Презентация, доклад по развитию критического мышления на уроках литературы (6класс)

Особенности технологии РКМЧП: ● Активизирует познавательную деятельность учащихся по осмыслению текста, формированию навыков эффективного чтения. ● Развивает способности учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности. ● Позволяет развивать логическое и

Слайд 1



Современные образовательные технологии в условиях ФГОС.
Технология «Развитие критического

мышления
через чтение и письмо» на уроках литературы.





Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ деревни Юматово
Зайнашев Артур Анатольевич

Современные образовательные технологии в условиях ФГОС.   Технология «Развитие критического мышлениячерез чтение и письмо» на уроках

Слайд 2Особенности технологии РКМЧП:
● Активизирует познавательную деятельность учащихся по

осмыслению текста, формированию навыков эффективного чтения.
● Развивает способности учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности.
● Позволяет развивать логическое и критическое мышление.
● Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель – ученик».
● Учит сотрудничать в группе.
● Создаёт в классе атмосферу партнёрства.

Цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

Особенности технологии РКМЧП:  ● Активизирует познавательную деятельность учащихся по осмыслению текста, формированию навыков эффективного чтения.

Слайд 3В основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» лежит

базовая модель, состоящая из трех стадий (фаз): «ВЫЗОВ», «ОСМЫСЛЕНИЕ», «РЕФЛЕКСИЯ».

В основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» лежит базовая модель, состоящая из трех стадий

Слайд 4 1 этап - вызов

На этапе вызова учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы. Все их высказывания (правильные и неправильные) фиксируются. Обмен мнениями способствует возникновению вопросов у учащихся, которые будут мотивировать их на поиск ответов и изучение нового материала.
1 этап - вызов        На этапе вызова учащиеся «вспоминают»,

Слайд 5 1. Приём «Мозговая атака» -

умственная разминка, совместный поиск группового решения. Цель данной стратегии - обращение к личному опыту, для того чтобы подготовить учащихся к личностному восприятию произведения.

Например, возьмём басню Крылова “Ворона и Лисица”:
 
Обращение к личному опыту.
 
- Приходилось ли столкнуться с обманом?
 
Прогнозирование по назначению.
 
Как вы думаете, о чем это произведение? Встречаются ли люди, похожие на лису?

1. Приём «Мозговая атака» - умственная разминка, совместный поиск группового решения.

Слайд 6  2. Приём «Ключевые слова» По

«ключевым словам» биографии и творчества догадайтесь, о каком писателе пойдёт речь сегодня на уроке?


Писатель 19 века, Царскосельский лицей, журнал «Современник», сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, памятники во многих городах.

Александр Сергеевич Пушкин

   2. Приём «Ключевые слова»      По «ключевым словам» биографии и творчества

Слайд 73. Приём «Ассоциативного чтения»  
Какие ассоциации вызывают

у вас фамилия главного героя произведения А.С. Пушкина “Дубровский?”


Поручик, разбойник, роман Пушкина, Кистинёвка, любовь к Маше.
3. Приём «Ассоциативного чтения»         Какие ассоциации вызывают у вас фамилия

Слайд 84. Приём «Знаю-Хочу узнать-Узнал».   Работа может проводиться индивидуально

по заполнению первого столбика, затем в парах идет обсуждение и заполнение второго столбика (мотивация к изучению нового), и на стадии рефлексии заполняется третий столбик.
4. Приём «Знаю-Хочу узнать-Узнал».      Работа может проводиться индивидуально по заполнению первого столбика, затем

Слайд 95. Приём «Кластер» - графическое отображение ассоциативного ряда.
Война…. Что же

такое ВОЙНА?

5. Приём «Кластер» - графическое отображение ассоциативного ряда. Война…. Что же такое ВОЙНА?

Слайд 106. Приём "Корзина идей"
Это актуализация имеющегося у

учащихся опыта и знаний.
Для примера мы возьмём рассказ Л.Н.Толстого “Кавказский пленник”. Каждый учащийся вспоминает и записывает на листочках, какие черты характера Жилина в произведении Л.Н. Толстого “Кавказский пленник” помогли ему преодолеть трудности (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
На доске прикрепляется значок «КОРЗИНА» с кармашком, в которую дети складывают все свои результаты. Все ошибки исправляются на следующей стадии осмысления.

6. Приём

Слайд 112 этап - осмысление. Работа с новой информацией.

На этапе осмысления основным инструментом работы является художественное слово писателя, которое поможет найти ответы на все вопросы. В рамках технологии критического мышления возможно использование интересных приемов работы с текстом.

2 этап - осмысление. Работа с новой информацией.       На этапе осмысления

Слайд 121. «Инсерт» или «Чтение с пометками».
Учащимся предлагается система маркировки текста

(чтение с пометками).
Задание: Прочитайте статью в учебнике с карандашом в руке. Отметьте значками в тексте нужную информацию:
«V» - уже знал;
«+» - новое для меня;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопрос.
Из полученных результатов составляется таблица.







1. «Инсерт» или «Чтение с пометками».  Учащимся предлагается система маркировки текста (чтение с пометками).Задание: Прочитайте статью

Слайд 132. Приём «Чтение с остановками».
Текст разбит на несколько смысловых частей,

каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании. 

Поэтому учащиеся получают следующее задание:
- чтение текста от “остановки до остановки”; - вопрос – прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке; - ответ – предположение, его обоснование.

2. Приём «Чтение с остановками». Текст разбит на несколько смысловых частей, каждая часть анализируется, делаются прогнозы о

Слайд 143 этап – рефлексия
Этот этап обычно используется на завершающей

стадии урока в режиме технологии критического мышления.
 
На этапе рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. В процессе этой работы происходит отбор учащимися наиболее значимой информации.

3 этап – рефлексия Этот этап обычно используется на завершающей стадии урока в режиме технологии критического мышления. На

Слайд 151. Приём "Синквейн".
Синквейн – это стихотворная

форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.
 Правила написания синквейна:

1. Приём

Слайд 16Пример синквейна на примере рассказа А.И. Куприна “Чудесный доктор”.
1. Пирогов
2. Добрый,

милосердный.
3. Понимает, помогает, лечит.
4. Это бескорыстный, скромный человек.
5. Доктор.

Пример синквейна на примере рассказа А.И. Куприна “Чудесный доктор”.1. Пирогов2. Добрый, милосердный.3. Понимает, помогает, лечит.4. Это бескорыстный,

Слайд 172. Приём "Ментальная карта
Это удобная техника для представления процессов мышления или

структурирования информации в визуальной форме. Она позволяет мыслить учащимся, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Суть методики ментальных карт заключается в том, что в центре ключевая идея, от неё отходят ветви - ассоциации, каждая из которых детализируется, рождает новые ассоциации.
2. Приём

Слайд 19Спасибо за внимание!

Особенностью данной

педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. 


Спасибо за внимание!       Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть