Презентация, доклад по литературному чтению Н.А.Некрасов. Дед Мазай

Содержание

Николай Алексеевич НЕКРАСОВ(1821 – 1878)

Слайд 1Литературное чтение.

Литературное чтение.

Слайд 2Николай Алексеевич НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)

Николай Алексеевич  НЕКРАСОВ(1821 – 1878)

Слайд 3Алексей Сергеевич Некрасов (отец поэта)

Алексей Сергеевич Некрасов  (отец поэта)

Слайд 4Друзьями детства Н.А. Некрасова были дети крепостных крестьян

Друзьями детства Н.А. Некрасова были дети крепостных крестьян

Слайд 5Вместе с ними летом он купался в речке, ходил за грибами

и ягодами, зимой катался на салазках, участвовал во всех играх
Вместе с ними летом он купался в речке, ходил за грибами и ягодами, зимой катался на салазках,

Слайд 6В 16 лет юный Николай уехал в Петербург продолжать образование

В 16 лет юный Николай уехал в Петербург продолжать образование

Слайд 7Николай Алексеевич с ружьем за плечами в сопровождении своей любимой собаки

отправлялся бродить по ярославским лесам и полям…
Николай Алексеевич с ружьем за плечами в сопровождении своей любимой собаки отправлялся бродить по ярославским лесам и

Слайд 8В поэме «Крестьянские дети» Николай Алексеевич любуется детскими забавами и проказами,

участвует в занятиях детей…
В поэме «Крестьянские дети» Николай Алексеевич любуется детскими забавами и проказами, участвует в занятиях детей…

Слайд 9В поэме «Мороз – красный нос» Н.А. Некрасов рисует картину участия

маленьких крестьянских детей в уборке урожая
В поэме «Мороз – красный нос» Н.А. Некрасов рисует картину участия маленьких крестьянских детей в уборке урожая

Слайд 10Стихотворение «Дядюшка Яков» – картинка увиденная Некрасовым в одной деревне

Стихотворение «Дядюшка Яков» – картинка увиденная Некрасовым в одной деревне

Слайд 11На свои средства Н.А. Некрасов построил школу в селе Абакумцеве

На свои средства  Н.А. Некрасов построил школу в селе Абакумцеве

Слайд 12 Из тех сел, где не было школ, крестьянские дети ходили сюда

учиться за многие версты…
Из тех сел, где не было школ, крестьянские дети ходили сюда учиться за многие версты…

Слайд 13Речевая разминка.
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей

внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

Е. Евтушенко.

Как вы понимаете эти строки?

О каких зверях внутри нас говорит автор?

К чему призывает автор?

Речевая разминка.«Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя».Е.

Слайд 14О чём пойдёт речь в произведении?

О чём пойдёт речь в произведении?

Слайд 15Силки - приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и

мелких животных
Силки - приспособление в виде затянутой петли  для ловли птиц и мелких животных

Слайд 16Багор – шест с металлическим крюком и остриём

Багор – шест с металлическим крюком и остриём

Слайд 17Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м.

Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м.

Слайд 18Сажень – старинная русская мера длины, равная трём аршинам

Сажень – старинная русская мера длины, равная трём аршинам

Слайд 19Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна

Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна

Слайд 20«Дед Мазай и зайцы»

«Дед Мазай и зайцы»

Слайд 21Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах.

Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.

В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте.

Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и

Слайд 22 Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая

деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай.
Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал

Слайд 23Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот

однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый

Слайд 24Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по

неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Дети, я вам расскажу про Мазая.Каждое лето домой приезжая, Я по неделе гощу у него.Нравится мне деревенька

Слайд 25Летом ее убирая красиво, Исстари хмель в ней родится красиво,

Летом ее убирая красиво,  Исстари хмель в ней родится красиво,

Слайд 26Вся она тонет в зеленых садах; Домики в ней на высоких столбах

Вся она тонет в зеленых садах; Домики в ней на высоких столбах

Слайд 27(Всю эту местность вода поднимает, Так что деревня весною всплывает, Словно Венеция)

(Всю эту местность вода поднимает, Так что деревня весною всплывает, Словно Венеция)

Слайд 28Старый Мазай разболтался в сарае: «В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы

дичи велось, Кабы сетями её не ловили, Кабы силками её не давили;
Старый Мазай разболтался в сарае: «В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось,  Кабы

Слайд 29Зайцы вот тоже, - их жалко до слёз! Только весенние волны нахлынут,

И без того они сотнями гибнут, -
Зайцы вот тоже, - их жалко до слёз! Только весенние волны нахлынут,  И без того они

Слайд 30Нет! Ещё мало! Бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми. Где

у них совесть?..
Нет! Ещё мало! Бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми. Где у них совесть?..

Слайд 31Я раз за дровами В лодке поехал – их много с реки К

нам в половодье весной нагоняет – Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Я раз за дровами В лодке поехал – их много с реки К нам в половодье весной

Слайд 32Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой

минутой вода подбиралась К бедным зверькам;
Вижу один островок небольшой –  Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К

Слайд 33Уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.

Уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.

Слайд 34Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим

скомандовал: прыгайте сами!
Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Слайд 35Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Слайд 36Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой.

Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой.

Слайд 37 То-то, - сказал я: - не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики ,

деда Мазая!»
То-то, - сказал я: - не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики , деда Мазая!»

Слайд 38Этак гуторя, плывём в тишине. Столбик не столбик, зайчишко на пне Лапки скрестивши,

стоит, горемыка,
Этак гуторя, плывём в тишине. Столбик не столбик, зайчишко на пне Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Слайд 39Взял и его – тягота не велика!

Взял и его – тягота не велика!

Слайд 40Только что начал работать веслом, Глядь, у куста копошится зайчиха – Еле

жива, а толста, как купчиха!
Только что начал работать веслом, Глядь, у куста копошится зайчиха –  Еле жива, а толста, как

Слайд 41Я её, дуру, накрыл зипуном – Сильно дрожала…Не рано уж было,

Я её, дуру, накрыл зипуном –  Сильно дрожала…Не рано уж было,

Слайд 42Мимо бревно суковатое плыло, Сидя, и стоя, и лёжа пластом, Зайцев с десяток

спасалось на нём. «Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Мимо бревно суковатое плыло, Сидя, и стоя, и лёжа пластом, Зайцев с десяток спасалось на нём. «Взял

Слайд 43Жаль их, однако, да жаль и находку – Я зацепился багром

за сучок И за собою бревно поволок…
Жаль их, однако, да жаль и находку –  Я зацепился багром за сучок И за собою

Слайд 44Было потехи у баб, ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек: «Глянь-ко: что делает

старый Мазай!» Ладно! Любуйся, а нам не мешай!
Было потехи у баб, ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек: «Глянь-ко: что делает старый Мазай!» Ладно! Любуйся,

Слайд 45Мы за деревней в реке очутились. Тут мои зайчики точно сбесились: Смотрят, на

задние лапки встают, Лодку качают, грести не дают:
Мы за деревней в реке очутились. Тут мои зайчики точно сбесились: Смотрят, на задние лапки встают, Лодку

Слайд 46Берег завидели плуты косые, Озимь, и рощу, и кусты густые!..

Берег завидели плуты косые, Озимь, и рощу, и кусты густые!..

Слайд 47К берегу плотно бревно я пригнал, Лодку причалил – и: «С богом!»

- сказал…
К берегу плотно бревно я пригнал, Лодку причалил – и: «С богом!» - сказал…

Слайд 48Мигом команда моя разбежалась,

Мигом команда моя разбежалась,

Слайд 49Только на лодке две пары осталось – Сильно измокли, ослабли;

Только на лодке две пары осталось –  Сильно измокли, ослабли;

Слайд 50В мешок Я их поклал – и домой приволок;

В мешок Я их поклал – и домой приволок;

Слайд 51За ночь больные мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись;

За ночь больные мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись;

Слайд 52Вынес я их на лужок: из мешка Вытряхнул, ухнул -

Вынес я их на лужок: из мешка Вытряхнул, ухнул -

Слайд 53и дали стречка!

и дали стречка!

Слайд 54Я проводил их всё тем же советом: «Не попадайтесь зимой!» Я их не

бью ни весною, ни летом: Шкура плохая – линяет косой…»
Я проводил их всё тем же советом: «Не попадайтесь зимой!» Я их не бью ни весною, ни

Слайд 55– За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в тексте. Кабы сетями ее

не ловили Кабы силками ее не давили... Ловят, и топят, и бьют их баграми.
– За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в тексте.  Кабы сетями ее не ловили Кабы силками

Слайд 56– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите

в тексте. Было потехи у баб, ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек: «Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.  Было потехи у

Слайд 57– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите

в тексте. Было потехи у баб, ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек: «Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.  Было потехи у

Слайд 58– Ради забавы спасал он зайцев? – Как он заботился о больных

зайцах? Найдите в тексте. За ночь больные мои отогрелись…
– Ради забавы спасал он зайцев? – Как он заботился о больных зайцах? Найдите в тексте.

Слайд 59– Как относился он к родной природе?
– Отражается ли в речи

его отношение к природе, ко всему живому? Как он говорит о зайцах? …
– Как относился он к родной природе?    – Отражается ли в речи его отношение

Слайд 60– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена

речь Мазая. – Назовите близкие по смысле слова к данным:
– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.  – Назовите близкие

Слайд 61Кабы – если Гинут – погибают Этак гуторя – так беседуя Чур – только Дали стречка – стремительно убежали.

Кабы – если Гинут – погибают Этак гуторя – так беседуя Чур – только Дали стречка – стремительно убежали.

Слайд 62- Как автор называет зайчишек? (Команда косая) - Какие чувства он выражает,

называя их так? (Он относится к ним с добротой, как к меньшим братьям)
- Как автор называет зайчишек? (Команда косая)  - Какие чувства он выражает, называя их так?

Слайд 63 - Как дед Мазай обращается с зайцами? (Зайчики) - Найдите и прочитайте

с помощью, каких выражений автор это показал?
- Как дед Мазай обращается с зайцами? (Зайчики) - Найдите и прочитайте с помощью, каких выражений

Слайд 64- Что автор говорит об одном из своих героев

(Столбик не столбик, зайчишко на пне) - Как он его называет? (Горемыка) - Как он относиться к нему? (Он его жалеет)
- Что автор говорит об одном из своих героев       (Столбик не

Слайд 65- Найдите и прочитайте, что он говорит о зайчихе? (У куста копошится зайчиха

- еле жива, а толста как купчиха) - А как он относиться к этой героине? (Он относится к ней с сочувствием, так как он накрыл её зипуном)
- Найдите и прочитайте, что он говорит о зайчихе? (У куста копошится зайчиха - еле жива, а толста

Слайд 66- Найдите и прочитайте, что он говорит о зайчихе? (У куста копошится зайчиха

- еле жива, а толста как купчиха) - А как он относиться к этой героине? (Он относится к ней с сочувствием, так как он накрыл её зипуном)
- Найдите и прочитайте, что он говорит о зайчихе? (У куста копошится зайчиха - еле жива, а толста

Слайд 67– Найдите то место, где стихотворные строчки короче. И во весь дух Пошли

зайчишки. А я им: «У-х! Живей, зверишки!.. Смотри, косой,  Теперь спасайся, А чур, зимой Не попадайся! Прищелюсь – бух! И ляжешь… Ууу-х!..»
– Найдите то место, где стихотворные строчки короче. И во весь дух Пошли зайчишки. А я им:

Слайд 68– Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чем говорится в этом

отрывке? – Чтобы показать стремительность движения зайцев надо читать быстрее, чем все остальные строки. Прочитаем их.
– Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чем говорится в этом отрывке?  – Чтобы показать стремительность

Слайд 69С помощью чего он передает свое отношение?
(Он называет её дуррой,

показывая что она промедлила и не смогла спастись сама)
Как автор показал, что ему было очень жаль зайцев на бревне?
(Жаль их, однако, да жаль и находку)
С помощью чего он передает свое отношение? (Он называет её дуррой, показывая что она промедлила и не

Слайд 70Как односельчане отнесли к поступку Мазая?
(Бабы и ребятишки смеялись над

тем как он вёз зайцев )
Огорчало ли это Мазая?
(Мазай говорил, чтобы любовались, но не мешали ему)
Как односельчане отнесли к поступку Мазая? (Бабы и ребятишки смеялись над тем как он вёз зайцев )Огорчало

Слайд 71 Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?
(К берегу плотно

бревно я пригнал, Лодку причалил - и "с богом!" сказал...)
Каким автор показал дедушку Мазая в этой части?
(Добрым, сочувствующим)
Прочитайте совет дедушки Мазая?
( Он им сказал: «Не попадайся зимой!»)
 Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?(К берегу плотно бревно я пригнал, Лодку причалил -

Слайд 72- Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? (Он любит

свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации)
- Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении?  (Он любит свой край, животных этой местности

Слайд 73- Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край,

быть патриотом своей Родины)

 
- Придумайте другой заголовок. (Случай весной)

- Какова главная мысль стихотворения?  (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)  -

Слайд 74Творческая работа. Составление характеристики Мазая.
План:
1.Кто такой Мазай?
2.Его отношение ко всему

живому. (Какие слова говорят об этом?)
3.Черты его характера, речь.
4.Отношение автора и односельчан к Мазаю.
Творческая работа.  Составление характеристики Мазая.План:1.Кто такой Мазай? 2.Его отношение ко всему живому. (Какие слова говорят об

Слайд 75Игра-тест.
Впятеро больше бы дичи велось, Кабы мешками ее не ловили...


(сетями)

Только осенние воды нахлынут...

(весенние )

Сами ни с места: я взял одного,
прочим скомандовал: плывите за нами...

(прыгайте сами )

Только уселась команда босая,
весь островок пропал под водой...

(косая )

Глядь, у куста копошится лосиха...

(зайчиха )

Игра-тест. Впятеро больше бы дичи велось, Кабы мешками ее не ловили... (сетями)Только осенние воды нахлынут... (весенние )Сами

Слайд 76Игра-тест.
мои зайчики точно сбесились,
Смотрят, на задние

лапы встают,
Дружно кричат, грести не дают...

(лодку качают )

За ночь соседи мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись...

(больные )

Игра-тест.  мои зайчики точно сбесились,   Смотрят, на задние лапы встают,  Дружно кричат, грести

Слайд 77К природе надо относиться бережно, надо ее любить
Что сегодня сбережешь,

завтра пригодится.
К природе надо относиться бережно, надо ее любить Что сегодня сбережешь, завтра пригодится.

Слайд 78Домашняя работа.
Отрывок наизусть

Домашняя работа.Отрывок наизусть

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть