Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать
вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Слайд 3
Актуализация знаний
Расскажите, что вы узнали о Куликовской битве.
Какие чувства вызвал
у вас этот рассказ?
Найдите в тексте, где Дмитрия Ивановича стали называть Домским?
Какими чертами характера он обладал?
Слайд 4
Самоопределение к деятельности-
-Прочитайте отрывок из поэмы.
Здесь – на полях Бородина
–
С Россией билася Европа,
И честь России спасена
В волнах кровавого потопа.
С. Раич
Слайд 5пробное действие:
- Как вы думаете, о каком сражении здесь идет
речь?
- Что вы знаете о Бородинском сражении?
- Откройте учебник на с. 76, прочитайте текст.
- Рассмотрите репродукции картин. Кто и что изображено
на них?
Слайд 6Бородинское сражение — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской
армией под командованием генерала М. И. Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у деревни Бородино, в 125 км на запад от Москвы.
В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. Таким образом, в русской историографии считается, что русские войска одержали победу, однако на следующий день главнокомандующий русской армии М. И. Кутузов дал приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у императора Наполеона больших резервов, которые спешили на помощь французской армии.
Слайд 7Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
: Познакомить с произведением Ф. Глинки «Солдатская
песнь», С М. Кутузовым как исторической личностью; рассказать о Бородинской битве; учить понимать исторические произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.
Слайд 8Тема урока
Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь».
Великая Отечественная война 1941-1945
годов.
Р. Рождественский «Реквием».
Слайд 9Сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением «Солдатская песнь»
Я читаю, а
вы внимательно слушайте
Слайд 11работа в группах
- Ваши впечатления от прочитанного?
- Какие слова и выражения
вам были не понятны?
Объясните значение подчеркнутых слов.
Брань –
Какими мыслями вы хотите поделиться?
Слайд 12работа в группах
- Ваши впечатления от прочитанного?
- Какие слова и выражения
вам были не понятны?
Объясните значение подчеркнутых слов.
Брань – война, битва.
Какими мыслями вы хотите поделиться?
Слайд 13А сейчас вам нужно побывать в роли исследователя.
И выполнить очень важное
задание.
1) прочитайте текст в учебнике;
2) найдите ответ на вопрос;
3) распределите между членами группы работу, чтобы каждый работал на общий результат.
Слайд 14Первичное закрепление
Чтение стихотворения учениками.
- Подготовьтесь выразительному чтению стихотворения.
- прочитайте выразительно.
Слайд 15 План
Рассмотреть карточку с заданием;
Проанализировать, обсудить в
группе, распределив работу между членами группы;
Сделать выводы и подготовить отчет о работе.
Слайд 16
Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.
Какие смысловые ассоциации у вас возникли?
Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она?
Какие чувства у вас вызывает война?
Что вы знаете о ВОВ?
работа в группах
Слайд 17Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.
Какие смысловые ассоциации у вас возникли?
(смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).
Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она?
(жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).
Какие чувства у вас вызывает война?
(тревожные, беспокойные, печальные, горькое).
Что вы знаете о ВОВ?
(начало 22 июня 1941 года – окончание 9 мая 1945 года).
Слайд 18Грозные события четырехлетней войны все дальше уходят в прошлое. Но время
не властно над людскими сердцами. В них живет и всегда будет жить слава героических дел советского народа и его Вооруженных Сил, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.
Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, и все же Великая Отечественная война 1941—1945 гг., занимает особое место в истории нашей Родины. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил советского человека, самой суровой проверкой боевых качеств.
22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. Началась самая страшная в истории нашей страны Великая Отечественная война. Она длилась почти четыре года (1418 дней и ночей) и принесла гибель 30 миллионов советских воинов и мирных жителей.
Красная Армия вынуждена была отступать, ведя тяжелые оборонительные бои. Народ хранит память о героической обороне пограничной Брестской крепости.
Слайд 19Оказался во вражеском кольце и Ленинград. 900 дней длилась осада. Ленинградцы
героически отстояли свой город. Здесь погибли более миллиона жителей и защитников, но врагу не удалось войти в город.
. Осенью 1941 года фашисты подошли к Москве. В битве под Москвой гитлеровская армия впервые потерпела поражение. Советский народ поверил в свою будущую победу.
Осенью 1942 года началось величайшее сражение под Сталинградом. Около двух месяцев продолжалась героическая оборона города. Каждый его дом стал неприступной крепостью для гитлеровцев.
Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.
. Смертельная угроза нависла над нашей Родиной. Все, кто мог воевать, пошли на фронт. Остальные помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием, снаряжением и боеприпасами. .
В защите своей Родины героизм проявили сотни тысяч солдат и офицеров. Многие из них были награждены орденами и медалями, стали Героями Советского Союза.
Слайд 20В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска взяли штурмом
столицу фашистской Германии и водрузили флаг своего отечества над рейхстагом в центре Берлина.
Огонь вечной памяти горит не угасая во многих городах России. В каждом городе и селе России стоят памятники погибшим. В День Победы 9 мая мы вспоминаем с благодарностью всех павших и выстоявших в Великой Отечественной войне.
Ветер времени открыл нам самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война. 68 лет назад отгремели последние залпы войны. Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной Войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для нашего поколения. Это память мужества и отваги.
Слайд 22Детство поэта совпало с Великой Отечественной войной. После ухода родителей на
фронт некоторое время жил с бабушкой, а потом был определен в детский дом в Москве. Воспоминания о предвоенных годах долго питали творчество поэта.
Роберт родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Алтайского края, в семье военнослужащего. В девять лет оказался в детском доме - родители ушли на фронт.
Слайд 23 Уже в детские годы Роберт начал увлекаться поэзией. Первое стихотворение
было написано в июле 1941 года, девятилетним мальчиком. Называлось оно «С винтовкой мой папа уходит в поход». Это было первое опубликованное стихотворение.
С винтовкой мой папа уходит в
поход.
Желаю, любимый, побед!
И мама зеленую сумку берет,
Уходит с сестрой в лазарет.
Я тоже имею и ловкость, и силу,
Чтоб в бой на фашистов идти.
Но мне: "Подожди, - говорит
Ворошилов, -
Учись, закаляйся, расти".
Хотя мне сегодня десятый лишь
год,
Стрелять научусь я как надо.
И пусть только Сталин мне
скажет: "В поход!" -
Фашистам не будет пощады!
Слайд 24Третьеклассник обычной омской школы тогда еще не мог предположить, что тема
начавшейся Великой Отечественной войны станет одной из основных в его творчестве, а страшные, но драгоценные воспоминания станут самыми важными уроками - уроками о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни.
Слайд 26Помните!
Через века,
через года, -
помните!
О тех,
кто
уже не придёт
никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Слайд 27
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!ы!
Слайд 28Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье,-
пожалуйста,,
помните!
Слайд 29Песню свою,
отправляя в полёт, -
помните!
О тех, кто уже
никогда не придёт.
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Слайд 30Во все времена
бессмертной
Земли, -
помните!
К мерцающим звёздам,
ведя корабли, -
о погибших
помните!
Слайд 31Мечту пронесите
через
года
и жизнью
наполните!...
Но о тех,
кто уже не прийдёт
никогда, -
заклинаю, -
помните!
Слайд 32Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Никто не забыт – ничто не забыто »
Поместите зден»Никто не забыт – ничто не забыто»сь ваш текст
«Никто не забыт –
ничто не забыто»
Слайд 38
Чтобы посмотреть
физкультминутку,
нажмите на ёжика.
Слайд 39 Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...
По коленкам
Шлёп-шлёп…
По плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Слайд 40 Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала,
Родина.
Разве
для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей
смерти,
Родина?
Пламя
ударило в небо!—
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь...»
Родина.
Слайд 41Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я
или
Родина.
Самое лучшее
и дорогое —
Родина.
Горе твое —
это наше
горе,
Родина.
Правда твоя —
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя —
это наша
слава,
Родина
Слайд 42Работа в паре.
Что вы узнали из автобиографии?
А о каком
произведении рассказал Рождественский в автобиографии?
Слайд 43Реквием — это траурное, заупокойное песнопение в церковном богослужении; музыкальное произведение траурного
характера. Посвящен памяти умершим.
Слайд 44 Книжек у меня вышло десять, начиная
с 1955 года. Я писал стихи и поэмы. Одна из поэм «Реквием» — особенно дорога мне.
Дело в том, что на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Кем бы они стали? Они успели только стать солдатами. И погибнуть.
Я писал свой «Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними. И ещё что-то: может быть, вину. Хотя, конечно, виноваты мы только в том, что поздно родились и не успели участвовать в войне. А значит, должны жить. Должны. За себя и за них.
Слайд 45Самостоятельная работа р.т.с.
Назовите тему произведения Р. И. Рождественского «Реквием». (
-
Можно ли утверждать, что тема стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием» посвящена только Великой Отечественной войне? Обоснуйте своё мнение.
-Назовите главную мысль произведения «Реквием
- Определите главную мысль произведения Р. И. Рождественского «Реквием» цитатой из стихотворения.
-Опишите чувства, которые вы испытывали при чтении стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием».
Слайд 46Самостоятельная работа р.т.с.
Назовите тему произведения Р. И. Рождественского «Реквием». (Тема
ВОВ, Родины и выбора человека)
- Можно ли утверждать, что тема стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием» посвящена только Великой Отечественной войне? Обоснуйте своё мнение.
-Назовите главную мысль произведения «Реквием». (Родина)
- Определите главную мысль произведения Р. И. Рождественского «Реквием» цитатой из стихотворения. (Самое главное и дорогое - Родина)
-Опишите чувства, которые вы испытывали при чтении стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием».
( Чувство гордости, ответственности, благодарности, патриотизма, гражданственности)
Слайд 47Самостоятельная работа р.т.с. №
Прочитайте стихотворение Р. И. Рождественского «Реквием» выразительно,
подбирая соответствующую интонацию.
Слайд 49Самостоятельная работа р.т.с.30 №
Слайд 51Включение в систему знаний и повторение р.т. С.31-32
Слайд 53Включение в систему знаний и повторение р.т. с. 33-35№
Слайд 621. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 64Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 65Задания для домашней работы.
Учебник стр76-80. Составить рассказ о войне 1812 г.
р.т.с.