Слайд 1Литературное чтение
2 класс «Б»
Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»
Выполнила:
учитель начальных классов
Осипова А.С.
Слайд 2Литературное чтение 2 класс «Б»
Слайд 3Евгений
Иванович
Чарушин
(1901-1965)
Слайд 4Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много
разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные.
Слайд 5 После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин
сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибярика.
Слайд 6В 1930 году вышел первый его рассказ. Уже первые произведения определили
место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Слайд 7Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и
птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
Слайд 8С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и
писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
Слайд 9СЕНИ
помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах
тихо
СТЕМНЕЛО –
наступил вечер
ШЛЁПАЕТ –
топает
Слайд 11ЧУЛАН
помещение в доме, служащее кладовой
Слайд 12РАССКАЗ:
1) повествовательное произведение небольшого размера;
2) словесное изложение каких-нибудь событий.
(по С. И. Ожегову)
Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.
Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.
Слайд 13Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16
тысяч иголок.
Слайд 14Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах
и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
Слайд 15В случае опасности ёжик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху
и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.
Слайд 16К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку, находя себе
убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.
Слайд 17Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их
личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветками и плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.
Слайд 18Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч
молчун лесной –
Ёжик добрый, а не злой.
Слайд 21Беседа по содержанию
- Почему же мальчики испугались ежа?
- Как звали мальчиков?
-
Где они жили?
- Почему они остались дома одни?
- Что они делали, когда остались одни?
- Какие звуки они услышали?
- как они отреагировали на эти звуки?
- Рассказали они родителям, что случилось?
- Кого нашли родители?
- Чем они угостили ёжика?
- Боялись ли мальчики потом? Почему?
Слайд 22Деление рассказа на части и составление плана
остались одни.
Странные звуки.
Испуганные дети.
Родители вернулись.
Неожиданная находка.
Ёжик остался на даче.
Слайд 24Выполнение теста
- Если событие из рассказа верное нужно поставить ПЛЮС,
если
неверное событие МИНУС.
(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)
Слайд 26Домашнее задание:
перечитать рассказ, подготовиться к подробному пересказу.