Презентация, доклад по русской литературе на тему Влияние Пушкинских мотивов на поэтов Серебряного века(11 класс)

Содержание

Тема родины, как известно, главная в творчестве Блока, да и любого подлинного поэта. Здесь мы видим главную связь его с Пушкиным. В переломную эпоху он все чаще обращается к Пушкину. Его статья «О назначении поэта» — это своего

Слайд 1ВЛИЯНИЕ ПУШКИНСКИХ МОТИВОВ НА ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

ВЛИЯНИЕ ПУШКИНСКИХ МОТИВОВ НА ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Слайд 2Тема родины, как известно, главная в творчестве Блока, да и любого

подлинного поэта. Здесь мы видим главную связь его с Пушкиным. В переломную эпоху он все чаще обращается к Пушкину. Его статья «О назначении поэта» — это своего рода завещание грядущим поколениям, целиком построенное на пушкинских идеях, на размышлениях самого Блока о Пушкине. Его последнее законченное стихотворение тоже посвящено Пушкину.
Поэма «Двенадцать» начинается с символических контрастных   цветообразов: «черный вечер/белый снег...». «Капитанская дочка» начинается с того же: белый снег, стихия, метель, в которой вдруг «чернеется» Пугачев...
У Пушкина стихия охватывала все вокруг. У Блока стихия ветра охватывала весь мир.

БЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Тема родины, как известно, главная в творчестве Блока, да и любого подлинного поэта. Здесь мы видим главную

Слайд 3Обращения Пастернака к творчеству Пушкина привлекли различные аспекты: природа лирического цикла,

отношение Пастернака к Пушкину, пушкинские реминисценции в отдельных произведениях. Нас же интересует именно восприятие пушкинских сюжетов – не только лирических, но и эпических и драматических – и их преображение в лирике Пастернака.
 Б. Пастернак воспринял традиции А.С. Пушкина. Как и у Пушкина, метель выступает в качестве действующего, значимого образа. В «Бесах» у Пушкина метель – фантастический, жуткий образ, символизирующий тёмные силы, ополчившиеся против человека. В поэзии Пастернака метель олицетворяет нечистую силу, таинственную, неподдающуюся контролю. Пастернак неоднократно обращается к мотиву природной стихии (метели – зимняя стихия, дождю и ливню – летняя стихия). «Метель» 1914г.                                                                                                

ПАСТЕРНАК БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ

Обращения Пастернака к творчеству Пушкина привлекли различные аспекты: природа лирического цикла, отношение Пастернака к Пушкину, пушкинские реминисценции

Слайд 4"Анна Снегина" - самое "пушкинское" произведение Есенина. Сюжет перекликается с "Евгением

Онегиным": дворянская семья, Анна Снегина - Татьяна Ларина, а лирический герой в поэмах - воплощение духовной биографии поэтов. 
Ясность и глубина поздних стихов Есенина - по пушкински мудрое принятие жизни ("Закружилась листва золотая...", "Листья падают...", "В этом мире я только прохожий...", "Свищет ветер, серебряный ветер...", "Синий май. Заревая теплынь").
Перекликаются между собой и пушкинское стихотворение "Вновь я посетил..." с есенинскими "Возвращение на Родину" и "Русь Советская". В них выражается любовь поэтов к родной земле, к стране детства, юности, к тем уголкам земли, которые мы называем малой родиной.
В поздних стихах "крестьянский сын" Есенин ощущает за собой право вписать своё имя в ту "родословную" русских поэтов, у истоков которой Пушкин ("На Кавказе", "Письмо к сестре").

ЕСЕНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ


Слайд 5Бальмонт ощущал влияние творческого наследия А.С.Пушкина и неоднократно это подчеркивал. Исследователи

творчества поэта ХХ века указывают: "В творческом сознании Бальмонта Пушкин был первым из крупнейших поэтов… Бальмонт говорил о Пушкине и его творчестве как определяющем факторе развития русской литературы XIX века... поэт не только хорошо знал и любил творчество Пушкина, но и глубоко ценил его художественный мир" (П.В. Куприяновский и Н.А. Молчанова. "Пушкин и пушкинские традиции в восприятии и творчестве К. Бальмонта").
Влияние творчества А.С.Пушкина особенно заметно в следующих произведениях Константина Бальмонта.
Ни один поэт не обходил стороной тему любви и женщины. Образ Женщины, Музы, Любимой - у каждого автора свой, особый и неповторимый. И всё же есть некоторые общие черты в образах Дамы А.С.Пушкина и Женщины К.Бальмонта.

БАЛЬМОНД КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Бальмонт ощущал влияние творческого наследия А.С.Пушкина и неоднократно это подчеркивал. Исследователи творчества поэта ХХ века указывают:

Слайд 6А. А. Ахматова ставила себя под знамя русской классики, прежде всего

А.С. Пушкина. Освоение ею пушкинского мира продолжалось всю жизнь. А.С. Пушкин для А.А. Ахматовой — действительно идеальная перспектива, нечто безусловно близкое и в то же время бесконечно удаленное, постоянно воплощающееся и в то же время до конца невоплотимое. Таким представляется и пушкинское слово, которое незримо присутствует в стихах А.А. Ахматовой в виде цитат и аллюзий. Наиболее яркие стихи были написаны ею в Царском Селе. Одно из них, посвященное Пушкину.

АХМАТОВА АННА АНДРЕЕВНА

А. А. Ахматова ставила себя под знамя русской классики, прежде всего А.С. Пушкина. Освоение ею пушкинского мира

Слайд 7Для Марины Цветаевой Пушкин был поэтической любовью, она говорила о Пушкине

и в стихах, и в прозе. Самым значительным из всего, что Цветаева написала о Пушкине, является очерк «Пушкин и Пугачев».
«Мой Пушкин»– это едва ли не самая личностная, интимная, исповедальная проза о Пушкине, о роли его судьбы, его личности, его творчества в становлении другого поэта, другой личности, другой судьбы. Очерки Цветаевой проникают в самую глубь пушкинского творчества, его художественного мышления. Они написаны свободным, естественным, раскованным языком. Мысль и речь в ее прозе — нерасторжимы. Она пристрастна, беспредельно искренна и в своем восторге и в негодовании, и поэтому доносит до нас всю глубину отношения к «солнцу русской поэзии» — Пушкину.

ЦВЕТАЕВА МАРИНА

Для Марины Цветаевой Пушкин был поэтической любовью, она говорила о Пушкине и в стихах, и в прозе.

Слайд 8
Поэзия А.С.Пушкина явилась для Игоря Северянина источником его творческого вдохновения и символом потерянной

Родины. Пушкинские мотивы проходят через все творческое наследие И.Северянина.
Особое значение приобрело творчество Пушкина после того, как Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции в Эстонии, в Тойла. Для него, оторванного от России, от привычной для него литературной среды, от друзей, от своих почитателей, Пушкин становится символом утраченной Родины, как и для тысяч других русских эмигрантов.  Отзвук пушкинской поэзии в творчестве И.Северянина тойлаского периода очевиден. Жизнь в Тойла была таким же приютом «спокойствия, трудов и вдохновенья», как жизнь А.С.Пушкина в Михайловском.
   В 1935 году в Бухаресте выходит в свет роман в стихах «Рояль Леандра» Игоря Северянина, написанный «Онегинской строфой»: «Не из задора, не для славы/Пишу Онегинской строфой...»

СЕВЕРЯНИН ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ

Поэзия А.С.Пушкина явилась для Игоря Северянина источником его творческого вдохновения и символом потерянной Родины. Пушкинские мотивы проходят через все творческое

Слайд 9Влиянием Пушкина на Гумилева обусловлены не только формальные особенности ряда гумилевских

текстов и определенный набор схожих тем, но и важные мировоззренческие установки, отразившиеся как в творчестве и теоретических построениях создателя акмеизма, так и в его духовных исканиях.
И у Пушкина, и у Гумилева мы можем заметить своего рода преобразование личной биографии в тексте. Причем, это не лирический дневник и даже не попытка создать отвлеченно-типический образ героя, а одухотворенная и преображенная в слове биография автора. Духовная и творческая эволюция Гумилева осуществляется с оглядкой на идеал всестороннего гения, каким был Пушкин. В целом логика эволюции Гумилева состоит в постепенном переходе от тем индивидуально-личностных к темам общечеловеческим.
Гумилев унаследовал от "позднего" Пушкина мотивы покаяния и молитвы ("Я, что мог быть лучшей из поэм...", "Утешение и т.д.)

ГУМИЛЁВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ

Влиянием Пушкина на Гумилева обусловлены не только формальные особенности ряда гумилевских текстов и определенный набор схожих тем,

Слайд 10Постоянная обращенность Ходасевича к Пушкину, напряженные размышления о единстве пушкинского творчества

и судьбы, необходимость оглядываться на Пушкина, сверяться с ним в катастрофические моменты собственной жизни и русской истории – вот тот фон, вне которого невозможно восприятие поэзии Ходасевича. О чем бы ни писал Ходасевич, он неизменно говорил с Пушкиным и о Пушкине. Пушкинизм был для Владислава Ходасевича не только сферой постоянного профессионального изучения, но и определяющим свойством личности, доминирующей особенностью его мировидения и мышления. Имя Пушкина остается для Ходасевича залогом гармонии, паролем, по которому посвященные будут узнавать друг друга в наступившем мраке. В поэтическом мире зрелого Ходасевича Пушкин – первооснова бытия, отчего дома, вечная весть о России. Восемь пушкинских томиков – единственно прочная опора в разрушающемся мире – становятся обоснованием не кровной, а сокровенной связи Ходасевича с Россией.

ХОДАСЕВИЧ  ВЛАДИСЛАВ  ФЕЛИЦИАНОВИЧ

Постоянная обращенность Ходасевича к Пушкину, напряженные размышления о единстве пушкинского творчества и судьбы, необходимость оглядываться на Пушкина,

Слайд 11    Общее сходство сонета Анненского с пушкинским стихотворением строится на контрасте,

предлагаемом этим последним: два типа любовных отношений, где предпочтение отдается тому типу, в котором конечный результат, представленный как победа, оценивается степенью нелегкости завоевания. При этом выступает в качестве значимого самый процесс завоевания.
    Выбор пушкинского «самопризнания» в качестве подтекста для своего сонета, вероятней всего, диктовался и пониманием соотношения «биографического» и «творческого» у самого Пушкина. В плане «биографическом» Анненский писал об этом следующее: «Любовь Пушкина к жене была как бы довершением или, точнее, жизненным осуществлением того взгляда на красоту, который проходит через всю его поэзию. Пушкин так же мало и так же неполно владел этим сияющим равнодушием, этой самодовлеющей и холодной красотой, как и его герои». В плане же творческом те же «самопризнания» он называл «призрачной победой его (поэта) над красотой».

А́ННЕНСКИЙ ИННОКЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ 

    Общее сходство сонета Анненского с пушкинским стихотворением строится на контрасте, предлагаемом этим последним: два типа любовных

Слайд 12В своих шумных литературных манифестах   футуристы, и в их числе В.

Маяковский, призывали сбросить русскую классику «с парохода современности», они заявляли о необходимости отказаться от классического наследия и создавать новое искусство, искусство будущего. 
Но современники вспоминают, что Маяковский ценил и любил Пушкина, знал и читал наизусть чуть ли не всего «Евгения Онегина» (особенно любил строки, которые он приводит в «Юбилейном»: «Я знаю жребий мой измерен, но чтоб продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я...»). И поэтому такое стихотворение, как «Юбилейное», в его творчестве не случайно. Духовное родство с Пушкиным, пушкинская интонация ощутимы во многих произведениях Маяковского, но особенно отчетливо проявилось это в «Юбилейном» (1924).

МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

В своих шумных литературных манифестах   футуристы, и в их числе В. Маяковский, призывали сбросить русскую классику «с

Слайд 13ЛИТЕРАТУРА
1.Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XXвека. Межвузовский сборник научных

трудов Выпуск 4 – Иваново: Ивановский государственный университет, 1999.
2. А. С. Пушкин и Серебряный век sites.google.com›site/aspuskiniserebranyjvek/
3. Ильичев А. В. Диптих А. А. Ахматовой "Городу Пушкина".
4.  Поэты пушкинской поры.
5. Вейдле В.В. Поэзия Ходасевича // Русская литература. 1989. № 2. С. 149.
6.Белый А. Рембрандтова правда в поэзии наших дней. О стихах В.Ф. Ходасевича // Нева. 1996. № 5. С. 210; Парнок С. Сверстники. Книга критических статей. М., 1999; Мандельштам О.Э. Собр. соч. В 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 293.      
7.Хаев Е.С. Идиллические мотивы в произведениях Пушкина рубежа 1820–1830 годов // Хаев Е.С. Болдинское чтение. Нижний Новгород, 2001. С. 95–104.

ЛИТЕРАТУРА1.Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XXвека. Межвузовский сборник научных трудов Выпуск 4 – Иваново: Ивановский государственный

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть