Презентация, доклад по русской литературе на тему Жить - значит действовать

Содержание

Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899 - 1951)Сказка-быль«Неизвестный цветок»

Слайд 1Презентация к уроку по литературе
Тема презентации: «Жить – значит действовать»
Учитель

русского языка и литературы Канчурина Айгуль Ринатовна.
МОБУ лицей-интернат г.Давлеканово
Презентация к уроку по литературеТема презентации: «Жить – значит действовать» Учитель русского языка и литературы

Слайд 2Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899 - 1951)
Сказка-быль
«Неизвестный цветок»

Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899 - 1951)Сказка-быль«Неизвестный цветок»

Слайд 3Андрей Платонович Платонов
Родился 16 (28) августа 1899г. в Ямской Слободе, предместье

города Воронежа. Учился в церковно-приходской школе, в 1914 г. вынужден был оставить учебу и пойти работать. До 1917 г. сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах «Очередной» (1918) и «Серега и я» (1921).
Андрей Платонович ПлатоновРодился 16 (28) августа 1899г. в Ямской Слободе, предместье города Воронежа. Учился в церковно-приходской школе,

Слайд 4Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 г.

он публиковал свои произведения, сотрудничая с рядом газет как поэт, публицист и критик. В 1920 годах он сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).
Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 г. он публиковал свои произведения, сотрудничая с

Слайд 5Памятник Платонову в Воронеже

Памятник Платонову в Воронеже

Слайд 6Библиография

Библиография

Слайд 8«Неизвестный цветок»
Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила

свою жизнь памяти отца. Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова.
«Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено.
«Неизвестный цветок»Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала

Слайд 9История создания сказки-были
Сказка-быль «Неизвестный цветок» -была  написана Платоновым в 1950 году.

В это время он уже был тяжело болен, почти не вставал с постели. А спустя год Платонов умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом.
История создания сказки-былиСказка-быль «Неизвестный цветок» -была  написана Платоновым в 1950 году. В это время он уже был

Слайд 10Что такое быль?
Быль – то, что было в действительности, происходило на

самом деле, рассказ о таком происшествии.
Что такое быль?Быль – то, что было в действительности, происходило на самом деле, рассказ о таком происшествии.

Слайд 11 Словарная работа Томиться - мучиться, испытывать тягость от чего-либо. Тучная земля - плодородная земля. Превозмогать - пересиливать,

например боль. Глодать - грызть, тщательно объедать. Мерцающий - слабо светящийся колеблющимся светом. Благоухание  - аромат, приятный запах. Ботанический сад - сад, в котором собраны коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте.
Словарная работа  Томиться - мучиться, испытывать тягость от чего-либо. Тучная земля - плодородная земля. Превозмогать - пересиливать, например боль.

Слайд 12План
История жизни цветка до знакомства с Дашей.
Разговор с девочкой.
Новая жизнь пустыря.
Год

спустя.
ПланИстория жизни цветка до знакомства с Дашей.Разговор с девочкой.Новая жизнь пустыря.Год спустя.

Слайд 13- Обратим внимание на главного героя. Кто он? - Как жилось цветку

на пустыре?

Да, он действительно – скучал; – ему было трудно; – он страдал.

- Обратим внимание на главного героя. Кто он? - Как жилось цветку на пустыре?Да, он действительно –

Слайд 14Найдите в тексте слова и предложения (одно, два), подтверждающие ваши ответы,

заполните таблицу
Найдите в тексте слова и предложения (одно, два), подтверждающие ваши ответы,  заполните таблицу

Слайд 15Вывод: но самое главное для него было – жить. Важнее всего

– жизнь. Это наше первое открытие.
Вывод: но самое главное для него было – жить.  Важнее всего – жизнь.  Это наше

Слайд 16- Чем цветок из сказки не похож на все остальные цветы?
(он

был живой, наделён чувствами, волей, как человек, он умел говорить, у него вырос сын).
- Как называется изобразительно-выразительное средство, когда неодушевленным предметам присваиваются качества живых существ? Назовите вид тропа?
(олицетворение)
– Какие чувства вызывают эти слова?
К тем, кто страдает, относиться нужно добрее, внимательнее, бережнее.
Молодцы, вы открыли ещё одну тайну – быть милосердными!
- Чем цветок из сказки не похож на все остальные цветы?(он был живой, наделён чувствами, волей, как

Слайд 17- Кому поведал о своей жизни цветок?
- Почему именно Даше?
Она внимательна,

смогла увидеть, ощутить его голос-благоухание. Быть внимательным к миру – это наше третье открытие.

- Кому поведал о своей жизни цветок?- Почему именно Даше?Она внимательна, смогла увидеть, ощутить его голос-благоухание.

Слайд 18Сравните девочку Дашу со цветком
-В какой момент мы знакомимся с Дашей?
-

О чем она беспокоится?
- Как это ее характеризует?
- Почему именно Даша заметила цветок, почувствовала его благоухание?
- Отчего девочка вспоминает сказку о розе?
-Как она поступила, увидев необычный цветок?

- Каким мы видим цветок вначале?
-Какие чувства вызывает его описание?
-Какой была жизнь цветка на пустыре?
-Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
-Что помогало ему выжить?
-Когда и чему радовался цветок?
-Опишите, каким он стал.
-Какие автор использует эпитеты, сравнения?

Сравните девочку Дашу со цветком-В какой момент мы знакомимся с Дашей?- О чем она беспокоится?- Как это

Слайд 20- Итак, что же общего у Даши и цветка?
(Одиночество. «Меня никто

не зовет»)
- Можно сказать, что и Даша не похожа на других?
(Даша, как и цветок, выбирает борьбу за жизнь. Она неравнодушна, умеет сочувствовать, сострадать, стремится сделать добро.)
- Итак, что же общего у Даши и цветка?(Одиночество. «Меня никто не зовет»)- Можно сказать, что и

Слайд 21Работа над иллюстрацией к сказке
- Какой момент изобразила  художница В.Горяева?
- Как

художник передал радостное изумление девочки при виде цветка?
- Какие вопросы задает Даша цветку?
- Почему она прониклась таким сочувствием к маленькому цветку?
- Можно ли сказать, что художнику удалось передать светлый, лиричный тон повествования?
Работа над иллюстрацией к сказке- Какой момент изобразила  художница В.Горяева?- Как художник передал радостное изумление девочки при

Слайд 22Работа над иллюстрацией к сказке
- Какой фрагмент вы видите на данной

иллюстрации?
- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?
- Почему дети решили сделать землю на пустыре плодородной?
- Как художник изобразил необыкновенность цветка?
- Сумел ли художник изобразить отношение Даши к цветку и стремление пионеров удобрить землю на пустыре?

Работа над иллюстрацией к сказке- Какой фрагмент вы видите на данной иллюстрации?- Какие душевные качества проявили ребята,

Слайд 23
ГОД СПУСТЯ…
- Почему через год Даша не смогла отыскать прежний цветок

на ухоженном пустыре?
- «Новый цветок, выросший между камнями был, намного лучше … и еще прекраснее».
- Как вы считаете, что этим фактом хотел сказать писатель?
(Писатель хотел показать, что только преодоление неблагоприятных обстоятельств и борьба за выживание создают красоту жизни)
Прежний цветок погиб на удобренной, возделанной земле, но возродился меж двумя тесными камнями: «… он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».
ГОД СПУСТЯ…- Почему через год Даша не смогла отыскать прежний цветок на

Слайд 24Сколько трудностей было у цветка, но он их преодолел; вырос благоухающим,

подарил людям добро, минуты красоты, сострадания, минуты вдохновения и Даше, и ребятам, которые трудились, облагораживали пустырь, так и человек, преодолевая трудности, становится сильным, красивым, несет свет своей души людям. - Какое открытие вы сейчас сделали? Очень важно нести добро людям. Это еще одно наше открытие.
Сколько трудностей было у цветка, но он их преодолел; вырос благоухающим, подарил людям добро, минуты красоты, сострадания,

Слайд 25- Почему А.Платонов назвал свое произведение сказкой-былью? Что в нем сказочного

и реального? Найдите примеры в тексте.

Сказка -

Быль

1. Сказочное начало: «Жил на свете цветок…»
2. История о том, как рос цветок, преодолевая трудности. Он умел разговаривать.
3. Цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость.

Повествование о Даше и детях.

- Почему А.Платонов назвал свое произведение сказкой-былью? Что в нем сказочного и реального? Найдите примеры в тексте.Сказка

Слайд 26Итоговые вопросы
Какую мудрость веками хранимую русским народом, передает нам писатель?
Какие чувства

вызвала у вас Даша, совершившая «открытие» маленькой неизвестной жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть, что никто до нее не замечал?»
Сделали ли вы какие-либо выводы для себя?
Итоговые вопросыКакую мудрость веками хранимую русским народом, передает нам писатель?Какие чувства вызвала у вас Даша, совершившая «открытие»

Слайд 27Выводы:
Сказка Андрея Платонова «Неизвестный цветок» имеет глубокий философский смысл.
Заслуживает уважение

тот, кто верен своим корням, тому месту, где жили его предки, своей Родине, даже если она сурова. Родину не выбирают, поэтому сын цветка вырос в прежних тяжелых условиях.
Произведение актуально и сейчас. Добро вечно. Заветы писателя тоже. Всегда есть и будут «непохожие», которые двигают человечество вперед.
Выводы:Сказка Андрея Платонова «Неизвестный цветок» имеет глубокий философский смысл. Заслуживает уважение тот, кто верен своим корням, тому

Слайд 28От сказки душе счастье, а уму – раздумье.
А.Платонов

От сказки душе счастье, а уму – раздумье.А.Платонов

Слайд 29 Домашнее задание:
Пересказать события сказки от имени цветка.
Ответить письменно на вопрос: «Что

может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?»
Домашнее задание:Пересказать события сказки от имени цветка.Ответить письменно на вопрос: «Что может сделать каждый из нас, чтобы

Слайд 301. Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на

электрон.носителе. В 2-х ч. Ч.2./авт.-сост. В.П. Полухина и др.; под ред В.Я. Коровиной – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 288 с.: ил. – ISBN 978-5-09 -020220-6.
2. Интернет ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 
http://www.modernlib.ru/books/platonov_andrey_platonovich/neizvestniy_cvetok/read/ 
3. Википедия.
4. Толковый словарь Ожегова С.И.

Использованные ресурсы:

1. Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2-х ч. Ч.2./авт.-сост. В.П.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть