую лирику, отделить ее от лирики пейзажной, любовной, посвященной

Слайд 3В ранней лирике Есенина человек и мир гармонично связаны, между ними

нет противоречия, конфликта. Есенинский космос — это природа и родина, тот мир, с которым человек связан с колыбели. В природе все одушевлено и взаимосвязано, все переходит во все. Это основной принцип богатейшей образности, которая отличает поэзию Есенина. Образный мир его лирики построен на олицетворениях и метафорах, то есть на уподоблениях друг другу разнородных на первый взгляд явлений и предметов: органического и неорганического, растительного, животного, космического и человеческого. Это видно уже на примере стихотворения, которое принято считать первым поэтическим опытом Есенина:




В ранней лирике Есенина человек и мир гармонично связаны, между ними нет противоречия, конфликта. Есенинский космос —

Слайд 4Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

1910

В этом четверостишии четко виден главный творческий и философский принцип Есенина. Благодаря неожиданным метафорам сближаются и «перетекают» друг в друга самые разнородные явления: свет зари становится «красной водой», листва — «зеленым выменем». Смелые олицетворения конкретны и зримы: они превращают восход в «огородника», поливающего капустные грядки, и наделяют два дерева — старое и молодое — чертами животных, предположительно коровы и теленка. Итак, все в мире связано, все наполнено единым жизнетворным началом.
Это ощущение единства порождает своеобразный пантеизм Есенина (с чертами крестьянской, следовательно христианской, традиции). Природа — храм, и человек в нем — богомолец и странник. Лирический герой Есенина ощущает себя присутствующим на таинственной литургии природы, начиная с раннего творчества («Я молюсь на алы зори, / Причащаюсь у ручья») и до поздней, «осенней» творческой поры («За прощальной стою обедней / Кадящих листвой берез»).

Там, где капустные грядкиКрасной водой поливает восход,Клененочек маленький маткеЗеленое вымя сосет.  1910В этом четверостишии четко виден

Слайд 5Преобладающий мотив этих лет — радостное приятие жизни и своего места

в ней, ощущение ее полноты и одухотворенности, гармония и взаимопонимание с миром в его различных и всегда живых проявлениях:

Я — пастух; мои хоромы – В мягкой зелени поля. Говорят со мной коровы На кивливом языке. Духовитые дубровы Кличут ветками в реке.
«Я пастух, мои палаты…», 1914

В то же время в поэмах появляются богоборческие, бунтарские мотивы, там речь идет уже не о смиренном принятии мира, но о способности человека преобразить мир, буквально перевернуть его, бросить вызов Творцу. Во многом это связано с тем, что поэт в это время находится под влиянием идей Февральской и Октябрьской революций, — отсюда строки, звучащие, например, в поэме «Инония» (1918):

Языком вылижу на иконах я Лики мучеников и святых. Обещаю вам град Инонию, Где живет божество живых!
Преобладающий мотив этих лет — радостное приятие жизни и своего места в ней, ощущение ее полноты и

Слайд 6
Однако этот богоборческий дух характерен почти исключительно для поэм и

практически не отражен в лирике. К тому же вскоре окончательно сменяется совсем другими мотивами и переживаниями. Мотив странничества — один из ключевых для всего творчества Есенина. Человек — странник и гость на земле, будь то странник-богомолец, бродяга или просто утративший все связи с прошлым человек. «Только гость я, гость случайный / На полях твоих, земля!» — говорит поэт. Образ дороги — один из самых частых в его лирике — представляет собой метафору жизненного пути человека, в его скоротечности и непрестанном движении. Человек приходит в мир, проходит свой путь и в свой срок уходит из жизни, как гость из гостеприимного дома:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник:
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом…
«Отговорила роща золотая…», 1924
Однако этот богоборческий дух характерен почти исключительно для поэм и практически не отражен в лирике. К

Слайд 7 Образ дороги — один из

самых частых в его лирике — представляет собой метафору жизненного пути человека, в его скоротечности и непрестанном движении. Мотив дороги, жизненного пути дополняется мотивом дома, примиряющим, роднящим человека с миром .

Образ дороги — один из самых частых в его лирике —

Слайд 8Лирический герой благодарно принимает бытие и смерть как часть бытия:

Будь же

ты навек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
«Не жалею, не зову, не плачу…», 1921

Однако есенинская природа, есенинский космос далеко не так равнодушны к бренному человеку. Они гораздо теплее, человечнее, возможно, благодаря тому, что природа Есенина — не абстрактная, а предельно конкретная, имеющая свое географическое и национальное определение. Она и помнит и по-человечески грустит о краткости жизни:

О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
«Отговорила роща золотая…», 1924

Лирический герой благодарно принимает бытие и смерть как часть бытия:Будь же ты навек благословенно,Что пришло процвесть и

Слайд 9Те же мотивы — предчувствия смерти и радостного приятия жизни —

звучат и в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» (1921). Но здесь акцент сделан на радости земного бытия, в котором есть красота, любовь, поэзия, разнообразие эмоций, счастье:

И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверей, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Те же мотивы — предчувствия смерти и радостного приятия жизни — звучат и в стихотворении «Мы теперь

Слайд 10Стихотворение, которое можно назвать итоговым — «Цветы мне говорят: прощай…» (1925),

— повторяет и суммирует все философские прозрения поэта, всю сложность и гармоничность бытия. Стихотворение построено на антитезах: любви и разлуки, смерти и полноты жизни, цикличности и неповторимости. В то же время в нем нет непримиримых противоречий, оно полно гармонии; все крайности разрешаются в вечности и разнообразии бытия. Смерть сулит разлуку со всем, что дорого герою на земле: «Я навеки не увижу ее лицо и отчий край». Однако он приемлет смерть как лишь еще одно закономерное проявление жизни: «И эту гробовую дрожь / Как ласку новую приемлю». Поэт чувствует, что жизнь человека должна раствориться в круговороте бытия, «что все на свете повторимо». При этом в последней строке стихотворения заявлена его, быть может, главная мысль — о неповторимости каждого цветка, каждого индивидуального существования, которое именно благодаря этой своей неповторимости оказывается ценным.
Стихотворение, которое можно назвать итоговым — «Цветы мне говорят: прощай…» (1925), — повторяет и суммирует все философские

Слайд 11 

 

Стихотворение, которое можно назвать итоговым — «Цветы мне говорят: прощай…» (1925)

  Стихотворение, которое можно назвать итоговым — «Цветы мне говорят: прощай…» (1925)

Слайд 12Поэзия Есенина, к какому бы периоду — раннему или зрелому —

она ни относилась, всегда оставляет у читателя ощущение гармонии бытия, щедрого разнообразия жизни с ее радостями и тревогами, весной и осенью. Она оставляет ощущение ценности каждой жизни во Вселенной, острое и живое чувство связи человека со всем живущим, со всем, что его окружает.
Поэзия Есенина, к какому бы периоду — раннему или зрелому — она ни относилась, всегда оставляет у

Слайд 13Таким образом, философская лирика Сергея Есенина тесно связана с существованием человека,

со смыслом его жизни. Поэт принимает изменчивость и быстротечность времени и считает такой закон жизни естественным и самым верным: Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
Таким образом, философская лирика Сергея Есенина тесно связана с существованием человека, со смыслом его жизни.  Поэт

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть