Презентация, доклад по литературному чтению на тему Былина Исцеление Ильи Муромца Сравнение былины со сказочным текстом(4 класс)

Содержание

Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»Чтоб пожелать здоровья доброго.Я спешу сказать вам – «Благости!»Чтоб пожелать вам счастья нового.Я спешу сказать вам – «Радости!»Удач, успехов и везения! –Чтоб пожелать всем в этом классеПрекраснейшего настроения.

Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.

Подготовила учитель начальных классов Демочкина С. М. 2019-2020 уч. г.

Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать

вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.


Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»Чтоб пожелать здоровья доброго.Я спешу сказать вам – «Благости!»Чтоб пожелать вам счастья

Слайд 3




Разгадаем кроссворд.
Песня, которую поют малышу перед сном.
Вымышленная история, которой никогда

не было.
Краткое изречение, народная мудрость.
Нравоучительный рассказ из Библии.
Жанр, объединяющий стихи и музыку.
Она – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Актуализация знаний

Разгадаем кроссворд. Песня, которую поют малышу перед сном.Вымышленная история, которой никогда не было.Краткое изречение, народная мудрость.Нравоучительный рассказ

Слайд 4
Колыбельная
Небылица
Пословица
Притча
Песня
Сказка

КолыбельнаяНебылицаПословицаПритчаПесняСказка

Слайд 5



И спустился он с горы высокой-то,
И подъехал он к богатырям ко

святорусским —
Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,
И проехали они по силушке татарской.
Припустили коней богатырских,
Стали бить-то силушку татарскую, Притоптали тут всю силушку великую...




Прочитайте отрывок выразительно.

Самоопределение к деятельности-

И спустился он с горы высокой-то,И подъехал он к богатырям ко святорусским —Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,И

Слайд 6

Ох ты гой еси дородний добрый молодец
Как тебя честным именем

зовут?
- Прочитайте предложение. Используем ли мы сейчас в нашей речи такие фразы? Как вы думаете, что она обозначает?
Скажите, для какого вида народного творчества характерна данная фраза, докажите.

Самоопределение к деятельности-

Ох ты гой еси дородний добрый молодец Как тебя честным именем зовут?- Прочитайте предложение. Используем ли мы

Слайд 7Проблемный вопрос
В краеведческом музее города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень,

на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки»

Почему именно Илья Муромец,
крестьянский сын, был наделён чудесной
силой?

Откуда у Ильи была такая сила?

Проблемный вопросВ краеведческом музее города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на котором написано: «По преданию Илья

Слайд 8Цель урока: Мы должны сегодня узнать…

формирование представления о жанре былины, её сравнение

со сказкой и создание целостного литературно-художественного образа былинного героя; развитие мышления (анализ, сопоставление, синтез), речи (обогащение словарного запаса); воспитание нравственных качеств личности.
Цель урока: Мы должны сегодня узнать…формирование представления о жанре былины, её сравнение со сказкой и создание целостного

Слайд 9Тема урока
Былина «Исцеление Ильи Муромца». Сравнение былины со сказочным текстом

Тема урока Былина «Исцеление Ильи Муромца». Сравнение былины со сказочным текстом

Слайд 11работа в группах 1,2 гр.
1 гр. Заполнить в таблице признаки былины.
2гр.

Заполнить в таблице признаки сказки
работа в группах 1,2 гр.1 гр. Заполнить в таблице признаки былины.2гр. Заполнить в таблице признаки сказки

Слайд 13

Дружно встанем – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам

приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже,
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонитесь влево, вправо,
Получается на славу.
Дружно встанем – раз, два, три.Мы теперь богатыри.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим,Поворачиваясь вправо,Оглядимся величаво.И налево

Слайд 14Местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарово под городом Муромом во

Владимирской области. Прошло почти 500 лет, как появились первые упоминания о герое, но память о нём живёт и сегодня. Современники знают о богатыре благодаря былинам, полотнам художников, мультипликационным фильмам.  

Местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарово под городом Муромом во Владимирской области. Прошло почти 500 лет,

Слайд 15Кем был Илья Муромец и где он родился?
Святой преподобный Илья Муромец,

великий воин, былинный, русский богатырь, жил в Киевской Руси в 12в.
По преданию, родился он в селе Карачарово близ Мурома, в семье крестьян Ивана и Ефросиньи.

Словарь
Преподобные – святые, прославившиеся в монашеском подвиге

Кем был Илья Муромец и где он родился?Святой преподобный Илья Муромец, великий воин, былинный, русский богатырь, жил

Слайд 16
Словарь
Чудо- нечто небывалое, сверхъестественное ( в религиозных представлениях: то, что вызвано

Божественной силой)
СловарьЧудо- нечто небывалое, сверхъестественное ( в религиозных представлениях: то, что вызвано Божественной силой)

Слайд 17Гипотеза По преданию род Ильи Муромца был проклят, поэтому ему было суждено

взять ответственность не только за свой род, но и за весь народ.

Когда-то дед Ильи в одной из битв разрубил на части православную икону.
За что на его род пало проклятье. Оно начало сбываться через десять лет, когда у богохульника родился внук. Вскоре после рождения у мальчика отказали ноги.

Гипотеза По преданию род Ильи Муромца был проклят, поэтому ему было суждено взять ответственность не только за

Слайд 18Чем занимался Илья в течении 33-ёх лет
Целыми днями Илья сидел на

лавке и смотрел в окно на играющих детей. Ног своих он не чувствовал, но каждый день, сжав зубы, упорно тренировал руки: поднимал тяжести, разгибал подковы. Он стал могучим, крепким, но подняться со своего места не мог.
Чем занимался Илья в течении 33-ёх летЦелыми днями Илья сидел на лавке и смотрел в окно на

Слайд 19Кто помог Илье Муромцу встать на защиту русской земли?
Однажды перед окнами

дома остановились <<калики перехожие>> - странствующие старцы. Они попросили подать им воды. Илья пояснил, что не может этого сделать. Но гости будто не слышали его и повторили свою просьбу. В этот раз просьба прозвучала как приказ.
33-летний мужчина чуть не расплакался от обиды. Но неожиданно почувствовал в ногах неведомую силу. Старцы принесли ему чудотворное исцеление.
Кто помог Илье Муромцу встать на защиту русской земли?Однажды перед окнами дома остановились - странствующие старцы. Они

Слайд 20В былине могли случаться вещи совершенно невероятные
Вместе с исцелением Илья Муромец

получил силу богатырскую и меч Святогора (по преданию, Святогор был старшим богатырем)
И пошел Илья Муромец защищать землю Русскую, всех обиженных и тех , кто нуждался в его помощи.
В былине могли случаться вещи совершенно невероятныеВместе с исцелением Илья Муромец получил силу богатырскую и меч Святогора

Слайд 21 Почему Илью Муромца называют «святым преподобным»?
В Печёрской лавре Киева покоятся останки

преподобного Илии Муромца, почившего 8 веков назад .
Народное предание отождествляло его с былинным богатырем Ильей Муромцем, ставшим монахом. За свои безропотные страдания он получил благодатный дар святости.
От Бога получил – Богу и посвятил себя.
Почему Илью Муромца называют «святым преподобным»?В Печёрской лавре Киева покоятся останки преподобного Илии Муромца, почившего 8 веков

Слайд 22Элементы сказки : зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный

повтор, борьба добра и зла, чаще добро побеждает зло, концовка. Главное отличие былины от сказки - былины основаны на реальных фактах прошлых лет (Муром во времена Киевской Руси и правления князя Владимира).
Эпитеты нужны в былине, в ней много устаревших слов. Читать текст былины необходимо неторопливо, с несколько замедленным темпом чтения, торжественно, плавно и в то же время спокойным повествовательным тоном, соответствующим героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков
Элементы сказки : зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, чаще

Слайд 23В композиции (построении) былины выделяют следующие компоненты: зачин, завязка действия, развитие действия,

кульминация, развязка.
Повествование в былине ведется неторопливо, величаво. В развертывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев. Эпитеты — чисто поле, здоровье богатырское, питье медвяное, добрый молодец — делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображенные в былине, более зримо. Отличительные черты былины: былинный зачин, троекратные повторы, образность языка, напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.


В композиции (построении) былины выделяют следующие компоненты: зачин, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка.Повествование в былине ведется неторопливо,

Слайд 24Первичное закрепление
Как понимаете слово исцеление?
Какие чувства вы испытали, когда читали

и слушали текст? Кому сочувствовали?
Чему удивились?
Что вас обрадовало? Сколько лет Илья просидел в избе и почему?
-Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём?
-Кто и как исцелил Илью?
-Кто такие калики перехожие? Где это узнаем?
Какие ещё устаревшие слова встретились в тексте былины?
-Что калики посоветовали и предсказали Илье? Зачитайте.

 
Первичное закреплениеКак понимаете слово исцеление? Какие чувства вы испытали, когда читали и слушали текст? Кому сочувствовали?Чему удивились?Что

Слайд 25
Кого поспешил обрадовать Илья своим исцелением?
-Что посоветовали родители любимому сыну? Зачитайте.
Сразу

ли Илья отправился на службу? Почему?
Как принял богатыря-великана князь Владимир?
Как относились к нему богатыри-товарищи? Зачитайте.
Как вы считаете, что позволило Илье исцелиться и стать старшим над всеми русскими богатырями?
Чему учит эта былина?
Подумайте, почему так говорят?
Былины передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому.
Кого поспешил обрадовать Илья своим исцелением?-Что посоветовали родители любимому сыну? Зачитайте.Сразу ли Илья отправился на службу? Почему?Как

Слайд 26
.
-Сколько лет Илья просидел в избе и почему?
-Может ли человек, страдающий

таким недугом, быть богатырём?
-Кто и как исцелил Илью?
-Кто такие калики перехожие? Где это узнаем?

Первичное закрепление

.-Сколько лет Илья просидел в избе и почему?-Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём?-Кто и как

Слайд 27Первичное закрепление
Исцеление- избавление от болезни,
возвращение к жизни
 

Первичное закреплениеИсцеление- избавление от болезни, возвращение к жизни 

Слайд 28Работа в паре.





1.Найдите троекратные повторы в тексте былины.
2. Найдите слова-синонимы.
3.

Давайте поищем с вами в тексте эпитеты и сравнения и определим их роль в былине
Работа в паре. 1.Найдите троекратные повторы в тексте былины.2. Найдите слова-синонимы.3. Давайте поищем с вами в тексте

Слайд 29Самостоятельная работа р.т.с. №
Каковы отличительные черты былины?

Самостоятельная работа р.т.с. № Каковы отличительные черты былины?

Слайд 30Самостоятельная работа р.т.с.№

составьте план былины: предложите названия для каждой части

произведения.
Самостоятельная работа р.т.с.№ составьте план былины: предложите названия для каждой части произведения.

Слайд 31
план:
Болезнь.
Исцеление.
Служба.

план:Болезнь.Исцеление.Служба.

Слайд 32Включение в систему знаний и повторение р.т. с.16-17 №

Включение в систему знаний и повторение р.т. с.16-17 №

Слайд 331. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь

я могу…
6. После урока мне захотелось…

Дополни фразы:

Ну вот наш урок и подходит к концу!

1. Сегодня я узнал…2. Я понял, для чего…3. Было интересно…4. Было трудно…5. Теперь я могу… 6. После урока мне

Слайд 34++++ «5»
+++

«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.

Оцени себя!





++++         «5»+++

Слайд 35Рефлексия



– отличное


– удовлетворительное


– плохое
Рефлексия   – отличное         – удовлетворительное  –

Слайд 36Задания для домашней работы.


Учебник стр. р.т.с.28-31


Прочитать былину, подготовить выразительное чтение и

иллюстрации к ней. Подготовить рассказ о князе Владимире, используя информацию из энциклопедии.
Задания для домашней работы.Учебник стр. р.т.с.28-31Прочитать былину, подготовить выразительное чтение и иллюстрации к ней. Подготовить рассказ о

Слайд 37Спасибо за урок!
Перемена!!!

Спасибо за урок! Перемена!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть