Слайд 1
школа жизни, труда, воспитания.
Педагогика А.С.Макаренко:
Слайд 2Антон Семёнович Макаренко - выдающийся отечественный педагог и писатель. Он разработал
стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика и техника, трактующих педагогику, как практически целесообразную науку. Такой подход означает необходимость выявления закономерностей, соответствия между целями, средствами и результатами воспитания.
Слайд 3Педагогическая цель в понимании Макаренко.
Макаренко считал, что ведущим компонентом в
воспитании выступает педагогическая цель, которая должна всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым педагогом как обязательная. Таким образом, педагог, рассуждает Макаренко, должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата. Он утверждал, что никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступая в новые стадии личностного развития, изменяются условия его жизни и деятельности.
Поэтому система педагогических средств должна быть поставлена учителем, воспитателем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременно устранять устаревшие методы, цели, требования.
Слайд 4 Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его
потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко.
К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.
Слайд 5Цели, к достижению которых нужно стремится в процессе воспитания А.С. Макаренко относил:
дисциплинированность;
работоспособность;
честность;
политическая сознательность.
Слайд 6Основы педагогики А.С. Макаренко.
.
1. Воспитание детей в коллективе.
Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:
общая цель;
общая деятельность;
дисциплина;
органы самоуправления;
связь данного коллектива с обществом.
По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении.
Слайд 72. Дисциплина и режим.
Дисциплина – это
не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей.
Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.
Режим – средство (метод) воспитания . Он должен быть обязателен для всех, точно по времени.
Свойства режима:
должно быть целесообразным;
точным по времени;
обязательным для всех;
носит изменчивый характер.
Слайд 83. Трудовое воспитание
Макаренко не мыслил свою систему Воспитания
без участия в производительном труде . В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны.
4. Проблема семейного воспитания.
Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете , о трудовом воспитании в семье , о дисциплине , о половом воспитании .
Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники .
5.Значение игры в воспитании.
А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”, но её нужно так организовать, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались “качества будущего работника и гражданина”.
Слайд 9
.
Коллективизм в понятии А. С. Макаренко.
« В простейшем определении коллективизм означает солидарность
человека с обществом» (А. С. Макаренко).
Эта сторона личности включает в себя следующие признаки:
1. умение работать в коллективе;
2. развитую способность к коллективному творчеству;
3. товарищескую солидарность и взаимопомощь;
4. активное участие в коллективной деятельности;
5. заботу о своем коллективе и его перспективах;
6. осознание себя хозяином коллектива;
7. ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;
8. умение приказать и подчиниться товарищу;
9. желание и потребность подчинить свои интересы коллективу;
10. принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных.
Слайд 10
Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип
параллельного воздействия на личность через коллектив. Он впервые научно разработал методику воспитания в коллективе, рассмотрел такие вопросы, как:
— строение коллектива;
— взаимоотношения в коллективе;
— педагогическое требование, дисциплина, поощрения и наказание;
— нравственное и трудовое воспитание;
— стиль работы;
— самоуправление, традиции;
— индивидуальный подход к детям.
Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения , за создание нормального психологического климата, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.
Слайд 11
Одной из черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считал самоуправление .
Он так организовал педагогический и трудовой процесс , что «каждый человек включался в систему реальной ответственности» : и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.
Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими воспитанниками : добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности.
Воспитатель — это, прежде всего член коллектива , а потом уже наставник, старший товарищ.
Слайд 12Педагогика А. С. Макаренко в наши дни.
А.С. Макаренко опередил в
своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными.
Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно ̶ не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее.
Антон Семенович создал основу системного использования искусства, культуры, эстетики в ресоциализации трудных подрростков. Такие события, как день самоуправления, Масленица, Рождество, Неделя толерантности, Новый год, день Победы, «Зарница» и многие другие позволяют воспитанникам ощущать не только сегодняшнюю, но и завтрашнюю радость. В теории и на практике Антон Семенович убедительно показывал стержневую роль труда в формировании личности человека. И сегодня его мысли живы и злободневны.
Слайд 13Педагогика Макаренко есть непросто теория о воспитании людей, а теория подкреплённая
практикой, или даже вернее практика перенесённая в теорию, что немаловажно в таком важном и ответственном деле как педагогика. Прежде чем писать Макаренко прошёл огромный жизненный путь, он работал с детьми разного рода, с детьми разных возрастов, и не только детьми, а и взрослыми, которые постепенно воспитывались под его влиянием.