Слайд 1П.П.Ершов
«Конёк - Горбунок»
Слайд 2Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
Речевая разминка
Слайд 3 Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию
студентов, вместо лекции стал читать сказку:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба - на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И набитою сумой
Возвращалися домой.
Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки - студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов. Ершову было тогда 19 лет.
Слайд 4Портрет П. Ершова кисти Н. Гаджи
Слайд 5Автор сказки "Конек-горбунок" Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815
году. В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал.
Слайд 6Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих
врагов - царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро. Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились.
А.С.Пушкин
П.П. Ершов
Слайд 7 И он тут же задумал написать своего "Конька-горбунка" - веселую
сказку о смелом Иванушке - крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для "Конька-горбунка" из старинных народных сказок. Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о "Коньке-горбунке".
Слайд 8Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину,
и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска. Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал.
Слайд 9Кроме "Конька-горбунка", он написал еще несколько произведений, но они сейчас уже
забыты. А "Конек-горбунок", появившись больше ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.
Слайд 11В декабре 1864 года впервые в Мариинском театре в Петербурге был
поставлен балет "Конёк-Горбунок" на музыку Ц. Пуни в постановке А. Сен-Леона. Балет "Конёк-Горбунок" с успехом идёт и в наши дни.
Слайд 13Будем учиться:
Учиться анализировать поступки героев.
Развивать навыки выразительного чтения.
Развивать умение находить
необходимые отрывки в тексте.
Сегодня познакомимся с
произведением Петра Ершова
«Конёк-горбунок».
Слайд 16 В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события
в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.
В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: высмеять недостатки героев.
В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер
Слайд 27- С чего начинается сказка? Давайте зачитаем начало сказки.
-Каким был старший
сын?
-Средний сын?
-Как вы понимаете выражение «пшеницу шевелить?
-Какой выход нашли братья, чтобы поймать и выследить вора?
Братья решили: «стоять на карауле» - сторожить
-Озаглавьте этот текс?
-Объясните выражение «боязнь напала»- испугался, «закопался в сенник»- зарылся в стог сена» « не ударил грязь лицом» - не опозорился.
- Как караулил старший брат?
Что он сделал, чтоб выглядеть убедительнее?
Зачитайте, как это было? сонные тетери?
-Как караулил средний брат?
-Что сказал отец?
Как младший брат нес караул?
Опишите по тексту кобылицу?
Слайд 28спальник – придворный чин
бабка- игральная кость
зело – сильно
басурманин – иноземец
каурка –
лошадь рыжей масти
лубки – яркие картинки
седмица – неделя
острог – тюрьма
шабалки – шабаш, конец
льзя – можно
рядиться – торговаться, договариваться
малахай – длинная, широкая одежда
без пояса
Слайд 29Что решил сделать Иван?
-Зачитайте как это было?
-За что кобылица
решила наградить Ивана?
Как наградила кобылица Ивана?
Как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи?
-Какой наказ дала кобылица Ивану?
Озаглавьте часть сказки?
-Что обнаружили у Ивана два брата ?
-Что решили продать братья, чтобы заработать деньги?
-Кто помог Ивану догнать братьев?
-Где царь впервые увидел коней?
-Из каких поступков видно, что кони очаровали царя?
-Как держался Иван перед царем?
-За какую цену продал Иван златогривых коней?
- Кем назначил Ивана?
Слайд 30Какие события развиваются в сказке?
Кто является главными героям сказки?
Какова задача каждой
сказки?
Слайд 31– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?
По типу сказка
«Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.
Слайд 32В этой сказке автор использует устаревшую лексику.
В этой сказке также как
и в народных сказках присутствует зачин.
Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)
– Какие приёмы народной сказки использованы в сказке?
Слайд 331. Имя героя. Где он живет?
2.Чем занимается?(отрывок)
3. Какие поступки совершает? (отрывок)
4.Какой
характер у героя?
5.Опишите внешность и характер героя.
6. Отношение автора к герою.
7. Ваше отношение к герою.
Паспорт героя
Слайд 34 добродушие
простодушие
терпимость
доверчивость
искренность
Образ Ивана
Слайд 35грубости
жадность
глупости
алчности
зависти
безответственность
Образ братьев
Слайд 38-Какое отчество у Ивана?
-За сколько братья продали царю коней?
-Сколько лет было
царю?
-Сколько лет было царь-девице?
-Сколько жар-птиц прилетало на поле?
-Кто мать царице?
-Кто брат царице?
-Сколько лет пролежал рыба-кит поперёк моря?
-Назовите по порядку котлы, в которых должен был искупаться Иван?
Проверка на внимательность
Слайд 39Подберите отрывки
к иллюстрациям
Слайд 47Друг и помощник Иванушки - дурочка
Слайд 48Вспомни сцену сказки, когда царь велел Иванушке искупаться в трёх котлах,
и посмотри на наши рисунки.
В каком котле Иван искупался сначала, а в каких потом?
Слайд 491. Приключения Ивана вызваны:
а) Похищением коней братьями; б) Поимкой
кобылицы;
в)Тем, что он взял перо Жар-птицы.
2. Конёк-горбунок выступает в сказке в роли:
а) Главного героя; б) Волшебного помощника;
в) Любимого животного Ивана.
3.Основным противником Ивана в сказке является:
а) Царь; б) Спальник; в). Братья Ивана.
4. Образ Конька-горбунка:
а) Придуман самим автором; б) Взят из русского фольклора;
в) Взят из зарубежного фольклора.
5. Иван в сказке:
а) Действительно дурак; б) Прикидывается дураком;
в) Простодушный и честный человек, в конце сказки награждён умом и красотой.
Слайд 50-Назовите положительных героев сказки.
-Назовите отрицательных героев сказки.
-Назовите героев-помощников.
-Почему сказка ни когда
не стареет?
-Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова?
-Почему вы так думаете?
Слайд 51Что вспомнили на уроке?
Чему учились?
Что на уроке вам понравилось?
Какая работа
показалась сложной?
Оцените свою работу.