Слайд 1Автор урока – учитель русского языка и литературы Керимкулова Чолпан Чапаевна
КГУ
«Средняя школа имени А.Саттарова» с ДМЦ
Класс – 7 «В»
2017-2018 учебный год
Урок русской литературы
Тема: К.Паустовский «Телеграмма»
Слайд 2Тема урока: К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Цели обучения:
ОС.1 обсуждение произведения
ПО 6 Ответы на
вопросы
ПО 3 Чтение наизусть и цитирование
Слайд 3Цели урока:
ОС1. участвовать в обсуждении произведения, выражая свое мнение о
героях и событиях
ПО 6. давать аргументированный ответ на проблемный вопрос;
ПО 3. самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа
Слайд 4Критерии успеха
Учащийся достигает целей урока, если:
1) участвует в обсуждении, выражает свое
мнение;
2) даёт правильные ответы на проблемные вопросы, подкрепляя их аргументами из текста;
3) находит в тексте и читает фрагменты, связанные с характеристикой Насти
Слайд 51.Психологический настрой
На улице осень, отцвели цветы, осыпаются листья. Какое настроение
навевает такая картина?
Но золото осенних листьев, ковром устилающихся под ногами, напоминает сказку и мы начинаем мечтать . В каждом времени года есть своя прелесть. Не зря называют осень золотой. Я вам желаю , чтобы ваши мечты реализовались, а на сегодняшнем уроке желаю успехов!
Слайд 6- Листья тоже проживают свою , хоть и недолгую, жизнь.Они рождаются
весной, летом они еще зеленые, к осени начинают желтеть, к началу зимы темнеть и... уходят в небытие.
Так и жизнь человека : рождение, детство, взросление, старение и ... смерть.
Послушайте стихотворение и скажите : о чем оно?
Слайд 7Запуск темы / звучит стихотворение/
Стихотворение «Заболела мать»
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая
женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли
Вот попробуй всех вас собери!
Слайд 8Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети!
Очень срочно!
Приезжайте – заболела мать»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь ….
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
Слайд 9- У вас на партах лежит конверт, в ней телеграмма для
каждого из вас. Прочтите, пожалуйста, вслух текст телеграммы.
- От кого эта телеграмма?
Слайд 10 Групповая работа
Задание
Дайте аргументированные ответы на вопросы, подкрепляя их цитатами
из текста.
Ответ представьте в форме ПОПС-формулы
Критерии оценивания:
1.Дать аргументированный ответ, подкрепляя цитатами из текста
2. Представить ответ в ПОПС-формула
Слайд 11
Дескрипторы:
1) отвечают на вопросы, приводя в пример факты
2) рассуждают,
подкрепляя ответ цитатами из текста
Слайд 12ПОПС - формула
ПОЗИЦИЯ – мы считаем, что…
ОБОСНОВАНИЕ – потому что…
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ,
ПРИМЕРЫ – свои мысли мы хотим подтвердить примерами из текста ….
СЛЕДСТВИЕ –мы делаем вывод , что …
Слайд 13ПОПС-формула
1 группа
Как же так получилось, что заботясь о чужих людях,
Настя забыла родную мать? Оправдывает ли ее то, что она помогала другим людям?
2 группа
Выразите свое мнение о героине, оцените ее поступки
3 группа
В чем же причина одиночества матери и дочери
4 группа
Почему рассказ называется «Телеграмма»?
Слайд 14ФО Взаимооценивание словесное:
1.Отличный ответ: дали полный ответ, приводя аргументы, цитаты из
текста
2.Хороший ответ: дали ответ, но были небольшие неточности в аргументах
3.Надо быть внимательным при чтении текста, чтобы ответить на вопросы
Слайд 15
Тест
К.Г. Паустовский «Телеграмма».
Задание: выберите правильный ответ, аргументируйте его.
Слайд 16Тест К.Г. Паустовский «Телеграмма».
1. О ком идет речь в данных строчках:
«..молчала, сидя на диване – сгорбленная, маленькая, – и всё перебирала какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле».
а) о Насте б) о Екатерине Петровне в) о Екатерине Васильевне г) о Манюшке
2. Где жила Настя?
а) в Ленинграде б) в Москве в) в Саратове г) в Воронеже
3. Описание комнаты Катерины Петровны говорит о том, что:
а) жизнь героини - в далёком прошлом; б) печи не топятся; в) в комнате много картин
4. Тихон солгал Катерине Петровне, потому что:
а) решил разыграть её; б) хотел облегчить её страдания; в) надеялся на приезд Насти.
5. Настя не поехала к матери после получения её письма, потому что:
а) бездушие – её отличительная черта; б) она была занята устройством выставки;
в) повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому человеку.
6. В сцене похорон Катерины Петровны писатель изобразил молоденькую учительницу, чтобы:
а) показать происходящее глазами постороннего человека;
б) эта смерть послужила для неё уроком – у неё в городе тоже осталась мать, маленькая и седая;
в) придать произведению правдоподобие.
7. Как называлась деревня, в которой жила Екатерина Петровна?
а) Вятское б) Жуковка в) Заборье г) Полесье
8. О каком дереве идет речь: «Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».
а) Клен б) Дуб в) Береза г) Осина
Слайд 18ФО - Самооценивание
7-8б – Супер!
6б – Молодец!
4-5б- еще немного и ты
- Молодец!
1-3б- будь оптимистом и все получится!
Слайд 19Домашнее задание:
Написать письмо герою
- напишите письмо Насте.
Слайд 21Рефлексия
Телеграмма
- Чему вы научились на уроке?
-Какое из заданий вам было выполнить
легко?
-Как вы чувствовали себя на уроке?
Слайд 22«Телеграмма»
предостережение, предупреждение: не забывайте о самых близких, самых родных, которые
так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно.
ПОЗВОНИТЕ СЕГОДНЯ ЖЕ СВОИМ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ!
Слайд 23Линия эмоций по произведению
К.Паустовского «Телеграмма»
Формула ПОПС по рассказу «Телеграмма»
Слайд 24Ромашка Блума
По рассказу «Телеграмма»
Лист раздумий по рассказу
«Телеграмма»