Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать
вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Слайд 3
Разгадаем кроссворд.
Песня, которую поют малышу перед сном.
Вымышленная история, которой никогда
не было.
Краткое изречение, народная мудрость.
Нравоучительный рассказ из Библии.
Жанр, объединяющий стихи и музыку.
Она – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Актуализация знаний
Слайд 4
Колыбельная
Небылица
Пословица
Притча
Песня
Сказка
Слайд 5
И спустился он с горы высокой-то,
И подъехал он к богатырям ко
святорусским —
Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,
И проехали они по силушке татарской.
Припустили коней богатырских,
Стали бить-то силушку татарскую, Притоптали тут всю силушку великую...
Прочитайте отрывок выразительно.
Самоопределение к деятельности-
Слайд 6
Ох ты гой еси дородний добрый молодец
Как тебя честным именем
зовут?
- Прочитайте предложение. Используем ли мы сейчас в нашей речи такие фразы? Как вы думаете, что она обозначает?
Скажите, для какого вида народного творчества характерна данная фраза, докажите.
Самоопределение к деятельности-
Слайд 7Проблемный вопрос
В краеведческом музее города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень,
на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки»
Почему именно Илья Муромец,
крестьянский сын, был наделён чудесной
силой?
Откуда у Ильи была такая сила?
Слайд 8Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
формирование представления о жанре былины, её сравнение
со сказкой и создание целостного литературно-художественного образа былинного героя; развитие мышления (анализ, сопоставление, синтез), речи (обогащение словарного запаса); воспитание нравственных качеств личности.
Слайд 9Тема урока
Былина «Исцеление Ильи Муромца». Сравнение былины со сказочным текстом
Слайд 11работа в группах 1,2 гр.
1 гр. Заполнить в таблице признаки былины.
2гр.
Заполнить в таблице признаки сказки
Слайд 13
Дружно встанем – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам
приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже,
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонитесь влево, вправо,
Получается на славу.
Слайд 14Местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарово под городом Муромом во
Владимирской области. Прошло почти 500 лет, как появились первые упоминания о герое, но память о нём живёт и сегодня. Современники знают о богатыре благодаря былинам, полотнам художников, мультипликационным фильмам.
Слайд 15Кем был Илья Муромец и где он родился?
Святой преподобный Илья Муромец,
великий воин, былинный, русский богатырь, жил в Киевской Руси в 12в.
По преданию, родился он в селе Карачарово близ Мурома, в семье крестьян Ивана и Ефросиньи.
Словарь
Преподобные – святые, прославившиеся в монашеском подвиге
Слайд 16
Словарь
Чудо- нечто небывалое, сверхъестественное ( в религиозных представлениях: то, что вызвано
Божественной силой)
Слайд 17Гипотеза
По преданию род Ильи Муромца был проклят, поэтому ему было суждено
взять ответственность не только за свой род, но и за весь народ.
Когда-то дед Ильи в одной из битв разрубил на части православную икону.
За что на его род пало проклятье. Оно начало сбываться через десять лет, когда у богохульника родился внук. Вскоре после рождения у мальчика отказали ноги.
Слайд 18Чем занимался Илья в течении 33-ёх лет
Целыми днями Илья сидел на
лавке и смотрел в окно на играющих детей. Ног своих он не чувствовал, но каждый день, сжав зубы, упорно тренировал руки: поднимал тяжести, разгибал подковы. Он стал могучим, крепким, но подняться со своего места не мог.
Слайд 19Кто помог Илье Муромцу встать на защиту русской земли?
Однажды перед окнами
дома остановились <<калики перехожие>> - странствующие старцы. Они попросили подать им воды. Илья пояснил, что не может этого сделать. Но гости будто не слышали его и повторили свою просьбу. В этот раз просьба прозвучала как приказ.
33-летний мужчина чуть не расплакался от обиды. Но неожиданно почувствовал в ногах неведомую силу. Старцы принесли ему чудотворное исцеление.
Слайд 20В былине могли случаться вещи совершенно невероятные
Вместе с исцелением Илья Муромец
получил силу богатырскую и меч Святогора (по преданию, Святогор был старшим богатырем)
И пошел Илья Муромец защищать землю Русскую, всех обиженных и тех , кто нуждался в его помощи.
Слайд 21 Почему Илью Муромца называют «святым преподобным»?
В Печёрской лавре Киева покоятся останки
преподобного Илии Муромца, почившего 8 веков назад .
Народное предание отождествляло его с былинным богатырем Ильей Муромцем, ставшим монахом. За свои безропотные страдания он получил благодатный дар святости.
От Бога получил – Богу и посвятил себя.
Слайд 22Элементы сказки : зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный
повтор, борьба добра и зла, чаще добро побеждает зло, концовка. Главное отличие былины от сказки - былины основаны на реальных фактах прошлых лет (Муром во времена Киевской Руси и правления князя Владимира).
Эпитеты нужны в былине, в ней много устаревших слов. Читать текст былины необходимо неторопливо, с несколько замедленным темпом чтения, торжественно, плавно и в то же время спокойным повествовательным тоном, соответствующим героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков
Слайд 23В композиции (построении) былины выделяют следующие компоненты: зачин, завязка действия, развитие действия,
кульминация, развязка.
Повествование в былине ведется неторопливо, величаво. В развертывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев. Эпитеты — чисто поле, здоровье богатырское, питье медвяное, добрый молодец — делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображенные в былине, более зримо. Отличительные черты былины: былинный зачин, троекратные повторы, образность языка, напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.
Слайд 24Первичное закрепление
Как понимаете слово исцеление?
Какие чувства вы испытали, когда читали
и слушали текст? Кому сочувствовали?
Чему удивились?
Что вас обрадовало? Сколько лет Илья просидел в избе и почему?
-Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём?
-Кто и как исцелил Илью?
-Кто такие калики перехожие? Где это узнаем?
Какие ещё устаревшие слова встретились в тексте былины?
-Что калики посоветовали и предсказали Илье? Зачитайте.
Слайд 25
Кого поспешил обрадовать Илья своим исцелением?
-Что посоветовали родители любимому сыну? Зачитайте.
Сразу
ли Илья отправился на службу? Почему?
Как принял богатыря-великана князь Владимир?
Как относились к нему богатыри-товарищи? Зачитайте.
Как вы считаете, что позволило Илье исцелиться и стать старшим над всеми русскими богатырями?
Чему учит эта былина?
Подумайте, почему так говорят?
Былины передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому.
Слайд 26
.
-Сколько лет Илья просидел в избе и почему?
-Может ли человек, страдающий
таким недугом, быть богатырём?
-Кто и как исцелил Илью?
-Кто такие калики перехожие? Где это узнаем?
Первичное закрепление
Слайд 27Первичное закрепление
Исцеление- избавление от болезни,
возвращение к жизни
Слайд 28Работа в паре.
1.Найдите троекратные повторы в тексте былины.
2. Найдите слова-синонимы.
3.
Давайте поищем с вами в тексте эпитеты и сравнения и определим их роль в былине
Слайд 29Самостоятельная работа р.т.с. №
Каковы отличительные черты былины?
Слайд 30Самостоятельная работа р.т.с.№
составьте план былины: предложите названия для каждой части
произведения.
Слайд 32Включение в систему знаний и повторение р.т. с.16-17 №
Слайд 331. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 35Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 36Задания для домашней работы.
Учебник стр. р.т.с.28-31
Прочитать былину, подготовить выразительное чтение и
иллюстрации к ней. Подготовить рассказ о князе Владимире, используя информацию из энциклопедии.