Презентация, доклад по литературному чтению на теме Сказки о животных(4 класс)

Содержание

Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»Чтоб пожелать здоровья доброго.Я спешу сказать вам – «Благости!»Чтоб пожелать вам счастья нового.Я спешу сказать вам – «Радости!»Удач, успехов и везения! –Чтоб пожелать всем в этом классеПрекраснейшего настроения.Прозвенел звонок для нас.Все

Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.

Подготовила учитель начальных классов Демочкина С. М. 2019-2020 уч. г.

Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать

вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.





Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу - класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
РЕФЛЕКСИЯ – Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения

Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»Чтоб пожелать здоровья доброго.Я спешу сказать вам – «Благости!»Чтоб пожелать вам счастья

Слайд 3
Актуализация знаний
. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
На жаре в лесу

спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берет,
Мордочку ежонку трет.
Только спину, только спину
Не потрешь родному сыну.
Ходит по росе лесной
Он с немытою спиной.
Вот как, посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хорошо, ребята, все ж,
Что никто из вас не еж!
Г. Виеру
— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением, выразительно).
— Понравилось ли вам стихотворение?
— О чем хотел нам рассказать автор?
— Рассмотрите выставку книг
Актуализация знаний . Речевая разминка— Прочитайте стихотворение самостоятельно.На жаре в лесу спросонокУмывается ежонок.Мать-ежиха таз берет,Мордочку ежонку трет.Только

Слайд 4



Самоопределение к деятельности-

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев

на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит…
Самоопределение к деятельности- О чём-то скрипит половица,И спице опять не спится,Присев на кровати, подушкиУже навострили ушки…И сразу

Слайд 5Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
И от сивка и от бурка,
И от вещего

каурка.
Козы на море ушли;
Горы лесом поросли;
Конь с златой узды срывался,
Прямо к солнцу поднимался;
Лес стоячий под ногой,
Сбоку облак громовой;
Ходит облак и сверкает,
Гром по небу рассыпает.
Это присказка: пожди,
Сказка ждет нас впереди.
Зачинается рассказОт Ивановых проказ,И от сивка и от бурка,И от вещего каурка.Козы на море ушли;Горы лесом поросли;Конь

Слайд 6пробное действие:

Какой раздел мы изучаем?
Что относится к устному народному творчеству?

Что такое сказка?
«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». (А.С. Пушкин)
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете первую часть пословицы?
- Как вы понимаете вторую часть пословицы?
- Как вы понимаете третью часть пословицы?

пробное действие: Какой раздел мы изучаем?Что относится к устному народному творчеству? Что такое сказка? «Сказка – ложь,

Слайд 7пробное действие:

Сказка - это вымысел, в ней происходят удивительные, невероятные

события.
Сколько бы ни было вымысла, в конечном счёте, сказка говорит о реальной жизни.
В сказочных историях встречаются необычные персонажи, на их образах сказка наставляет и учит доброму, разумному.

пробное действие: Сказка - это вымысел, в ней происходят удивительные, невероятные события.Сколько бы ни было вымысла, в

Слайд 8Цель: проанализировать народные сказки о животных; выявить основные черты характера героев сказок

о животных; составить их классификацию.
Цель: проанализировать народные сказки о   животных; выявить основные черты характера героев сказок о животных; составить их

Слайд 9Сказки о животных

Тема урока

Сказки о животныхТема урока

Слайд 11работа в группах 1,2,3 гр.
1гр. На какие группы делятся сказки по

содержанию?
2гр. Какие общие особенности сказок вы знаете?
3гр. Выделить особенности сказок о животных
работа в группах 1,2,3 гр.1гр. На какие группы делятся сказки по содержанию? 2гр. Какие общие особенности сказок

Слайд 13

Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...
По коленкам Шлёп-шлёп…
По

плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Вы наверное устали?Ну, тогда все дружно встали.Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...По коленкам Шлёп-шлёп…По плечам теперь похлопай..По бокам себя пошлёпай…Мы

Слайд 14Сказка — жанр устного народного творчества, передается прозой или стихами, рассказывает

о вымышленных или фантастических событиях. многое в сказке совершается вопреки законам природы. Каким же законам она подчиняется?
Закон 1: закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью.
Как правило, сказка начинается плохо, а заканчивается хорошо.
Закон 2: закон сказочной справедливости.
Этот закон вытекает из первого. Всем известно: добро в сказке торжествует, зло должно быть повержено и посрамлено; герой оказывается победителем, его противник — побеждённым. При этом за добрые поступки и качества в сказке обязательно следует награда, за злые поступки и дурные качества — наказание.
Основные качества героев, за которые полагается награда, — это простота, смирение, милосердие, честность и бескорыстная преданность; наказание же полагается, конечно, за всевозможные злодейства, но также и за такие качества, как неблагодарность, зависть, гордыня и леность; за такие поступки, как обман, неверность и клевета.
Закон 3: закон превосходной степени
Согласно сказочному закону, в сказке всегда всё “самое-самое”.
Красавицы — “первые красавицы на всём белом свете”. Страшилища такие, “каких свет не видывал”.
Закон 4: закон всесильного желания и слова. Сказочный закон требует, чтобы желание героя в конце концов непременно осуществилось, вопреки всем препятствиям и испытаниям. Когда он говорит: “хочу!”, невозможное становится возможным, несбыточное сбывается.



Сказка — жанр устного народного творчества, передается прозой или стихами, рассказывает о вымышленных или фантастических событиях. многое

Слайд 15Определение жанра сказки
Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий

целью нравоучение или развлечение, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка.

Словарь русской литературы.

Первичное закрепление

Определение жанра сказкиСказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение, которое имеет

Слайд 16Отличительные черты сказки
Сказочные события
Сказочные герои
Сказочные существа
Необычность обстановки
Особая манера повествования
Вариативность текста
Автор коллективен

Отличительные черты сказкиСказочные событияСказочные героиСказочные существаНеобычность обстановкиОсобая манера повествованияВариативность текстаАвтор коллективен

Слайд 17Виды русских народных сказок
Волшебные
сказки
Сказки о животных
Бытовые
сказки
далее

Виды русских народных сказокВолшебныесказки  Сказки о животныхБытовыесказкидалее

Слайд 18Сказочные
формулы
Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
Зачин – помогает

начать сказку, называет героев и события.

Концовка – завершает повествование.

назад

СказочныеформулыПрисказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события.Концовка

Слайд 19Сказки о животных

Животные в той или иной степени выступают героями во

всех жанрах устного народного творчества.
Сказки о животных – вид сказок, где животные являются главными героями сюжета.
Сказки о животныхЖивотные в той или иной степени выступают героями во всех жанрах устного народного творчества. Сказки

Слайд 20Черты характеров животных-героев сказок традиционно закрепились за конкретными персонажами.
Все они наделены

человеческими чертами характеров.
Животные в сказках живут, действуют, разговаривают как люди.

Черты характеров животных-героев сказок традиционно закрепились за конкретными персонажами.Все они наделены человеческими чертами характеров. Животные в сказках

Слайд 21В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства,

когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, а хитрость, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание.
В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать продукты

Слайд 22
Общие особенности
Сказок о животных
Иносказательность
Ясность оценки героев
Антропоморфизм
Быстродействие
Диалог
Облегчённая композиция














































назад

Общие особенностиСказок о животныхИносказательностьЯсность оценки героевАнтропоморфизмБыстродействиеДиалогОблегчённая композицияназад

Слайд 23Сказки о животных



Популярные персонажи

Сказки о животныхПопулярные персонажи

Слайд 24Лиса.
Лиса – хитрая, сильная, находчивая. Часто бывает наказана по сюжету за

свою хитрость и изворотливость
Лиса.Лиса – хитрая, сильная, находчивая. Часто бывает наказана по сюжету за свою хитрость и изворотливость

Слайд 25Заяц.
Заяц – трусливый, но одновременно находчивый, побеждающий свой страх. Многие животные

спешат на помощь зайцу, помогают ему в решении проблемы.
Заяц.Заяц – трусливый, но одновременно находчивый, побеждающий свой страх. Многие животные спешат на помощь зайцу, помогают ему

Слайд 26Волк.
Волк – злой, жадный, сильный, глупый. Часто бывает обманут лисой. Чаще

других сильных персонажей является обидчиком слабых.
Волк.Волк – злой, жадный, сильный, глупый. Часто бывает обманут лисой. Чаще других сильных персонажей является обидчиком слабых.

