Слайд 1ЕХСELSIOR-2018
Секция «Русская литература ХХ века»
Музыкальный экфрасис в рассказе «Струна»
К. Г. Паустовского
Слайд 2
Владимирова Алёна МБОУ «Вурман-Сюктерская средняя общеобразовательная школа» Чебоксарского района, 8 класс.
Научный
руководитель:
Федимирова Татьяна Федотовна, учитель русского языка и литературы. МБОУ «Вурман-Сюктерская средняя общеобразовательная школа» Чебоксарского района.
Слайд 3Тема моей работы:
«Музыкальный экфрасис в рассказе «Струна» К. Г.
Паустовского».
Слайд 4Основополагающий вопрос: Как раскрывается музыкальный экфрасис в рассказах К. Паустовского?
Цель работы:
Выявить особенности музыкального экфрасиса в прозе писателся.
Дидактические задачи:
-Формирование навыков самостоятельной работы с большим объемом информации.
-Развитие познавательных интересов, подготовка творчески активного человека.
-Выработка умений увидеть проблему и пути её решения с точки зрения функции использования музыкального экфрасиса.
Слайд 5Исследовательские задачи:
-Исследовать прозу К.Паустовского
-Систематизировать и проанализировать литературу по теме работы.
-Определить
роль музыкальных образов в прозе писателя
Объект исследования: Выбранные рассказы К. Паустовского.
Предмет исследования: Музыкальный экфрасис в рассказах прозаика.
Слайд 6Объект исследования: Рассказ « Струна» К. Паустовского.
Предмет исследования: Музыкальный экфрасис в
рассказе прозаика.
Гипотеза: Если в прозе К. Паустовского используется музыкальный экфрасис, то какую роль он играет в раскрытие образов и идеи произведения?
Слайд 7Методы исследования:
- Изучение особенности рассказов К. Паустовского.
- Изучение материала по
музыке
-Чтение литературоведческих статей
-Использование интернет-ресурсов
Этапы работы:
1) Выявление проблемной ситуации.
2) Сбор и обработка информации.
3) Презентация исследовательской работы.
4) Обсуждение результатов исследовательской работы.
Слайд 8 Экфрасис имеет древнегреческие корни и происходит от глагола «высказываю» ,
«выражаю», поэтому экфрасисом долгое время называли «украшенное описание произведения искусства внутри повествования».
Слайд 9В конце ХХ века понятие «экфрасис» становится шире.
Существует четыре вида экфрасиса:
живописный, скульптурный, архитектурный, музыкальный.
Слайд 10Музыкальный экфрасис означает словесное описание музыкальных произведений, их исполнение, изображение музыкальных
инструментов, образы музыкантов, композиторов в художественном произведении. Он отражает особенности эмоционально-психологического состояния героя и различные проявления его характера, которые раскрываются во время пения, игры на музыкальном инструменте.
Слайд 11По объёму использования музыкального экфрасиса различают:
- Полные (развёрнутое описание музыкальных
произведений)
Свёрнутые ( несколько предложений)
- Нулевые ( только упоминание названий произведений, композиторов ,инструментов, музыки)
Слайд 12В рассказе К. Г. Паустовского «Струна» речь идёт о музыке ,
способной влиять на жизнь человека, вызывать глубокие чувства, преодолевать трудности, время и пространство.
Автор, используя музыкальный экфрасис, не ограничивается только описанием звуков, мелодий, но с помощью этого средства создаёт образы героев, передаёт их душевное волнение.
Слайд 13Главные герои – музыкант Егоров, его изуродованная скрипка и музыка, способная
вызвать глубокие чувства : «Слеза сползла из – под закрытых век музыканта…, и от томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце».
Слайд 14«Поют сотни струн, поют гобои и трубы, – победа придет! Потому
что не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных песен, где так просто умирают за будущее скромные музыканты и где созданы могучие симфонии, потрясающие мир.»
Слайд 15Соотношение экфрасиса по объёму
нулевой
свёрнутый
развёрнутый
Слайд 17Список использованной литературы:
- Интернет-ресурсы (методические разработки уроков по творчеству К. Г.
Паустовского)
- К. Г. Паустовский «Повести и рассказы» Челябинск 1971 г.
- Л. А Левицкой, К. Паустовский «Очерк творчества 1916 – 1977г.»
- Л. Геллер «Экфрасис в русской литературе» 2002г.
- Н.П. Титова « Образ музыканта и музыкальный экфрасис»