Слайд 1Презентация по литературному чтению
3 класс
Ю.Ермолаев «Проговорился»
Подготовила: Кузьменкова Екатерина Владимировна, учитель
начальных классов
Слайд 2Юрий Иванович Ермолаев
(1921-1996)
Детский писатель
Драматург
Актёр
Слайд 3 Родился 16 апреля 1921 года в Москве, в семье
рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом закончив школу, Юрий Иванович в 1943 году поступил учиться в Театральное училище им. М.Щепкина при Малом театре.
Слайд 4По профессии он был актёром. Играл главные роли в спектаклях московских
театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но ему очень хотелось создавать своих героев, передавать детям свой жизненный опыт. На радио Юрий Иванович прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей.
Слайд 5 Талант писателя пересилил талант актёра. Писательский труд увлёк его.
Всё своё творчество он посвятил только детям и их наставникам. Жил в его душе и драматург. Видимо, сказалось артистическое прошлое. Его пьесы и сценки с удовольствием исполнялись в театрах и домах культуры. Со сказочными героями его пьес мы до сих пор можем встретиться на новогодних представлениях.
Слайд 6 В каждом произведении Юрия Ивановича происходит что-нибудь чрезвычайно необычное
и интересное, смешное. Но всё это направлено на торжество добра над злом. Его герои честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на неожиданные поступки. Они наделены добротой и находчивостью, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они верят в справедливость. Герои произведений наполнены таким жизнелюбием, смелостью и правдивостью, что с ними и расставаться не хочется.
Слайд 7
Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году.
Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Юрия Ивановича Ермолаева выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем..
Слайд 8О книгах Юрия Ермолаева
«Дом отважных трусишек»
Слайд 9
… Далеко в Зауралье живёт и работает замечательный доктор Гавриил Абрамович
Илизаров. Точно сказочный волшебник, возвращает он к жизни, казалось бы, неизлечимо больных людей, делает их здоровыми и счастливыми. Он и его помощники - врачи, медсестры, санитарки и, конечно, дети, которых они лечат, и дали Юрию Ермолаеву материал для этой книги. Повесть «Дом отважных трусишек» (так называет в книге главный доктор детское отделение клиники) не документальна. В ней не рассказывается о том, какие новые методы лечения нашел и успешно применяет зауральский доктор. Писатель прежде всего стремится показать маленьких пациентов, передать их огромное желание преодолеть свой недуг и стать здоровыми. Вместе с Надей Ермаковой и её подружками по палате Варей Осиповой, Джаннат Шамхаловой и маленькой Олечкой ты, читатель, пройдёшь через многие испытания и узнаешь радость победы, которую одержала героиня книги над собой. И эта радость была для неё самой большой на свете.
Слайд 10
Весёлая повесть о том, как пионеры Петя и Павлик
подружились с октябрятами-второклассниками и стали вожатыми октябрятской звездочки.
«Тайные шефы»
Слайд 11
Книга состоит из двух повестей: «Можете нас поздравить!» и «Стрелы пущены
в цель».
Обе повести посвящены пионерским делам. Первая, веселая повесть рассказывает о том, как пионерское звено помогло исправиться лентяю и второгоднику. А вторая, немного таинственная повесть- о большой дружбе одноклассников, благодаря которой пионерка Света Мохова сумела преодолеть свою застенчивость и робость и даже стала звеньевой.
«Можете нас поздравить»
"Стрелы пущены в цель"
Слайд 12
Дорогие ребята! Вам, наверное, приходилось слышать, как
кто-нибудь из взрослых с огорчением восклицал: - У меня целый час пропал!
А вот у трёх весёлых друзей – Вовы, Васи и Тимки – героев этой маленькой повести, пропали не час или два, а сто шесть часов. Пропали так, будто их совсем не было! О том, чем были заняты друзья всё это время, какие они совершили поступки, как отличились, и рассказывает эта повесть.
"106 пропавших часов"
Слайд 14Моим читателям!
Несколько лет назад я написал повесть «Можете нас
поздравить». Герой повести Петя Мошкин сумел так сдружить своё звено, что даже озорник Федя Батов стал вести себя лучше. Когда повесть вышла, я стал получать много писем. Ребята спрашивали: «Какой новой идеей увлёкся Петя?», «Что он ещё придумал хорошего?». Они решили, что Петя существует на самом деле, а не придуман мною. Своими письмами ребята даже убедили в этом меня.
Повесть « Можете нас поздравить» заканчивается третьей учебной четвертью. Приближалось лето. Вот я и подумал: «А ведь мне тоже интересно, как Петя провёл его» И решил выяснить это.
Всё, что произошло с Петей Мошкиным во время летних каникул, и описано в книге «Нежданно-негаданно».
Мне кажется, что, прочитав её, вы будете так же неожиданно обрадованы, как был обрадован я, когда узнал всё то, что сделали Петя Мошкин и его новые друзья. Очень хочется, чтобы ребята стали и вашими друзьями.
Автор.
Слайд 16
Откройте учебник на стр.179.
Прочитайте название произведения.
Рассмотрите иллюстрацию на стр.180.
Как вы
думаете, о чём этот рассказ?
Когда так говорят: проговорился?
Слайд 17Отгадайте загадку О. Дружковой:
Нос крючком
Да чуб торчком,
Яркий наряд –
Болтает всё
подряд,
На жердочке сидит
Да свысока глядит,
То эхом отзовётся,
То резко засмеётся.
Слайд 19Давайте прочитаем рассказ (стр.179 -181)
Кого купили Ирочке мама и папа?
Что решила
сделать Ирочка?
Как разговаривала девочка с бабушкой?
Зачем Ирочка принесла попугая в школу?
Что сказал попугай вместо слова «Здравствуйте!»?
Как отреагировала Ирочка на поведение попугая?
Как отреагировали ребята на поведение попугая?
Слайд 20О чём проговорился попугай?
Что ребята узнали из общения с попугаем о
девочке?
Как вы думаете, почему получилась такая неприятность?
Нравится ли вам Ирочка? Почему?
Как была наказана Ирочка за своё поведение? Прочитайте.
Прочитайте рассказ по ролям.
Слайд 21Как вы понимаете слова, сказанные одноклассником Ирочки Алёшей: «Как не хочет?
Он нам очень многое сказал! Верно, ребята?»
О чём самом главном сказал попугай?
Чему учит этот рассказ?
Слайд 22Слово - это мощное средство
в руках человека.
Словом можно вылечить,
можно и обидеть.
Поэтому за своими словами,
своей речью надо следить.
Слайд 23Домашнее задание
стр.179-181 прочитать рассказ выразительно, подготовить чтение по ролям.
Спасибо
за внимание!