Слайд 27 Медведь.
Медведь – неоднозначный

персонаж.
Бывает добрый, умный, хороший помощник (никогда не лидер), с такими характеристиками – часто персонифицируется как Михайло Потапыч. Часто помогает зайцу. Бывает глупый (Маша и медведь, Теремок), злой (Три медведя).
Медведь.Медведь – неоднозначный персонаж.Бывает добрый, умный, хороший помощник (никогда

Слайд 28Коза.
Коза (мама Коза, тётя Маша) – хозяйственная, домовитая, сильная, смелая. Всегда

готова защитить семью, дать отпор волку (основной антагонист).
Коза.Коза (мама Коза, тётя Маша) – хозяйственная, домовитая, сильная, смелая. Всегда готова защитить семью, дать отпор волку

Слайд 29Лев.
Лев – царь зверей. Справедливый, мудрый, выступает на стороне слабого.

Лев.Лев – царь зверей. Справедливый, мудрый, выступает на стороне слабого.

Слайд 30Волк.
Волк – злой, жадный, сильный, глупый. Часто бывает обманут лисой. Чаще

других сильных персонажей является обидчиком слабых.
Волк.Волк – злой, жадный, сильный, глупый. Часто бывает обманут лисой. Чаще других сильных персонажей является обидчиком слабых.

Слайд 31Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они

выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у "крупных" животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в

Слайд 33В сказках о животных человек:
- играет второстепенную роль (старик из сказки

“Лиса и Волк”); - занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки “Старая хлеб-соль забывается”).
В сказках о животных человек:- играет второстепенную роль (старик из сказки “Лиса и Волк”); - занимает положение,

Слайд 34

Сказки о животных
2 основные идеи:
прославление товарищества, благодаря которому слабые побеждают злых

и сильных

прославление самой победы, которая приносит слушателям моральное удовлетворение

Сказки о животных2 основные идеи:прославление товарищества, благодаря которому слабые побеждают злых и сильных прославление самой победы, которая

Слайд 35

Сказки о животных
Сказки
Авторские
Народные

Сказки о животныхСказкиАвторскиеНародные

Слайд 36


Авторские сказки – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а

народные – те, которые не имеют одного автора.

Сказки о животных


Авторские сказки – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют

Слайд 37Дмитрий Мамин-Сибиряк. «Серая шейка»
Авторские сказки

Дмитрий Мамин-Сибиряк. «Серая шейка»Авторские сказки

Слайд 38Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»
Авторские сказки

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»Авторские сказки

Слайд 39К.И. Чуковский. «Муха-Цокотуха»
Авторские сказки

К.И. Чуковский. «Муха-Цокотуха»Авторские сказки

Слайд 40
Особенности
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Простой, легко читаемый текст
Глубочайший социальный смысл

ОсобенностиНАРОДНЫЕ СКАЗКИПростой, легко читаемый текстГлубочайший социальный смысл

Слайд 41Колобок
Народные сказки

КолобокНародные сказки

Слайд 42Теремок
Народные сказки

ТеремокНародные сказки

Слайд 43Петушок – золотой гребешок
Народные сказки

Петушок – золотой гребешокНародные сказки

Слайд 44Зайкина избушка
Народные сказки

Зайкина избушкаНародные сказки

Слайд 45Изобразитель-выразительные средства
Русских народных сказок
Антитеза

Сказочные
формулы
Гипербола
Постоянные
эпитеты
далее

Изобразитель-выразительные средстваРусских народных сказокАнтитезаСказочныеформулыГиперболаПостоянныеэпитетыдалее

Слайд 46Антитеза
Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
Василиса –

мачеха
Иванушка – царь
Крестьянин – барин
Лиса - заяц

назад

АнтитезаПриём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.Василиса – мачехаИванушка – царьКрестьянин – баринЛиса -

Слайд 47Гипербола
Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
«Рос не по дням, а по

часам.»
«И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»

назад

ГиперболаЧрезмерное преувеличение действий и поступков героев.«Рос не по дням, а по часам.»«И возник вдруг мост кольцом, да

Слайд 48Постоянные
эпитеты
Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.
«Сине

море»
«Добрый молодец»
«Красна девица»
«Ясный сокол»

назад

ПостоянныеэпитетыКрасочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.«Сине море»«Добрый молодец»«Красна девица»«Ясный сокол»назад

Слайд 49Анализируя русские народные сказки о животных, можно сделать следующие выводы:
за свою

многовековую историю народом было создано большое количество сказок о животных;
каждое животное, как герой сказки, наделено своими отличительными чертами характера, переходящими из сказки в сказку;
эти черты так укрепились за животными, что стали постоянными эпитетами, характеризующими животных, вошли в состав постоянных сравнений, выступают именами нарицательными в образной речи человека;
воплощенные в животных признаки характеризуют человека, то есть, читая русские народные сказки о животных, мы под каждым из них подразумеваем людей с определенным складом натуры, то есть это сказки – иносказания.
сказки о животных любят не только дети, но и взрослые.

