Слайд 2Николай Алексеевич
НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)
Слайд 3Алексей Сергеевич Некрасов
(отец поэта)
Слайд 4Друзьями детства Н.А. Некрасова были дети крепостных крестьян
Слайд 5Вместе с ними летом он купался в речке, ходил за грибами
и ягодами, зимой катался на салазках, участвовал во всех играх
Слайд 6В 16 лет юный Николай уехал в Петербург продолжать образование
Слайд 7Николай Алексеевич с ружьем за плечами в сопровождении своей любимой собаки
отправлялся бродить по ярославским лесам и полям…
Слайд 8В поэме «Крестьянские дети» Николай Алексеевич любуется детскими забавами и проказами,
участвует в занятиях детей…
Слайд 9В поэме «Мороз – красный нос» Н.А. Некрасов рисует картину участия
маленьких крестьянских детей в уборке урожая
Слайд 10Стихотворение «Дядюшка Яков» – картинка увиденная Некрасовым в одной деревне
Слайд 11На свои средства
Н.А. Некрасов построил школу в селе Абакумцеве
Слайд 12
Из тех сел, где не было школ, крестьянские дети ходили сюда
учиться за многие версты…
Слайд 13Речевая разминка.
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей
внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».
Е. Евтушенко.
Как вы понимаете эти строки?
О каких зверях внутри нас говорит автор?
К чему призывает автор?
Слайд 14О чём пойдёт речь в произведении?
Слайд 15Силки - приспособление в виде затянутой петли
для ловли птиц и
мелких животных
Слайд 16Багор – шест с металлическим крюком и остриём
Слайд 17Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м.
Слайд 18Сажень – старинная русская мера длины, равная трём аршинам
Слайд 19Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна
Слайд 21Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах.
Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.
В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте.
Слайд 22 Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая
деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай.
Слайд 23Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот
однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
Слайд 24Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по
неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Слайд 25Летом ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится красиво,
Слайд 26Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах
Слайд 27(Всю эту местность вода поднимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция)
Слайд 28Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы
дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили;
Слайд 29Зайцы вот тоже, - их жалко до слёз!
Только весенние волны нахлынут,
И без того они сотнями гибнут, -
Слайд 30Нет! Ещё мало! Бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где
у них совесть?..
Слайд 31Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К
нам в половодье весной нагоняет –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Слайд 32Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой
минутой вода подбиралась
К бедным зверькам;
Слайд 33Уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Слайд 34Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим
скомандовал: прыгайте сами!
Слайд 36Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
Слайд 37
То-то, - сказал я: - не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики ,
деда Мазая!»
Слайд 38Этак гуторя, плывём в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне
Лапки скрестивши,
стоит, горемыка,
Слайд 40Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха –
Еле
жива, а толста, как купчиха!
Слайд 41Я её, дуру, накрыл зипуном –
Сильно дрожала…Не рано уж было,
Слайд 42Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток
спасалось на нём.
«Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Слайд 43Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром
за сучок
И за собою бревно поволок…
Слайд 44Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает
старый Мазай!»
Ладно! Любуйся, а нам не мешай!
Слайд 45Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на
задние лапки встают,
Лодку качают, грести не дают:
Слайд 46Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
Слайд 47К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил – и: «С богом!»
- сказал…
Слайд 49Только на лодке две пары осталось –
Сильно измокли, ослабли;
Слайд 50В мешок
Я их поклал – и домой приволок;
Слайд 51За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Слайд 52Вынес я их на лужок: из мешка
Вытряхнул, ухнул -
Слайд 54Я проводил их всё тем же советом:
«Не попадайтесь зимой!»
Я их не
бью ни весною, ни летом:
Шкура плохая – линяет косой…»
Слайд 55– За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в тексте.
Кабы сетями ее
не ловили
Кабы силками ее не давили...
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Слайд 56– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите
в тексте.
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
Слайд 57– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите
в тексте.
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
Слайд 58– Ради забавы спасал он зайцев?
– Как он заботился о больных
зайцах? Найдите в тексте.
За ночь больные мои отогрелись…
Слайд 59– Как относился он к родной природе?
– Отражается ли в речи
его отношение к природе, ко всему живому? Как он говорит о зайцах? …
Слайд 60– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена
речь Мазая.
– Назовите близкие по смысле слова к данным:
Слайд 61Кабы – если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали.
Слайд 62- Как автор называет зайчишек? (Команда косая)
- Какие чувства он выражает,
называя их так?
(Он относится к ним с добротой, как к меньшим братьям)
Слайд 63
- Как дед Мазай обращается с зайцами? (Зайчики)
- Найдите и прочитайте
с помощью, каких выражений автор это показал?
Слайд 64- Что автор говорит об одном из своих героев
(Столбик не столбик,
зайчишко на пне)
- Как он его называет?
(Горемыка)
- Как он относиться к нему?
(Он его жалеет)
Слайд 65- Найдите и прочитайте, что он говорит о зайчихе?
(У куста копошится зайчиха
- еле жива, а толста как купчиха)
- А как он относиться к этой героине?
(Он относится к ней с сочувствием, так как он накрыл её зипуном)
Слайд 66- Найдите и прочитайте, что он говорит о зайчихе?
(У куста копошится зайчиха
- еле жива, а толста как купчиха)
- А как он относиться к этой героине?
(Он относится к ней с сочувствием, так как он накрыл её зипуном)
Слайд 67– Найдите то место, где стихотворные строчки короче.
И во весь дух
Пошли
зайчишки.
А я им: «У-х!
Живей, зверишки!..
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур, зимой
Не попадайся!
Прищелюсь – бух!
И ляжешь… Ууу-х!..»
Слайд 68– Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чем говорится в этом
отрывке?
– Чтобы показать стремительность движения зайцев надо читать быстрее, чем все остальные строки. Прочитаем их.
Слайд 69С помощью чего он передает свое отношение?
(Он называет её дуррой,
показывая что она промедлила и не смогла спастись сама)
Как автор показал, что ему было очень жаль зайцев на бревне?
(Жаль их, однако, да жаль и находку)
Слайд 70Как односельчане отнесли к поступку Мазая?
(Бабы и ребятишки смеялись над
тем как он вёз зайцев )
Огорчало ли это Мазая?
(Мазай говорил, чтобы любовались, но не мешали ему)
Слайд 71 Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?
(К берегу плотно
бревно я пригнал,
Лодку причалил - и "с богом!" сказал...)
Каким автор показал дедушку Мазая в этой части?
(Добрым, сочувствующим)
Прочитайте совет дедушки Мазая?
( Он им сказал: «Не попадайся зимой!»)
Слайд 72- Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении?
(Он любит
свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации)
Слайд 73- Какова главная мысль стихотворения?
(Надо любить и беречь свой край,
быть патриотом своей Родины)
- Придумайте другой заголовок. (Случай весной)
Слайд 74Творческая работа.
Составление характеристики Мазая.
План:
1.Кто такой Мазай?
2.Его отношение ко всему
живому. (Какие слова говорят об этом?)
3.Черты его характера, речь.
4.Отношение автора и односельчан к Мазаю.
Слайд 75Игра-тест.
Впятеро больше бы дичи велось, Кабы мешками ее не ловили...
(сетями)
Только осенние воды нахлынут...
(весенние )
Сами ни с места: я взял одного,
прочим скомандовал: плывите за нами...
(прыгайте сами )
Только уселась команда босая,
весь островок пропал под водой...
(косая )
Глядь, у куста копошится лосиха...
(зайчиха )
Слайд 76Игра-тест.
мои зайчики точно сбесились,
Смотрят, на задние
лапы встают,
Дружно кричат, грести не дают...
(лодку качают )
За ночь соседи мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись...
(больные )
Слайд 77К природе надо относиться бережно, надо ее любить
Что сегодня сбережешь,
завтра пригодится.
Слайд 78Домашняя работа.
Отрывок наизусть