Слайд 1Литературное чтение.
Тема:
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Составитель:
Малышева В Н
Слайд 2Литературное чтение.
Цели урока:
Познакомиться со стихотворением Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
Научиться
правильно читать стихотворение.
Развивать память, речь, мышление.
Слайд 3Литературное чтение.
Задачи урока:
Уметь читать стихотворение.
Передавать интонацией настроение поэта.
Различать стихотворный и прозаический
тексты.
Объяснять интересные выражения.
Слайд 4Литературное чтение.
Оборудование:
Картины на тему осени.
Карточки – текст для речевой гимнастики, задания.
Слайд 5Литературное чтение.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2 Речевая гимнастика:
(играет мелодия «Времена года» П.И.
Чайковского).
Стихи на карточке для каждой пары учеников.
Слайд 6Литературное чтение.
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень в шубу желтую одета,
По лесам с метелями прошлась.
( 1. Чтение в медленном темпе.
2. Чтение нараспев.
3. С интонацией удивления,
4. С интонацией раздражения. )
Слайд 7Литературное чтение.
Введение в тему урока.
Какое время года изображено в стихотворении?
Найдите в
тексте приметы осени.
Какие еще признаки подтверждают, что наступила осень?
Слайд 8Литературное чтение.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?
(Ответы детей).
Показ портрета Ф.И. Тютчева.
Кто знает, чей это портрет?
(Называют. Если не могут, то помогает учитель.)
Мы сегодня будем выразительно читать, разгадывать загадки.
Справитесь???
Слайд 9Литературное чтение.
Работа по теме урока.
1 Проверка домашнего задания.
-Прочитайте свои тексты об
осени.
( выступление школьников).
2. Осенние загадки.
Прочитайте загадки про себя, приготовьтесь читать вслух.
Слайд 10Литературное чтение.
1. Он идет, а мы бежим, в дом укрыться мы
спешим. Будет к нам стучать в окно, мы не пустим все равно. (ДОЖДЬ).
2. Все мрачней, мрачней в природе.
Опустели огороды ,
оголились все леса.
Смолкли птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь).
Слайд 11Литературное чтение.
Физ минутка.
Чтение стихотворения учителем.
Беседа по содержанию.
--- Понравилось вам стихотворение?
--- Какие
картины осени можно представить?
--- О какой поре рассказывает поэт?
Слайд 12Литературное чтение.
Словарная работа. ( по карточке)
БОРОЗДА,
СЕРП,
Праздная борозда.
Как вы понимаете
эти слова?
Слайд 13Литературное чтение.
Работа в паре. (карточка).
Борозда- канавка на поверхности
почвы от плуга, для отвода воды.
Серп- ручное орудие труда, изогнуто полукругом, с мелкими зубьями ниж, чтобы срезать злаковые культуры.
Праздная борозда – отдыхающая, уже убранная.
Слайд 14Литературное чтение.
Работа над выразительностью.
Чтобы передать чувства, авторы используют разные приемы: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ,
МЕТАФОРЫ, ЭПИТЕТЫ.
Разберемся, ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ ЭТИ СЛОВА.
Слайд 15Литературное чтение.
Карточка для работы в паре.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- выразить, представить в виде живого
существа.
МЕТАФОРА- употребление слов в переносном значении на основе сходства.
ЭПИТЕТ- образное, художественное определение. Например: СИНЕЕ МОРЕ, ЗЛАТЫЕ КУДРИ.
Слайд 16Литературное чтение.
Найти в тексте эпитеты и метафоры.(день хрустальный, дивная пора, лучезарны
вечера, праздная борозда.)
Как понимаете выражение «лучезарны вечера»? Все залито лучами вечернего заходящего солнца, все сверкает, сияет.
Выразительное чтение стихотворения.
Слайд 17Литературное чтение.
Рефлексия.
---На сегодняшнем уроке я узнал...
---Я на уроке похвалил бы себя
за…
---После урока мне хочется…
---Сегодня я сумел…
Слайд 18Литературное чтение.
Итог урока.
---Как называется новый раздел, который мы начали изучать?
Кто автор
стихотворения?
Как бы вы озаглавили его?
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть. (с.68).
Слайд 19Литературное чтение.
СПАСИБО ЗА УРОК.
УРОК ОКОНЧЕН.