Слайд 1 ШОРЫКЙОЛ – пайрем
рождественнские Святки
(народа мари)
Слайд 2Методика исследования
Цель моей работы: я проживаю в марийской
деревне Магашлы-Алмантаево, являюсь участницей образцового фольклорного ансамбля «Ужара». Марийские традиции, обычаи и культура родного края меня заинтересовало уже в 3-4классах и поэтому я поставила перед собой цель, изучить марийский праздник в совершенстве и сравнить насколько схожи эти праздники с праздниками нашей деревни, определить причины изменений в традициях и обычаях их празднования.
Задачи:
изучить литературу о марийских праздниках;
ознакомиться с интернет - ресурсами по теме;
собрать материал о праздниках, проводимых в родной деревне
Предмет моего исследования: культура, традиции и обычаи марийского народа.
Объект исследования: марийский праздник.
В моей исследовательской работе использованы материалы, собранные из уста бабушки Фатхуллиной Аймалче, наблюдения на собственных выступлениях.
Исследуя данную тему, надеюсь получить дополнительный материал о культуре, семейных традициях, обычаях своего родного народа, как носителях народных знаний, передать изученный мной материал моим сверстникам и заинтересовать их историей и культурой своего народа и сохранить ее.
Слайд 3Шорыкйол пайрем
В Балтачевском районе Республики
Башкортостан, где я проживаю,
марийцы составляют 1,4 % от общего населения. В районе 11 марийских деревнь. Марийцы - трудолюбивый, веселый народ. У марийского народа есть свое богатство – это традиции, обряды, своя культура, которая передается из поколения в поколение.
Марийские праздники являются очень древними. Они рождались в процессе труда, связаны с явлениями природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ - весеннего сева, пахоты, уборки урожая. Разнообразные обряды и обычаи, магические действия, приметы и поверья, игры и развлечения, общие трапезы были направлены на обеспечение плодородия земли, получение богатого урожая, высокой рождаемости, семейного благополучия, приплода скота.
Слайд 4
«Шорыкйол» (Святки):
Шорыкйол - один из самых известных марийских
обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (6 января). Однако первым днем праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством.
Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол - «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия - дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье гадания превратились в веселое развлечение
В прошлом марийцы связывали с этим днем благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. Встав рано утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, напоминающие стога и скирды хлеба (лум каван, шорыкйол каван). Их старались делать как можно больше, но всегда в нечетном количестве. На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые крестьяне зарывали в них блины. В саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод.
Слайд 5
В этот день девушки ходили по
домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Подобные действия, связанные с «магией первого дня», должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье.
К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. По погоде первого дня судили о том, какими будут весна и лето, делались предсказания об урожае: «Если снежную кучу, наметанную в Шорыкйол, занесет снегом - быть урожаю (Шорыкйол каваным лум петыра гын, кинде шочеш)», «В Шорыкйол будет снег - будут овощи (Шорыкйол кече луман лиеш- пакча саска шочеш)».
Большое место занимали гадания, проведению которых крестьяне придавали серьезное значение. Гадания в основном были связаны с предсказанием судьбы. Девушки на выданье гадали о замужестве - выйдут ли замуж в новом году, какая жизнь ожидает их в замужестве. Старшее поколение пыталось узнать о будущем семьи, стремилось определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство.
Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами - Стариком Василием и Старухой (Васли кува-кугыза, Шорыкйол кува-кугыза). Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего, так как ряженые предвещают домохозяевам хороший урожай, увеличение приплода скота в подворье, счастливую семейную жизнь. Старик Василий и Старуха общаются с добрыми и злыми богами, поэтому они могут рассказать людям, как уродится урожай, такова будет жизнь для каждого человека. Их угощают квасом(свекольным), орехами, чтобы не было нареканий на скупость
Слайд 6 Чтобы продемонстрировать свое мастерство и
трудолюбие, вывешивают на обозрение свою работу - сплетенные лапти, вышитые полотенца и спряденные нитки. Угостившись, Старик Василий и его Старуха разбрасывают на пол зерна ржи или овса, желая щедрому хозяину изобилия хлеба. Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Часто готовят пельмени с мясом (шыл подкогыльо). По обычаю в некоторые из них кладут монету, кусочки лыка, угля и т.д. В зависимости от того, кому и что попадется во время еды, предсказывают судьбу на год. Во время праздника соблюдаются некоторые запреты: нельзя стирать белье, шить и вышивать, выполнять тяжелые виды работ.
Слайд 7
Из воспоминаний
бабушки
В деревне очень любят праздник «Шорыкйол». Но в нашей деревне его называют «Шорчол», дети и взрослые выходят вечерами по домам. Показывают свои умения хозяевам (танцуют и поют). Взрослые ряженые нерадивых ругают. Всех поздравляют с праздником, желают семейного благополучия, чтобы овечки приносили большой приплод.
Большое место занимали гадания, проведению которых крестьяне придавали серьезное значение. Гадания в основном были связаны с предсказанием судьбы. Девушки на выданье гадали о замужестве - выйдут ли замуж в новом году, какая жизнь ожидает их в замужестве. Старшее поколение пыталось узнать о будущем семьи, стремилось определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство.
Исследуя праздник, я задалась вопросом, соблюдаются ли обычаи предков в наше время. Для ответа на вопрос я совершила экспедицию в деревню Ташлы-Елга. Узнала, что здесь не очень придерживаются национальных традиций, отмечают праздники не каждый год, согласно тому, что у них это проводится в семейном кругу обычно и готовят блюда, приговаривая гостей поят квасом и угощают блинами и кашей из овсянки.
О празднике «Шорыкйол» моя бабушка Аймалче рассказывала, что раньше когда она была еще девушкой ее мама говорила: «В этот день хозяйка дома кидает лесные орехи на пол и приговаривает - Шорыкйол! Шорыкйол! Кок пача! Кок пача! (два ягнёнка). Таким образом, просит, чтоб каждая овечка принесла по 2 ягненка. А в это время гости садятся на колени, кидаются за орехами и каждый старается нагрести себе как можно больше орехов.
Слайд 8
На праздничный обед варили
мясные подкогыльо (напоминают пельмени, только в два раза больше). В фарш клали: деревянную лопаточку - будешь богат хлебом, уздечку из ниток - будут у тебя водится кони, копеечку- будешь богат деньгами, деревянную
бутылочку – станешь пьяницей, деревянный горшочек –быть лентяем
маленький горшочедерющий.
Праздник сегодня
Это праздник остается одним из любимых. Ряженые дети и взрослые ходят по домам, меняя свои голоса, разговаривают с хозяевами, справляются о здоровье, домашних делах. У всех ряженых корзинки или мешочки для угощений.
Прощаясь, желают успеха, богатства, здоровья.
Марийский народ создал своеобразную, самобытную культуру. Из поколения в поколения в крестьянских семьях и общинах передавались знания и опыт по земледелию, скотоводству, традиционное народное ремесло, обычаи, праздники. Имеют ли место народные праздники в современной жизни? Убедились, что и в настоящее время земледельческие праздники живы, им отводится большое значение, люди помнят и чтут традиции предков.
.