Слайд 1Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов
Слайд 2Цель:
Познакомить учащихся с творчеством некоторых военных поэтов: Симонова, Самойлова;
учиться находить важное
в художественном произведении;
формулировать выводы;
воспитывать чувства патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Слайд 3Эпиграфы
Никогда общение писателей с народом не было таким тесным, как в
годы войны.
А.Прокофьев
Льется свет по ночам из мерцающих чаш. Колыбели плывут в тишине, начеку, словно мира спасенного страж,-
Наша память о прошлой войне.
Расул Гамзатов
Слайд 4Николай Тихонов
Ольга Берггольц
Слайд 6А.А. Сурков
"Бьётся в тесной печурке огонь"
Слайд 7"Бьётся в тесной
печурке огонь,
На поленьях смола,
как слеза,
И поёт мне
в землянке
гармонь
Про улыбку твою и глаза".
Слайд 8К.М.Симонов
"Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины"
Слайд 9К.М.Симонов
"Жди меня"
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не
ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Слайд 10Словарная работа
Кринка - глиняный удлиненный горшок для молока;
Тракт – большая проезжая
дорога;
Погост – кладбище;
Салопчик – женская одежда;
Пажити – поля.
Слайд 11Вопросы по стихотворению
«Ты помнишь, Алёша …»
Кому обращается К. Симонов?
Какая картина
возникает в вашем воображении? О чём вспоминает автор?
Какие художественные средства нам помогают увидеть это?
Что такое Родина по мнению поэта? Какой она ему видится?
Какой период войны описан в данном стихотворении?
Какую проблему открывает нам автор?
К чему призывает читателя?
Какие чувства вызывает у вас это
Слайд 12стихотворение?
9. Чем заканчивается стихотворение? Чьи образы на дорогах войны запечатлела память
поэта?
10. Как меняется образ солдата к концу стихотворения?
11. Чей образ предстаёт в последней строфе?
12. Что значит, по – вашему, любить Родину? Как поколение К. Симонова смогло доказать свою любовь к Родине?
13. Какое ещё стихотворение К. Симонова о войне изучили раннее?
Слайд 13Вывод:
Константин Михайлович Симонов хотел, чтобы все люди помнили о Великой Отечественной
войне, её последствиях, о мужестве солдат, о силе русских женщин, о Великой Победе.
Слайд 14Давид Самойлов
«Сороковые»
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки
эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Слайд 15Вывод по уроку;
Запись в тетрадь
Слайд 16Значение стихов о войне
1. Как писатели помогали своим творчеством бороться и
побеждать?
2. Каково значение стихов в наше мирное время?
Слайд 17 1.Стихи о войне - это школа мужества.
2. Поэзия
несёт в себе нравственное начало.
3. Мы лучше осознаём историю
через искусство.
Слайд 19Домашнее задание
Выучить стихотворение К. Симонова
«Ты помнишь, Алёша, дороги …» наизусть.