Анализируя русские народные сказки о животных, можно сделать следующие выводы:за свою многовековую историю народом было создано большое

Слайд 50«Сказочная угадай-ка!»
Перед волком не дрожал
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж

попался ….
 
«Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое…» -
Плачет дед, плачет баба,
Но утешает их курочка …

Работа в паре.

«Сказочная угадай-ка!»Перед волком не дрожалОт медведя убежал,А лисице на зубокВсе ж попался ….   «Было яичко у

Слайд 51Тест


Самостоятельная работа

ТестСамостоятельная работа

Слайд 52

1. Какие бывают разновидности сказок?
а) приключенческие

б) биографические

в) волшебные

г) исторические

д) бытовые

е) о

животных
1. Какие бывают разновидности сказок?а) приключенческиеб) биографическиев) волшебныег) историческиед) бытовыее) о животных

Слайд 53Дальше

Дальше

Слайд 54

2. Кто является творцом сказок?
а) писатель-сказочник

б) летописец

в) древний певец Баян

г) народ

2. Кто является творцом сказок?а) писатель-сказочникб) летописецв) древний певец Баянг) народ

Слайд 55Дальше

Дальше

Слайд 56

3. Установите соответствие персонажа его нравственному качеству
Муравей
Стрекоза
Волк
Ворона
Свинья
Лиса

а) Хитрость
б) Легкомыслие
в) Трудолюбие
г) Глупость
д)

Невежество
е) Коварство
3. Установите соответствие персонажа его нравственному качествуМуравейСтрекозаВолкВоронаСвиньяЛисаа) Хитростьб) Легкомыслиев) Трудолюбиег) Глупостьд) Невежествое) Коварство

Слайд 57

Попробуй еще!

Попробуй еще!

Слайд 58

4. Из какого произведения описание героини? Выберите ответ
Хорошо кума принаряжена: шерсть

пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек

1. Е. Благина.
«Голос леса»

2. П. Комаров.
«Оленёнок»

3. К. Ушинский. «Лиса Патрикеевна»

4. Из какого произведения описание героини? Выберите ответХорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а

Слайд 59Дальше

Дальше

Слайд 60Ответы
в, д, е
а, г
1-в; 2-б; 3-г; 4-е; 5-д; 6-а
3

Ответыв, д, еа, г1-в; 2-б; 3-г; 4-е; 5-д; 6-а3

Слайд 61Кроссворд: «Герои сказок о животных»
1 2 3




1. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный.

2. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой

3. Хитрая плутовка
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …
МОЛОДЦЫ!

в

о

л

к

д

м

е

в

е

а

ь

д

с

и

л

Кроссворд:  «Герои сказок о животных»1  2  3

Слайд 62
- Какую из этих пословиц вы считаете моралью к сказке?:
Скупой плохо

живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
Рад не рад, а говори: милости просим!
Гостю щей не жалей, а погуще лей.
У жадного среди зимы снега не допросишься.
Сметлив и хитер – пятерым нос утер.


9.8.19

- Какую из этих пословиц вы считаете моралью к сказке?:Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему

Слайд 63

Сметлив и хитер – пятерым нос утер.


9.8.19

Сметлив и хитер – пятерым нос утер. 9.8.19

Слайд 641. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь

я могу…
6. После урока мне захотелось…

Дополни фразы:

Ну вот наш урок и подходит к концу!

1. Сегодня я узнал…2. Я понял, для чего…3. Было интересно…4. Было трудно…5. Теперь я могу… 6. После урока мне

Слайд 65++++ «5»
+++

«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.

Оцени себя!





++++         «5»+++

Слайд 66Рефлексия



– отличное


– удовлетворительное


– плохое
Рефлексия   – отличное         – удовлетворительное  –

Слайд 67Задания для домашней работы.


Учебник стр. р.т.с.


Читать сказки разных народов

Задания для домашней работы.Учебник стр. р.т.с.Читать сказки разных народов

Слайд 68Спасибо за урок!
Перемена!!!

Спасибо за урок! Перемена!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть