Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать
вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу - класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
РЕФЛЕКСИЯ – Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения
Слайд 3
Актуализация знаний
. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
На жаре в лесу
спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берет,
Мордочку ежонку трет.
Только спину, только спину
Не потрешь родному сыну.
Ходит по росе лесной
Он с немытою спиной.
Вот как, посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хорошо, ребята, все ж,
Что никто из вас не еж!
Г. Виеру
— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением, выразительно).
— Понравилось ли вам стихотворение?
— О чем хотел нам рассказать автор?
— Рассмотрите выставку книг
Слайд 4
Самоопределение к деятельности-
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев
на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит…
Слайд 5Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
И от сивка и от бурка,
И от вещего
каурка.
Козы на море ушли;
Горы лесом поросли;
Конь с златой узды срывался,
Прямо к солнцу поднимался;
Лес стоячий под ногой,
Сбоку облак громовой;
Ходит облак и сверкает,
Гром по небу рассыпает.
Это присказка: пожди,
Сказка ждет нас впереди.
Слайд 6пробное действие:
Какой раздел мы изучаем?
Что относится к устному народному творчеству?
Что такое сказка?
«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». (А.С. Пушкин)
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете первую часть пословицы?
- Как вы понимаете вторую часть пословицы?
- Как вы понимаете третью часть пословицы?
Слайд 7пробное действие:
Сказка - это вымысел, в ней происходят удивительные, невероятные
события.
Сколько бы ни было вымысла, в конечном счёте, сказка говорит о реальной жизни.
В сказочных историях встречаются необычные персонажи, на их образах сказка наставляет и учит доброму, разумному.
Слайд 8Цель: проанализировать народные сказки о
животных; выявить основные черты характера героев сказок
о животных; составить их классификацию.
Слайд 11работа в группах 1,2,3 гр.
1гр. На какие группы делятся сказки по
содержанию?
2гр. Какие общие особенности сказок вы знаете?
3гр. Выделить особенности сказок о животных
Слайд 13
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...
По коленкам Шлёп-шлёп…
По
плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Слайд 14Сказка — жанр устного народного творчества, передается прозой или стихами, рассказывает
о вымышленных или фантастических событиях. многое в сказке совершается вопреки законам природы. Каким же законам она подчиняется?
Закон 1: закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью.
Как правило, сказка начинается плохо, а заканчивается хорошо.
Закон 2: закон сказочной справедливости.
Этот закон вытекает из первого. Всем известно: добро в сказке торжествует, зло должно быть повержено и посрамлено; герой оказывается победителем, его противник — побеждённым. При этом за добрые поступки и качества в сказке обязательно следует награда, за злые поступки и дурные качества — наказание.
Основные качества героев, за которые полагается награда, — это простота, смирение, милосердие, честность и бескорыстная преданность; наказание же полагается, конечно, за всевозможные злодейства, но также и за такие качества, как неблагодарность, зависть, гордыня и леность; за такие поступки, как обман, неверность и клевета.
Закон 3: закон превосходной степени
Согласно сказочному закону, в сказке всегда всё “самое-самое”.
Красавицы — “первые красавицы на всём белом свете”. Страшилища такие, “каких свет не видывал”.
Закон 4: закон всесильного желания и слова. Сказочный закон требует, чтобы желание героя в конце концов непременно осуществилось, вопреки всем препятствиям и испытаниям. Когда он говорит: “хочу!”, невозможное становится возможным, несбыточное сбывается.
Слайд 15Определение жанра сказки
Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий
целью нравоучение или развлечение, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка.
Словарь русской литературы.
Первичное закрепление
Слайд 16Отличительные черты сказки
Сказочные события
Сказочные герои
Сказочные существа
Необычность обстановки
Особая манера повествования
Вариативность текста
Автор коллективен
Слайд 17Виды русских народных сказок
Волшебные
сказки
Сказки о животных
Бытовые
сказки
далее
Слайд 18Сказочные
формулы
Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
Зачин – помогает
начать сказку, называет героев и события.
Концовка – завершает повествование.
назад
Слайд 19Сказки о животных
Животные в той или иной степени выступают героями во
всех жанрах устного народного творчества.
Сказки о животных – вид сказок, где животные являются главными героями сюжета.
Слайд 20Черты характеров животных-героев сказок традиционно закрепились за конкретными персонажами.
Все они наделены
человеческими чертами характеров.
Животные в сказках живут, действуют, разговаривают как люди.
Слайд 21В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства,
когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, а хитрость, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание.
Слайд 22
Общие особенности
Сказок о животных
Иносказательность
Ясность оценки героев
Антропоморфизм
Быстродействие
Диалог
Облегчённая композиция
назад
Слайд 23Сказки о животных
Популярные персонажи
Слайд 24Лиса.
Лиса – хитрая, сильная, находчивая. Часто бывает наказана по сюжету за
свою хитрость и изворотливость
Слайд 25Заяц.
Заяц – трусливый, но одновременно находчивый, побеждающий свой страх. Многие животные
спешат на помощь зайцу, помогают ему в решении проблемы.
Слайд 26Волк.
Волк – злой, жадный, сильный, глупый. Часто бывает обманут лисой. Чаще
других сильных персонажей является обидчиком слабых.
Слайд 27 Медведь.
Медведь – неоднозначный
персонаж.
Бывает добрый, умный, хороший помощник (никогда не лидер), с такими характеристиками – часто персонифицируется как Михайло Потапыч. Часто помогает зайцу. Бывает глупый (Маша и медведь, Теремок), злой (Три медведя).
Слайд 28Коза.
Коза (мама Коза, тётя Маша) – хозяйственная, домовитая, сильная, смелая. Всегда
готова защитить семью, дать отпор волку (основной антагонист).
Слайд 29Лев.
Лев – царь зверей. Справедливый, мудрый, выступает на стороне слабого.
Слайд 30Волк.
Волк – злой, жадный, сильный, глупый. Часто бывает обманут лисой. Чаще
других сильных персонажей является обидчиком слабых.
Слайд 31Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они
выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у "крупных" животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.
Слайд 33В сказках о животных человек:
- играет второстепенную роль (старик из сказки
“Лиса и Волк”);
- занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки “Старая хлеб-соль забывается”).
Слайд 34
Сказки о животных
2 основные идеи:
прославление товарищества, благодаря которому слабые побеждают злых
и сильных
прославление самой победы, которая приносит слушателям моральное удовлетворение
Слайд 35
Сказки о животных
Сказки
Авторские
Народные
Слайд 36
Авторские сказки – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а
народные – те, которые не имеют одного автора.
Сказки о животных
Слайд 37Дмитрий Мамин-Сибиряк. «Серая шейка»
Авторские сказки
Слайд 38Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»
Авторские сказки
Слайд 39К.И. Чуковский. «Муха-Цокотуха»
Авторские сказки
Слайд 40
Особенности
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Простой, легко читаемый текст
Глубочайший социальный смысл
Слайд 43Петушок – золотой гребешок
Народные сказки
Слайд 45Изобразитель-выразительные средства
Русских народных сказок
Антитеза
Сказочные
формулы
Гипербола
Постоянные
эпитеты
далее
Слайд 46Антитеза
Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
Василиса –
мачеха
Иванушка – царь
Крестьянин – барин
Лиса - заяц
назад
Слайд 47Гипербола
Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
«Рос не по дням, а по
часам.»
«И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»
назад
Слайд 48Постоянные
эпитеты
Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.
«Сине
море»
«Добрый молодец»
«Красна девица»
«Ясный сокол»
назад
Слайд 49Анализируя русские народные сказки о животных, можно сделать следующие выводы:
за свою
многовековую историю народом было создано большое количество сказок о животных;
каждое животное, как герой сказки, наделено своими отличительными чертами характера, переходящими из сказки в сказку;
эти черты так укрепились за животными, что стали постоянными эпитетами, характеризующими животных, вошли в состав постоянных сравнений, выступают именами нарицательными в образной речи человека;
воплощенные в животных признаки характеризуют человека, то есть, читая русские народные сказки о животных, мы под каждым из них подразумеваем людей с определенным складом натуры, то есть это сказки – иносказания.
сказки о животных любят не только дети, но и взрослые.
Слайд 50«Сказочная угадай-ка!»
Перед волком не дрожал
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж
попался ….
«Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое…» -
Плачет дед, плачет баба,
Но утешает их курочка …
Работа в паре.
Слайд 52
1. Какие бывают разновидности сказок?
а) приключенческие
б) биографические
в) волшебные
г) исторические
д) бытовые
е) о
животных
Слайд 54
2. Кто является творцом сказок?
а) писатель-сказочник
б) летописец
в) древний певец Баян
г) народ
Слайд 56
3. Установите соответствие персонажа его нравственному качеству
Муравей
Стрекоза
Волк
Ворона
Свинья
Лиса
а) Хитрость
б) Легкомыслие
в) Трудолюбие
г) Глупость
д)
Невежество
е) Коварство
Слайд 58
4. Из какого произведения описание героини? Выберите ответ
Хорошо кума принаряжена: шерсть
пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек
1. Е. Благина.
«Голос леса»
2. П. Комаров.
«Оленёнок»
3. К. Ушинский. «Лиса Патрикеевна»
Слайд 60Ответы
в, д, е
а, г
1-в; 2-б; 3-г; 4-е; 5-д; 6-а
3
Слайд 61Кроссворд:
«Герои сказок о животных»
1 2 3
1. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный.
2. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
3. Хитрая плутовка
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …
МОЛОДЦЫ!
в
о
л
к
д
м
е
в
е
а
ь
д
с
и
л
Слайд 62
- Какую из этих пословиц вы считаете моралью к сказке?:
Скупой плохо
живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
Рад не рад, а говори: милости просим!
Гостю щей не жалей, а погуще лей.
У жадного среди зимы снега не допросишься.
Сметлив и хитер – пятерым нос утер.
9.8.19
Слайд 63
Сметлив и хитер – пятерым нос утер.
9.8.19
Слайд 641. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 66Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 67Задания для домашней работы.
Учебник стр. р.т.с.
Читать сказки разных народов