Презентация, доклад по русской литературе на тему Тема экологии в произведениях русских писателей 19-20 веков

Содержание

«Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Б. Шоу

Слайд 1Подготовили: Лукина Юлия, Дубовикова Наталья, Попова Светлана, обучающиеся 6 «а» класса.
Руководитель

кружка «Родное слово»: Лукина Антонина Николаевна, учитель русского языка и литературы.

МБОУ «Борковская СОШ» Никольского муниципального района Вологодской области

Май, 2017 год

Подготовили: Лукина Юлия, Дубовикова Наталья, Попова Светлана, обучающиеся 6 «а» класса.Руководитель кружка «Родное слово»: Лукина Антонина Николаевна,

Слайд 2«Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать

под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Б. Шоу


«Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не

Слайд 3Почему экологические проблемы сегодня приобрели столь острое значение?
Почему понятие «экология» связана

не только с природой, но и с такими понятиями, как нравственность, культура и душа человека?
Как экология влияет на здоровье человека?

Проблемы…

Почему экологические проблемы сегодня приобрели столь острое значение?Почему понятие «экология» связана не только с природой, но и

Слайд 4 Рассмотрение взаимоотношений человека и природы в произведениях писателей XIX и

XX веков (в рамках программы 5-6 классов).

Цель:

Рассмотрение взаимоотношений человека и природы в произведениях писателей XIX и XX веков (в рамках программы 5-6

Слайд 5 Провести исследование взаимоотношений человека и природы в произведениях И. С.

Тургенева «Бежин луг», М. М. Пришвина «Кладовая солнца», В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
Развивать умение видеть и слышать окружающий мир; разбираться в тайнах окружающего мира.
Уметь работать со словом, понимать красоту звучащего слова.
На примере литературных произведений воспитывать нравственные качества: любовь к природе, внимательное и вдумчивое отношения к ней, учиться заботе об окружающей природе, её экологии.

Задачи

Провести исследование взаимоотношений человека и природы в произведениях И. С. Тургенева «Бежин луг», М. М. Пришвина

Слайд 6Актуальность
В наше время очень много говорится об экологических проблемах, об угрозе,

которая нависла не только над природой, но и над нами — людьми. И это понятно, ведь мы — часть природы, одно из звеньев цепи, которая когда-то была прочной и надежной.
Проблемы окружающей среды связаны с ухудшением экологии, поэтому подрывается здоровье людей, нарушается биосфера и гармония природы и человека.
Проблемы экологии рассматривают и изучают такие дисциплины, как философия, этика, литература. На наш взгляд, ярким примером могут служить произведения И. С. Тургенева, М. М. Пришвина, В. П. Астафьева, которые писали уже в 19-20 веках об отношении человека к природе, о его нравственности и экологии души.
АктуальностьВ наше время очень много говорится об экологических проблемах, об угрозе, которая нависла не только над природой,

Слайд 7Человек, разве ты хочешь жить в таких условиях?!

Человек, разве ты хочешь жить  в таких условиях?!

Слайд 8Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда

ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь.
Чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нём эти вопросы.
Взаимоотношения природы и человека обострились настолько, что стало понятно: или человек научится жить как часть природы, по ее законам, или погубит планету и погибнет сам. 


РАЗМЫШЛЕНИЯ…

Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта,

Слайд 9Наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой

и с окружающей средой.
В более широком смысле экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах.

Экология

Наука о взаимодействиях живых  организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. В более

Слайд 10Как выглядит здоровый человек?
Всегда хорошее настроение;
Ничего не болит;
Хочется

учиться, трудиться и стремиться к намеченной цели;
Любит свою родину, природу;
Видит мир прекрасным.





Как выглядит здоровый человек? Всегда хорошее настроение; Ничего не болит; Хочется учиться, трудиться и стремиться к намеченной

Слайд 11 10% - уровень медицинской помощи
20% - наследственность
20% -

окружающая среда
50% – образ жизни





Влияние нам здоровье людей

10% - уровень медицинской помощи 20% - наследственность 20% - окружающая среда 50% – образ жизниВлияние

Слайд 12Чистота окружающей среды зависит от людей. Если каждый человек станет немного

ЭКОЛОГОМ, то в нашем общем природном доме всё станет на свои места.
Охрана окружающей среды очень важна для здоровья и человека, и животных, и самой природы.

От чего зависит чистота окружающей природы?

Чистота окружающей среды зависит от людей. Если каждый человек станет немного ЭКОЛОГОМ, то в нашем общем природном

Слайд 13Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а

как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного.
А.С. Арсеньев

Мудрые мысли о природе

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире.
В. Бианки

Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную

Слайд 14Единство человека и мира природы в произведениях И.С.Тургенева
Знаменитый цикл рассказов «Записки

охотника» посвящён природе. Тургеневская природа таинственна и прекрасна, она тревожит воображение человека бесконечными загадками мироздания, заставляя почувствовать всю относительность любых открытий, разгадок ее тайн, смиряет силы человека, требуя признания своего превосходства.


Единство человека и мира природы в произведениях И.С.ТургеневаЗнаменитый цикл рассказов «Записки охотника» посвящён природе. Тургеневская природа таинственна

Слайд 15 «Бежин луг» - описание природы или душевные переживания рассказчика-охотника?
С любовью и нежностью

рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы.
Без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа.

«Бежин луг» - описание природы или душевные переживания рассказчика-охотника? С любовью и нежностью рисует Тургенев в

Слайд 16Детский взгляд на мир природы
Сама июльская ночь предстает средоточием двух сти­хий:

реальной (географически точно обозначены путь охот­ника и местопребывание мальчиков) и фантастический (таинственно-одушевляемая жизнь природы, непонятные звуки и шорохи, врывающиеся в рассказы ребят). Июль­ская ночь, природа выступает посредником между миром взрослых и миром детей. Так оно и было в крестьянском быту: природа во многом определяла отношения людей, связи поколений.

Именно Павлуше доверено наблюдать за варившимся на костре котелком. Значит, это дело привычно для мальчика. Со знанием говорит герой и о рыбе, блеснувшей на реке, и о покатившейся звезде: «...Вишь плеснула, — прибавил он, повернув лицо в направлении реки, — должно быть, щука... А вон звёздочка покатилась».

Детский взгляд на мир природыСама июльская ночь предстает средоточием двух сти­хий: реальной (географически точно обозначены путь охот­ника

Слайд 17Природа – часть жизни человека, отражение его внутреннего состояния
Тургенев видит в

природе простоту и величие: она «никогда ничем не щеголяет, не кокетничает» и «добро­душна в своих прихотях». Но она и неиссякаемый источник поэтической, творческой силы именно потому, что не раскрывает себя до конца. Она — стихия таинственного и непознанного, хотя в ней «нет ничего ухмуренного и муд­реного». 

В рассказе, представлены удивительные описания природы. Это всегда стихия, живущая по своим собственным таинственным законам. В рассказе «Бежин луг» пейзаж меняется много раз в зависимости от ситуации. Удачная охота проходит во время безмятежной погоды, в лучах солнца и ласкового тепла. Но когда герой к вечеру сбивается с пути, картины природы приобретают зловещие черты. А такие образы, как пустырь, заросший кустарниками и высокой травой, и бездна, в которую едва не проваливается охотник, передают читателю чувство тревоги и неопределённости.

Природа – часть жизни человека, отражение его внутреннего состоянияТургенев видит в природе простоту и величие: она «никогда

Слайд 18Единство человека и природы в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»
Настя и

Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни. Вся природа – это несметные богатства. А человек должен быть «мудрым хозяином», разумным; должен понимать природу, любить и охранять.


Единство человека и природы в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»Настя и Митраша поняли, что они любят друг

Слайд 19Примеры сравнений и олицетворений в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»:
«Очень

волновались старушки-ели…» «Ветер поиграл с домиком…» «Ветер-сеятель принес два семечка…»
«Деревья зарычали, завыли, застонали…» « …елка нажала на сосну, и сосна простонала…» Трава белоус показывала направление обхода елани…»
«…неподвижные, как изваяния…»
Примеры сравнений и олицетворений в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»: «Очень волновались старушки-ели…» «Ветер поиграл с домиком…»

Слайд 20М. Пришвин — певец русской природы
М. Пришвин учит не только любить

и понимать природу, но и умению ярко и образно говорить о ней. Природа привлекает Пришвина не только внешней красотой, но и внутренним своим содержанием.
Она заставляет задуматься о смысле жизни, о ее вечности и разумности. Любить по-настоящему природу может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.
М. Пришвин — певец русской природыМ. Пришвин учит не только любить и понимать природу, но и умению

Слайд 21Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души.

Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души.

Слайд 22 Какие из этих проблем затрагивает В.П. Астафьев в рассказе «Васюткино

озеро»?
Какие из этих проблем затрагивает В.П. Астафьев в рассказе «Васюткино озеро»?

Слайд 23Размышления Васюткина дедушки Афанасия
Раньше жили как Бог прикажет, и рыба тучами ходила.

А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время — ерши и пескари и те переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать».
Размышления  Васюткина дедушки АфанасияРаньше жили как Бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю

Слайд 24 Размышления Васюткина дедушки Афанасия
Дедушка Васютки прямо указывает на творящееся зло

от действий человека наперекор Божьей воле и против природы. Подобная ситуация плохо сказывалась на общем настроении: «Потянулись однообразные дни. Рыбаки чинили невода, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили.

Размышления  Васюткина дедушки АфанасияДедушка Васютки прямо указывает на творящееся зло от действий человека наперекор Божьей

Слайд 25Природа учит…
В рассказе «Васюткино озеро» В.П. Астафьев изобразил юного безгрешного мессию,

который в эпоху экологических катаклизмов сумел с помощью природы найти богатое рыбой озеро.
На протяжении всего пути, как в сказках, природа вела его, укрывала. Путь начался тетеревом, которого ему захотелось подстрелить. В пути он много размышлял о жизни, вспоминал свою учительницу, которую прежде не слушал, — и ему стало стыдно за это.
Природа учит…В рассказе «Васюткино озеро» В.П. Астафьев изобразил юного безгрешного мессию, который в эпоху экологических катаклизмов сумел с помощью

Слайд 26Природа учит…
Чем дольше был Васютка наедине с природой, тем больше его

одолевало раскаяние, что не слушал учительницу, был недостаточно внимателен на уроках: «Эх, сейчас бы Ольгу Федоровну увидеть… — думал Васютка вслух»

Природа учит…Чем дольше был Васютка наедине с природой, тем больше его одолевало раскаяние, что не слушал учительницу,

Слайд 27Памятка «Если ты заблудился в лесу»
Не паникуй, успокойся.
Прекрати бесполезное движение.
Осмотри место,

где находишься.
Собери хворост, дрова для костра .
Разожги костер, приготовь пищу.
Подготовь из веток, травы место для ночлега.
Спокойно ожидай спасателей, родственников.


Памятка  «Если ты заблудился в лесу»Не паникуй, успокойся.Прекрати бесполезное движение.Осмотри место, где находишься.Собери хворост, дрова для

Слайд 28Тема природы захватила писателя с самых первых его рассказов для детей,

где она в основном выражается в восторженном отношении к окружающему миру, в восхищении его красотой
В своих произведениях В. Астафьев глубоко исследует внутренний мир человека и показывает нам, как человек, попадая в невообразимо сложные перипетии жизни, испытывая страдания, изо всех сил сопротивляясь невзгодам, всё-таки побеждает.

В. П. Астафьев — признанный мастер, знающий и чувствующий природу, требующий бережного к ней отношения

Тема природы захватила писателя с самых первых его рассказов для детей, где она в основном выражается в

Слайд 29Тема природы и человека в той или иной мере звучит во

всех его произведениях. С помощью ее Астафьев стремится решать глобальные проблемы времени, искать пути совершенствования личности, пробуждать в человеке чувство сострадания. Впоследствии же эта тема углубляется автором и начинает звучать уже как тема экологическая. Защита природы, защита человеческого в человеке — вот основная мысль, которая проходит через всё творчество писателя. 

Виктор Астафьев об экологии

Тема природы и человека в той или иной мере звучит во всех его произведениях. С помощью ее

Слайд 30В. Астафьев в своих произведениях ставит вопрос не только об экологии

природы, но и об экологии души. "Забылся в человеке человек!" —говорит писатель, и от этого все беды человеческие, все катастрофы. Разорваны связи человека с природой — отсюда великие нравственные потери, утрата человеком живой души. Автор убежден, что спасать природу необходимо не только вокруг человека, но и в нем самом.

Виктор Астафьев об экологии

В. П. Астафьев писал: "Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте..." Я тянулся ко второй моей и неизменной матери - земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой".

В. Астафьев в своих произведениях ставит вопрос не только об экологии природы, но и об экологии души.

Слайд 31Писатель обращается к каждому из нас, призывая помнить, что природа и

человек неразрывно связаны между собой. Губя природу, мы губим самих себя, разрушая связи не только с окружающим миром, но и с себе подобными. Поэтому, чтобы выжить и не потерять себя, мы обязаны соблюдать разумное равновесие между человеком, его внутренним миром и окружающей его природой.
Астафьев в своих произведениях выражает надежду на то, что еще не поздно осознать все это и наладить гармоничные отношения с миром.

Призыв В. Астафьева

Писатель обращается к каждому из нас, призывая помнить, что природа и человек неразрывно связаны между собой. Губя

Слайд 32 В. Астафьев «Деревья растут для всех»
Посадить дерево – это значит

изменить жизнь к лучшему, сделав землю красивой.
Дерево корнями, а человек должен быть сердцем привязан к родной земле.
Человек должен делать добро на земле.


В. Астафьев  «Деревья растут для всех»Посадить дерево – это значит изменить жизнь к лучшему, сделав

Слайд 33Синквейн «Тема экологии в произведениях русских писателей XIX - XX веков»
Человек
Рациональный, осмотрительный.
Трудится,

властвует, использует, любуется.
Человек существует в гармонии с природой.
Друг природы




Природа
Мудрая, заботливая.
Помогает, знает, предупреждает, любит.
Природа – это живое существо.
Богатство

Синквейн «Тема экологии в произведениях русских писателей XIX - XX веков»ЧеловекРациональный, осмотрительный.Трудится, властвует, использует, любуется.Человек существует в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть