Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать
вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Слайд 3
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Кто изобразил языческого бога Ярило и подробно
расскажет о нем? Послушаем информацию об отце бога Ярило. Кто-нибудь желает дополнить ответ?
Слайд 4
Прочитайте и отгадайте загадку.
Он крылат, все это знают,
И он конь.
В поднебесье
он летает,
Как огонь.
И поэты его ловят —
На Парнас
Он счастливчика доставит
В тот же час!
Слайд 5
Пегас. Пегас — крылатый конь, летал с быстротой ветра, доставляя Зевсу
на Олимп громы и молнии. От удара его копыта забил чудесный источник, дающий поэтам вдохновение. Символизирует красноречие, поэтическое вдохновение и созерцание.
Выражение «оседлать Пегаса» означает «стать поэтом, начать писать стихи».
Слайд 6
Самоопределение к деятельности-
Путешествие будет необычным: оно будет происходить не только
в пространстве, но и во времени.
Слайд 7
Самоопределение к деятельности-
На карте осталась только одна надпись «Дорогой друг!
Ты плывешь в Древнюю …- на родину мифов.
В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады – эллины – создали прекрасные города – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.
Слайд 8пробное действие:
Мы называем эту страну …., а
ее жители называют ее
Элладой.
Слайд 9Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
познакомиться с мифом Древней Греции; учить прогнозировать
его содержание, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественное произведение, находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.
Слайд 10Тема урока
Мифы Древней Греции. Деревянный конь Мифологический словарь Е. Мелетинского
Слайд 12работа в группах 1,2 гр.
Задание для групп
Что такое миф?
Миф-
это ______, передающее представление людей о _____, месте____ в нем, о происхождении всего сущего, о ____ и героях.
Слова для выбора: сказка, рассказ, сказание, Земле, мире, человека, богах, колдунах.
Слайд 13Смешивая правду и вымысел, древние греки придумывали и рассказывали друг другу
удивительные истории о возникновении мира. Они отвечали на вопросы: почему люди бывают смелыми и мудрыми, глупыми и трусливыми. Так складывались предания о богах, героях и чудесных существах. Боги, герои и люди у древних греков воплощали в себе хорошие и плохие свойства человека. Благородство, отвага, крепкая дружба и нежная любовь шли вровень с жалкой трусостью, жадностью и коварством. Как видите, ребята, мифы Древней Греции - это небольшие повествования о волшебном и сказочном мире богов и героев, а также страшных чудовищ и животных. Таким образом, греческие мифы (от греч. mythos - предсказание, сказание) - это повествования о богах и героях, пришедшие к нам из глубины веков. Мифы – это произведения, созданные фантазией народа, это народные сказания о явлениях природы, богах и легендарных героях.
Слайд 14Сегодня мы откроем для себя литературное наследие эллинской культуры- мифы Древней
Греции. Знакомство с мифологией Древней Греции начнем с «Мифа о деревянном коне».Этот миф повествует о событиях троянской войны. Троянская война шла между жителями города Царь города Троя Парис влюбился в прекрасную Елену – жену царя Спарты Менелая. Ему удалось уговорить красавицу на побег и воспользовавшись отсутствием Менелая, влюбленная пара отплыла в Трою. Оскорбленный Менелай вместе со своим братом Агамемноном, собрав огромное войско, поспешил за беглецами. Десять лет длилась кровопролитная война между спартанцами и троянцами. Крепкие стены города были неприступны для греков. Тогда Одиссей, царь Итаки, придумал одну хитрость – соорудить огромную статую коня, полую внутри, в которую заберутся воины. Но как заставить троянцев протащить статую через неприступные стены города? И это предусмотрел хитрый грек.
Слайд 15Боги – олимпийцы.
Зевс – главный бог.
Гея – богиня земли.
Арес – бог
войны.
Гефест – бог огня.
Афродита – богиня любви.
Аполлон – покровитель искусств.
Посейдон – бог моря.
и другие.
Слайд 16 Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный свитой богов.
Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина...
Слайд 17 Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием, сознанием
власти дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса.
Слайд 18
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле
порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть.
Слайд 19
Вот входит, блистая своей красотой, в пышном наряде,
прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Все боги встают и склоняются перед ней.
Слайд 20
Около трона Геры стоит её посланница, богиня
радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях в самые дальние края земли
Слайд 21 Афина (A q h n a) · богиня мудрости
и справедливой войны. Дочь Зевса.
Слайд 22АРТЕМИДА
Всегда юная
богиня охоты, богиня плодородия,
покровительница всего живого на Земле .
Слайд 23 Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Вся
природа в этот момент ликовала.
Слайд 24Пируют боги. Прекрасные музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за
руки, водят они хороводы, боги любуются их лёгкими движениями и дивной, вечно юной красотой
Слайд 26Работа в паре.
Ребята, предположите, сработал ли план Одиссея?
Слайд 27
В путешествие мы отправляемся
Очень быстро встаем, собираемся.
Нужна небольшая разминка,
Чтоб в пути
не была заминка.
Коль готовы вы всегда,
То кивайте да-да-да! (наклон головы вверх-вниз)
А может, отрицателен ваш ответ?
Хочет кто-то остаться нет (повороты головы вправо-влево)!
По горам быстрей шагаем(шаг на месте)
Про Грецию много чего уже знаем(руки в стороны)
Вот оливки собираем (руки вверх)
И с земли их подбираем. (наклоны туловища вперед).
-Садитесь.
Слайд 28Первичное закрепление
Послушаем миф и узнаем, сработал ли план Одиссея.с.41-46 Чтение учителем
мифа.
Слайд 29Самостоятельная работа р.т.с. №
Как вы считает, можно ли сказать, что
план Одиссея коварный? Как вы понимаете значение выражения «коварный план»?
Слайд 30Самостоятельная работа р.т.с. №
Из толкового словаря русского языка Дмитриева:
«Коварным называют сложный план или замысел, который не должен быть понятен другим людям и цель которого — принести кому-то вред».
Слайд 31Самостоятельная работа р.т.с.№
1. Прочитайте фрагмент текста, где говорится о плане
хитроумного Одиссея по захвату Трои. Понятен ли вам этот коварный план?
2.С какой интонацией надо читать слова жреца Лаокоона, который предупреждал троянцев об опасности? Прочитайте выразительно
3.Кому троянцы поверили? Почему о троянцах сказано, что они « развесили уши». Как вы понимаете смысл этого крылатого выражения?
5. Кто еще предупреждал троянцев об опасности?
6. Как вы думаете, что имел в виду жрец Лаокоон, когда сказал фразу: «Бойтесь данайцев, дары приносящих»? Расскажите, как погибли Лаокоон и его сыновья.
7. Почему погибла Троя? Могла бы она избежать печального конца, если бы прислушались к предупреждениям? Выскажите свое предположение.
8. Благодаря этому мифу, появилось не только выражение «Боитесь данайцев, дары приносящих», но и выражение «троянский конь».Попробуем сформулировать значение этого выражения. Проверим с толкованием, данным в словаре фразеологизмов.
9. Каким вы представляете троянского коня. Опишите. Схожи ли ваши представлении с образом, который создал итальянский художник Дж.Д.Ттьеполо в картине «Шествие троянского коня в Трою»?
Слайд 32Выражение «троянский конь» это выражение стало нарицательным. Означает оно дар, принесенный
с целью погубить врага, коварный обман. Из истории известно, что грекам удалось захватить Трою хитростью. Они сделали из дерева огромного коня, спрятали в туловище войско и прикатили его к воротам Трои. На боку коня было написано, что это дар уходящих данайцев богине Афине. Жрец Лаокоон, увидев коня троянцев, сказал свою крылатую фразу: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Все же троянцы приняли эту «жертву». Греки, скрывавшиеся в чреве коня, вышли ночью и, перебив стражу, открыли ворота Трои для своих войск. Так Троя была захвачена.
Слайд 33
Развесить уши — слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью или, заслушавшись, не
реагировать на что-либо важное, забывать о своем деле.
Слайд 34Включение в систему знаний и повторение р.т. с.№
Работа с «Мифологическим
словарем»
— Выпишите из текста в творческую тетрадь имена собственные, которые упоминаются в мифе. Найдите в «Мифологическом словаре» под редакцией Е.В. Мелетинского толкование этих имен.
Слайд 35Включение в систему знаний и повторение
Литературная викторина "Мифы Древней Греции".
-Как
звали сильного и храброго героя, у которого самое уязвимое место была пятка?
-Этот герой добыл голову Медузы горгоны, убил морское чудовище и освободил Андромеду?
-Титан , похитивший с Олимпа огонь и принесший его людям?
-Юноша, улетевший из плена на крыльях из перьев, скрепленных воском. Он поднялся слишком высоко, и солнце растопило воск-юноша упал в море?
-Кто бился с немецким львом?
-Покровительница воинов, героев, богиня мудрости и знаний?
Слайд 36Включение в систему знаний и повторение
Литературная викторина "Мифы Древней Греции".
-Как
звали сильного и храброго героя, у которого самое уязвимое место была пятка?(Ахиллес)
-Этот герой добыл голову Медузы горгоны, убил морское чудовище и освободил Андромеду? (Персей).
-Титан , похитивший с Олимпа огонь и принесший его людям? (Прометей).
-Юноша, улетевший из плена на крыльях из перьев, скрепленных воском. Он поднялся слишком высоко, и солнце растопило воск-юноша упал в море? (Икар).
-Кто бился с немецким львом? (Геракл).
-Покровительница воинов, героев, богиня мудрости и знаний?( Афина Паллада).
Слайд 37ВИКТОРИНА ПО МИФАМ
Древней Греции
Из каких источников стали известны мифы Древней
Греции?
Назовите братьев Зевса.
Имя бога кузнечного дела.
Кому из трех богинь Парис вручил яблоко с надписью « Прекраснейшей»?
Какая война разгорелась из-за этого?
Как назывались существа полулюди-полукони?
Чудовище , загадки которого никто не мог разгадать?
Страна царства мертвых.
Титан, держащий небесный свод.
Какие крылатые выражения из мифов вы знаете?
Слайд 38Ответы на вопросы викторины:
Поэмы Гомера, Гесиода.
Аид ,Посейдон .
Гефест .
Елена .
Троянская .
Кентавр
.
Сфинкс .
Цербер .
Атлант .
Кануть в лету , яблоко раздора , загадки Сфинкса , ахиллесова пята и другие .
Слайд 391. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 41Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 42Задания для домашней работы.
Учебник стр. р.т.с.41-46
1.Прочитать текст. Разделить текст на смысловые
части (эпизоды). Проиллюстрировать понравившейся эпизод.
2. Узнайте, какие устойчивые выражения (фразеологизмы) являются заимствованными из мифов Древней Греции? Выпишите 5 фразеологизмов.