Слайд 1М. М. Пришвин
Литературное чтение
«Выскочка»
Слайд 2Вот книжки на столе, а вот — тетрадки,
И не хочется играть
сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Слайд 3
Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:
Какое чудесное утро!
Какое чудесное
утро!
Какое чудесное утро!
Слайд 5
Эту птицу не спутаешь ни с какой другой.
И голос её легко запоминается – резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого – то заметила: глаз у неё зоркий – никого не пропустит. За это её прозвали лесным оповещателем.
Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из – под самого носа вороны. Зимой сорока со своим выводком прилетает к жилью.
Об этой птице сложено много загадок, скороговорок, детских песенок. О её жизни и повадках написаны рассказы.
Слайд 6Речевая разминка
Составить скороговорку и
научиться
читать её.
Тараторки, тараторили, три, горке, на, сороки.
Слайд 7Михаил Михайлович Пришвин
4 ( 23 января) февраля
1873 года в Елецком
уезде Орловской губернии,
в фамильном имении
Хрущёво-Лёвшино,
родился Михаил Пришвин –
русский писатель,
автор многочисленных
произведений
о родной природе.
Слайд 8 Учился Пришвин в сельской
школе, потом в гимназии в
Ельце
Липецкой губернии.
С детских лет мечтал путешествовать. Став взрослым, писатель
осуществил свою мечту. Он
объездил почти всю страну,
но сердце его всегда
принадлежало Русскому Северу.
Слайд 9В 1920-е годы Михаил Пришвин работал учителем в Смоленской области. Страстный
краевед и охотник, переезжая из Смоленска в Елец, а оттуда в Подмосковье, написал десятки рассказов и сказок для детей, объединённых в сборник «Календарь природы». Наблюдения за природой и животными легли в основу рассказов «Лисичкин хлеб» и «Ёж».
Слайд 10 Пришвин скончался в середине января 1954, в Москве. Похоронили Михаила
Михайловича на Введенском кладбище. Его именем назвали горный пик и озеро в Кавказском заповеднике, мыс на Курилах и астероид, открытый в 1982 году.
Памятник М. М. Пришвину
Слайд 11Грамотным
Вдумчивым.
Внимательным.
Слайд 12Цель урока.
Создание пирамиды «критика» по рассказу М.М.Пришвина «Выскочка».
Слайд 13Задачи:
Читать осмысленно, развивать умение предвидеть;
анализировать литературное произведение с опорой на текст;
давать
характеристику героям, составлять пирамиду «критика» по прочитанному произведению;
рассуждать, думать и высказывать своё мнение;
давать оценку своей работе и работе товарищей.
Слайд 14 Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не
дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.
Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
(Из «Толкового словаря» Ожегова).
Слайд 15ВЫводок
СорОдичи
УлучИла момЕнт
ПоскакАла дурОм
С заскОком и с пыльцой в голове
-
птенцы или детёныши животных, ещё живущие с матерью.
- родственники
- нашла подходящее время (Словарь С.И.Ожегова )
- не попорядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)
– не умная, глуповатая
Словарно – лексическая работа
Слайд 18Приём «Чтение с остановками»
- Как вы думаете, о чём может быть
рассказ с таким названием?
1 часть с.92 – до слов «Тогда, откуда не возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»
- Кто является героями рассказа?
Какой породы была Вьюшка?
Как можно было узнать, что она проявляет бдительность, встревоженность?
Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Слайд 19Чтение 2- ой части до слов с. 93 « …наступали шесть
умных сорок…»
- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
Чем отличалась одна из сорок?
Как называют таких ?
Как вы думаете, удастся ли Выскочке
обхитрить Вьюшку?
Как же дальше будут развиваться
события?
Слайд 20
Чтение 3 – ей части до конца.
Поднимите руку те, чьи предположения
оправдались?
Что же произошло между героями?
- За что сороки осуждали
Выскочку?
- Как вы думаете, почему
М. М. Пришвин назвал рассказ
«Выскочка» ?
Слайд 21
Воспитательный момент. – Ребята, вам понравилась Выскочка?
Как вы думаете: хорошо быть
выскочкой или плохо? Почему?
- Какой литературный приём использует М. М. Пришвин так называя птицу?
(скрытое сравнение-метафора)
Слайд 22Работа над текстом
Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Почему менялась
кличка?
Найти и прочитать описание собаки.
- Какой литературный приём
использует автор при описании Вьюшки?
Как автор относится к Вьюшке?
Найти и прочитать описание Выскочки.
Какие художественные выражения использует
Пришвин, описывая сороку?
Слайд 23- Найдите и прочитайте отрывок,
который соответствует иллюстрации учебника.
Прочитайте, как выглядела
Выскочка после этого случая.
Какое чувство испытала
сорока в конце рассказа?
Как автор относится к Выскочке?
-Какова главная мысль рассказа? Чему учит этот рассказ?
Слайд 24Пирамида « критика» ( по О. К. Громовой)
О чём рассказ? (Одно
слово.)
Какой у произведения характер? (Два слова.)
Место и время действия. (Три слова.)
Главные события в рассказе. (Четыре слова.)
Главные герои, какие они? (Пять слов.)
Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (Шесть слов.)
О чём этот рассказ? (дополните первую строку семью словами.)
Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов)
Слайд 25
Девиз « Один за всех и все за одного»
Слайд 27М. Пришвин писал:
«Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о
человеке только и думаю…»
Как вы понимаете эти слова?
-Какой пословицей можно определить тему рассказа?
Слайд 28Домашнее задание:
- придумать другой конец рассказу;
-составить свою пирамиду «критика» к получившемуся
рассказу, записать в рабочей тетради;
-подготовить пересказ.