Презентация, доклад по методике литературы Технология продуктивного чтения

Содержание

Осознанность чтения Осознанность чтения трактуется как понимание текста, что является неотъемлемым качеством чтения, ибо без понимания процесс чтения не имеет смысла. Техническая сторона обеспечивает понимание, подчинена ему, поэтому можно утверждать, что конечной целью чтения является понимание информации

Слайд 1Технология продуктивного чтения
Учитель русского языка и литературы
М. В. Поддубнова
«МАОУ СОШ №3

г. Черепанова»


Технология продуктивного чтенияУчитель русского языка и литературыМ. В. Поддубнова«МАОУ СОШ №3 г. Черепанова»

Слайд 2Осознанность чтения
Осознанность чтения трактуется как понимание текста, что является неотъемлемым качеством

чтения, ибо без понимания процесс чтения не имеет смысла. Техническая сторона обеспечивает понимание, подчинена ему, поэтому можно утверждать, что конечной целью чтения является понимание информации текста.

Осознанность чтения Осознанность чтения трактуется как понимание текста, что является неотъемлемым качеством чтения, ибо без понимания процесс чтения

Слайд 3Текст
Задача понять текст не сводится лишь к выявлению незнакомых слов

и установлению их значения. Знакомые слова тоже требуют вдумчивого отношения, так как в тексте встречаются многозначные слова, которые употребляются в одном из своих значений. Игнорирование этого факта ведет к неточному пониманию текста в целом.

Текст Задача понять текст не сводится лишь к выявлению незнакомых слов и установлению их значения. Знакомые слова

Слайд 4Предложение
Понимание предложения предполагает наличие развитого умения находить правильные логические соотношения

между отдельными словами, выделять в предложении каждое слово, несущее основной смысл.
Предложение Понимание предложения предполагает наличие развитого умения находить правильные логические соотношения между отдельными словами, выделять в предложении

Слайд 5Осваивать значение слов и смысл предложений следует в контексте.

Осваивать значение слов и смысл предложений следует в контексте.

Слайд 6Виды информации
Фактуальная;
Подтекстовая;
Концептуальная

Виды информацииФактуальная;Подтекстовая;Концептуальная

Слайд 7Фактуальная информация
описание событий, героев, места и времени действия.

Фактуальная информацияописание событий, героев, места и времени действия.

Слайд 8Подтекстовая информация
напрямую в словах не выражена, она содержится в смысловых скважинах

(пропусках), которые читатель заполняет, опираясь на свой ресурс знания, имеющийся житейский и читательский опыт. Подтекстовая информация напрямую зависит от фактуальной, извлекается читателем из нее, при этом переход от фактов к смыслу — задача трудная.
Подтекстовая информациянапрямую в словах не выражена, она содержится в смысловых скважинах (пропусках), которые читатель заполняет, опираясь на

Слайд 9Концептуальная информация
 пониманию текста в целом. Концептуальная информация в тексте нередко не

выражена напрямую; это система взглядов, мыслей, чувств писателя, та основная мысль, которую автор хотел донести до читателя.

Концептуальная информация пониманию текста в целом. Концептуальная информация в тексте нередко не выражена напрямую; это система взглядов, мыслей,

Слайд 10Уровни понимания читаемого текста
Первый уровень понимания характеризуется поверхностным "схватыванием" фабулы и сюжета

произведения. Если читатель младшего школьного возраста отвечает на конкретные вопросы по содержанию текста, начинающиеся вопросительными словами ("Кто?", "Что?", "Где?", Когда?"), то можно утверждать, что он демонстрирует первый уровень понимания.
Уровни понимания читаемого текстаПервый уровень понимания характеризуется поверхностным

Слайд 11Второй уровень понимания называют когнитивным, или уровнем освоения подтекста. Этот уровень характеризуется

тем, что читатель способен осознать информацию, выраженную автором косвенно. Он требует выявления связей, отношений, причин, следствий, является для них сложной познавательной деятельностью. Очевидна необходимость особой организации работы с текстом па уроках литературного чтения. Следует учить младших школьников отвечать на вопросы, которые начинаются со слов "Почему?", "Зачем?", а также самостоятельно ставить подобные вопросы к тексту.

Второй уровень понимания называют когнитивным, или уровнем освоения подтекста. Этот уровень характеризуется тем, что читатель способен осознать информацию,

Слайд 12Третьим уровнем понимания является постижение идейно-образного содержания произведения (героев, событий), раскрытие мотивов

и отношений, т.е. освоение концептуальной информации текста.
Подлинное понимание произведения и есть проникновение в его смысл, который принимается или не принимается читателем"[4].

Третьим уровнем понимания является постижение идейно-образного содержания произведения (героев, событий), раскрытие мотивов и отношений, т.е. освоение концептуальной информации

Слайд 13Три этапа работы с текстом
I этап. Работа до чтения.
Антиципация. (Предвосхищение, предугадывание)
Выделение

героев по названию
Работа с именем автора
Работа по иллюстрациям
Обращение к ключевым словам
На этом этапе происходит постановка целей урока.

Три этапа работы с текстомI этап. Работа до чтения.Антиципация. (Предвосхищение, предугадывание)Выделение героев по названиюРабота с именем автораРабота

Слайд 14II этап. Работа с текстом во время чтения.
1)Первичное чтение (самостоятельно, слушание,

комбинированное целого произведения или главы, эпизода). Выявление первичного восприятия.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраски.
2) Перечитывание текста, медленное и вдумчивое повторное чтение (всего текста или фрагмента)
3)Анализ текста
Приемы:
Диалог с автором через текст. (Новый прием для сегодняшней школы). Необходимо находить прямые и скрытые вопросы автору, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом, включать воображение.

II этап. Работа с текстом во время чтения.1)Первичное чтение (самостоятельно, слушание, комбинированное целого произведения или главы, эпизода).

Слайд 15III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: достижение понимания на уровне

смысла( основной мысли, подтекста, между строк)
1) Концептуальная (смысловая беседа, коллективное обсуждение, дискуссия, соотнесение читательских интерпретаций с авторской позицией. Выявление и формулировка основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседа по проблемному вопросу всего текста. Основную мысль автор не высказал, а спрятал.
2) Знакомство с писателем. Рассказ о нем. Беседа о его личности. Работа с материалом учебника, доп. Источниками.
3)Работа с заглавием, иллюстрациями (повторно)
4)Творческие задания (иллюстрирование, устное рисование, составление презентации, инсценирование).

III этап. Работа с текстом после чтения.Цель: достижение понимания на уровне смысла( основной мысли, подтекста, между строк)1)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть